Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Карабахский Тандем

27.02.2008. «Московская Среда»

Михаил Александров

На прошлой неделе состоялись президентские выборы в Армении. Они принесли предсказуемый результат: набрав около 53 процентов голосов, победил премьер-министр и лидер республиканской партии Серж Саркисян Россиян это событие должно волновать как минимум по двум причинам. Во-первых, Армения фактически единственный наш стратегический партнер в Закавказье. А во-вторых, утверждение, будто нет повода беспокоиться, кто окажется там у руля власти, ошибочно. Была опасность, что внешнеполитический курс Еревана может поменяться. Это произошло бы в том случае, если бы на выборах победил Артур Багдасарян, который не скрывает своих прозападных симпатий и желания интегрировать Армению в Европейский союз, а затем в НАТО. Правда, в ходе предвыборных дебатов он открещивался от некоторых былых своих заявлений. В частности, уже не говорил о Североатлантическом альянсе как основном военно-политическом союзнике Армении. Но, как говорится, слово не воробей. Если политик в недавнем прошлом четко обозначил свои внешнеполитические приоритеты, это о многом свидетельствует. Кстати, Багдасарян успел засветиться в свое время на киевском майдане, активно поддерживая Ющенко. И он наверняка был не прочь продолжить череду цветных революций в своей республике. Тем самым под угрозу была бы поставлена не только внутриполитическая стабильность в Армении (а она еще в конце 1990-х была достаточно зыбкой, вспомните хотя бы беспрецедентный публичный расстрел в парламенте), но и российско-армянские отношения, скрепленные не одним десятком межгосударственных договоренностей.

Определенная опасность была бы и в случае победы другого кандидата, Левона Тер-Петросяна. Хотя именно он в период своего президентства фактически стал автором соглашения о дружбе и сотрудничестве между Арменией и Российской Федерацией, а также одним из инициаторов вступления республики в ОДКБ - Организацию Договора о коллективной безопасности. Нельзя сказать, что Тер-Петросян имеет некую антироссийскую ориентацию, но в ходе борьбы за власть он взял определенные обязательства перед Западом, Соединенными Штатами, несколько раз туда ездил, после чего заявил о возможности изменения позиции Армении по карабахскому вопросу. Между тем это наиболее чувствительный для армян вопрос. Главной целью Тер-Петросяна, по его словам, является снятие блокады Армении. А это означает пойти на те уступки, которые навязывает сейчас Еревану Запад, которому выгодно, чтобы конфликт из-за Нагорного Карабаха был урегулирован на условиях Азербайджана. Чтобы и с Баку не ссориться, и Ереван втянуть в орбиту своего военно-политического влияния.

Но такое урегулирование не устраивает многие силы в самой Армении. К тому же это сделает ее в определенной степени заложником Запада и тех миротворческих сил, которые будут введены в зону обеспечения безопасности вокруг Нагорного Карабаха. После этого Армения вряд ли смогла бы оставаться полноценным союзником России, начав дрейф в сторону Запада при неминуемой девальвации наших отношений в области обороны. Ведь сегодня в Армении дислоцируется российская военная база.

Естественно, Москва была озабочена тем, как будет развиваться политическая ситуация в Армении. Саркисян победил законно и убедительно. Кочарян после этого, по всей видимости, пересядет в кресло главы правительства. Как видим, Армения в этом плане идет на полшага впереди нас. Кстати, их выборная модель отличается от нашей: там идет реальная политическая борьба. Вот и на недавних парламентских выборах победила республиканская партия Сержа Саркисяна, что позволило создать мощный блок в парламенте, хорошо подготовиться к президентским выборам и победить на них.

Олицетворяет эту политику так называемый карабахский клан. Ведь Саркисян и Кочарян выходцы из Нагорного Карабаха, приведшие его к реальной независимости и сумевшие затем прочно закрепиться на армянской политической арене. Карабах традиционно был пророссийской территорией. Он первым из армянских княжеств присоединился в свое время к Российской империи. Конечно, выходцы из бывшей автономной области заняли ключевые посты не только в исполнительной власти, но и завоевали многие командные высоты в армянской экономике, среднем и крупном бизнесе. В республике кое-кто этим недоволен и пытается разыгрывать «карабахскую» карту. Но Роберт Кочарян и Серж Саркисян, надо заметить, вполне эффективные управленцы. Они смогли даже в условиях транспортной блокады поднять экономику и жизненный уровень населения, укрепить обороноспособность, усилить внешнеполитические позиции страны. Не случайно народ снова проголосовал за этот тандем. Наверняка «карабахский клан», сохраняя верность своей исторической родине, попытается вскоре использовать косовский прецедент для того, чтобы попробовать добиться дополнительных политических преференций для НКР. Думаю, в наших отношениях с Арменией продолжится курс на дальнейшее сближение в экономической и военной областях. А это послужит укреплению наших позиций в Закавказье, что особенно важно после свертывания российского военного присутствия в Грузии. Терять надежного стратегического союзника в Закавказском регионе нам никак нельзя.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ