Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Константин Затулин: «Приход Медведева – хорошая новость для всех, кто хочет искренних российско-украинских отношений»

04.03.2008, Вовремя.info

Беседовал Денис Васильев

Мнение депутата Госдумы о дальнейших отношениях РФ с Украиной и Грузией, о возможном пересмотре результатов президентских выборов в России, а также о дальнейшем пребывании Черноморского флота в Крыму.

Будет ли Медведев придерживаться курса Путина? Кто действительно будет управлять страной – Путин или Медведев?

Страной в действительности управляют власти. Власть в России, как известно, состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Что касается высшего должностного лица России, то им в соответствии с результатами выборов стал Дмитрий Медведев – президент Российской Федерации. К сведению требую принять уже прозвучавшее после выборов его заявление о том, что сохраняется предложение нынешнему президенту Владимиру Путину занять место председателя правительства после инаугурации, после вступления президента Медведева в должность. Это ответ на вопрос, кто именно будет возглавлять высшую исполнительную власть в России. Законодательная власть, как вы знаете, тоже прошла через выборы. Судебная власть у нас также, как и в других странах не менялась, как и ряд других органов. Я думаю, что вот этот тандем Путин-Медведев будет осуществлять верховное руководство, согласовывая решения. Естественный вопрос, который многих волнует и будет продолжать волновать заключается том, а в какой мере Путин и Медведев будут единомышленниками? Способны ли они при новом распределении России обеспечить бесконфликтное сосуществование и взаимодействие всех ветвей власти? Они полны решимости, чтоб действовать именно так. Они постоянно заявляли в ходе самих выборов и у меня пока нет оснований им не верить и если такие основания появятся, то я вам обязательно скажу.

Как изменятся отношения России с Грузией и Украиной после назначения Медведева президентом?

Дело в том, что отношения с Грузией и Украиной, как вообще международные отношения, – это отношения, на которые перемена лиц, конечно, оказывает влияние, но существенно меньшее, чем на всякую другую политику. Просто потому, что международные отношения так же, как и экология формируются при участии огромного количества факторов. За долгие годы они не поменялись  ни от перемены лиц в Кремле и не от перемены лиц в Белом доме. Я не думаю, что будут какие-то изменения в отношении между Грузией и Украиной, которые не диктовались бы внутренней проблематикой этих отношений просто из-за того, что Медведеву больше нравится Грузия, чем Украина. Такого нет. Медведев, по крайней мере, глубоко вникал в дела Украины. В свое время он курировал вопрос, связанный с развитием российско-украинских отношений, когда работал главой администрации, а затем с него не была снята эта функция, когда он работал в правительстве Российской Федерации, хотя у него появилось много других конкретных обязанностей. Грузией, по крайней мере, так плотно и детально, как Украиной, Медведев не занимался. Говоря о значимости отношений, то конечно отношения важны со всеми соседями, но есть те, которые важнее среди равных. Безусловно, для нас отношения с Украиной намного более серьезный вопрос, чем отношения с Грузией. Сам характер Украины, ее масштаб, возможности, проблемы, с которыми мы там сталкиваемся, абсолютно разные. В чем-то они, конечно, близкие по каким-то вопросам, но в целом есть дополнительная проблематика. В Грузии, например, стоит всерьез вопрос о русскоязычном населении Грузии, которого на данный момент стало совсем мало. На Украине этот вопрос стоит и оказывает влияние на отношения между нашими странами, между государствами. Я думаю, что приход Медведева – это хорошая новость для всех, кто по-настоящему хотел бы искренних российско-украинских отношений. Медведев не понаслышке знает эту проблематику и не только как руководитель администрации или первый зам председателя правительства, но и как председатель совета директоров «Газпрома»,  вовлеченного во все события на Украине. Он в них поневоле вовлечен. Как это часто у нас в отношениях между Украиной и Россией делается вид, что все хотят хороших отношений между странами. На самом деле тот или иной политик выигрывал время или отвел глаза от России в тот момент, когда хочет совершенно иного, хочет нанести, в конечном счете, ущерб российско-украинским отношениям и интересам России в регионе. Для таких людей приход Медведева, конечно, плохая новость, так как он в состоянии разобраться с теми или иными намерениях политиков или политических деятелей в вопросах связанных с Украиной.

Какой будет дальнейшая позиция России по Косово?

Она будет той же, что и была. Мы не намерены Косово признавать, как законно созданное государство, и будем последовательно противостоять тем попыткам легетимизировать Косово в международно-правовом плане. Мы с сожалением отмечаем, что целый ряд государств поддались соблазну на этом этапе признать Косово считая, что таким образом они свои интересы защищают. Они их связывают в этом случае с признанием независимости Косово. Мы считаем это грубой ошибкой и угрозой мировому порядку и международным отношениям. Поэтому мы не будем идти по этому пути признавая Косово. От нас сейчас требуется сделать свои выводы, и мы сейчас их начинаем делать в отношении этой проблематики. 13 марта мы проведем заседание в Госдуме относительно этой проблематики по обращению к нам признания независимости Приднестровья, Абхазии и Осетии о состоянии зон конфликтов.

Станет ли Путин в мае премьер-министром?

Я убежден, что да.

Изменятся ли его отношения с Медведевым?

Есть полномочия у президента и премьера, и они не намерены их менять, как мы не раз слышали. Что касается внутреннего содержания отношений, кто первым встает из-за стола и кто первым протягивает руку, я думаю, что они в состоянии между собой как-то этот вопрос решить и не выносить его на обсуждение широкой публики и явно не формализовать все это. Как будет на самом деле, мы это позже увидим.

Демократично ли были проведены президентские выборы в России? Есть ли смысл Жириновскому и Зюганову оспаривать результаты выборов?

У проигравших кандидатов всегда свое амплуа. Есть кандидаты, которые ищут причину проигрыша в недостатках своих или своей политической силы и ее программы. Есть те, которые предпочитают искать виноватого и видеть его всегда в победителе. Я не видел ни одного проигравшего, который бы публично поддерживал бы во всех отношениях победителя и занимался бы самобичеванием. Они, как правило, пытаются найти изъяны в его избирательной компании и в результатах выборов и понять, почему я получил меньше. У нас, мне кажется, излишне сосредоточены на том, чтобы, не ища в себе недостатков, находить их во всех остальных. Что касается заявлений Зюганова и Жириновского – это штатные заявления, так же как ни у кого не было сомнений, что Медведев победит на этих выборах, точно также ни у кого не было сомнений, что Жириновский и Зюганов будут говорить об антинародном режиме, а другой об антирусском режиме в соответствии со своими политическими установками и будут таким образом закреплять свой электорат за тем, чтобы он не перебежал на сторону победителя. Они будут внушать своему электорату, что всему виной какие-то злоупотребления и т.д. Если эти злоупотребления будут доказательными, то в таком случае в законном порядке можно будет обсудить.

На мой взгляд, если фаворит был очевиден, от этого не должно меняться наше отношение к выборам. Я слышал, еще будучи в Украине, от политических противников России много ерничества по поводу того, что мы за полгода до выборов знаем, кто станет президентом. Если ситуация в стране такова, что слово действующего президента и его рекомендации являются императивом для большинства избирателей ,на мой взгляд, – это очень здоровая и желаемая любым государством в любой политической системе ситуация. Это означает, что власть есть за что уважать и доверять ей. Вот радости по поводу того, что до последнего момента мы не знаем, кто победитель, потому что никакого доверия ни к одному из участников нет у большинства, вот это, на мой взгляд, плохой симптом для государства. Я, например не могу сейчас в полной мере разобраться, чем завершится очередной начинающийся развертывающийся кризис политический в Украине. Украина живет в ситуации постоянных кризисов. Я думаю, что кому-то это кажется зрелищным, у СМИ больше пищи для комментариев, но я не уверен, что большинство жителей Украины радует такая ситуация. Честно говоря, мне кажется, что им это основательно надоело.

Будет ли в ближайшее время пересмотрена арендная плата за пребывание ЧФ РФ в Крыму?

Я не вижу для этого оснований, поскольку арендная плата фактически привязана к иностранной валюте и эта арендная плата определена соглашениями. Соглашения эти носят узаконенный характер и в России, и в Украине. С этой точки зрения пересмотр арендной платы – это основания для того, чтобы весь пакет подвергать пересмотру и сомнениям. Я не исключаю, что весь пакет может быть подвергнут пересмотру правда не в связи с арендной платой за ЧФ РФ, а в связи с односторонними шагами Украины направленными, по сути, на разрушение договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Я имею в виду заявку на присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО. Эта заявка, по сути, противоречит действующему договору между Украиной и Россией о внеблоковости. Срок действия этого договора завершается в слещующем году, а за полгода до завершения, то есть осенью 2008 года в соответствии с пунктом договора вы должны принять для себя решение, либо мы оставляем договор в силе и не выходим из него, или он, таким образом, автоматически продлевается, и мы уведомляем Украину или Украина уведомляет нас о том, что одна из сторон договора собирается выйти через полгода. Если Украина оказывается в плане действий, то для нас это повод, для того чтобы заново оценить все за и против, взвесить их и быть может, когда настанут соответствующие нормативные сроки осенью этого года заявить о невозможности продления договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Конечно, это очень серьезный вывод из развития российско-украинских отношений, это, конечно, не объявление войны, не прекращение межгосударственных отношений. У нас нет договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с США или с Федеративной Республикой (Германией – ред.), но тем не мене у нас складываются эти отношения, но это означает, что, безусловно, многие вопросу могут быть подвергнуты сомнению, которые таким образом становятся неурегулированными. Соглашение по Черноморскому флоту является приложением к договору и все это вместе взятое придется оценивать. Я думаю, что в интересах РФ делать вид, что есть дружба сотрудничество и партнерство с Украиной в то время, как украинская сторона прилагает усилия к тому, чтобы не дружбы не сотрудничества, не партнерства не было.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ