Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Признание через интеграцию

04.03.2008. Ольвия-пресс (Тирасполь)

Александр Галин

4 марта на заседании Совета Государственной Думы Российской Федерации было принято решение провести слушания по вопросу о признании независимости Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии 13 марта сего года. Как заявил председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов. «Предстоит широкое обсуждение, поэтому представительство на парламентских слушаниях будет самое широкое». Слушания о ситуации, сложившейся в мире после признания независимости Косово, пройдут с участием представителей МИДа РФ, Минобороны, Минтранса, министерства экономического развития и торговли, а также министерства образования. На них приглашены также представители парламентов Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Уже известно, что только из Южной Осетии на заседании Государственной Думы будет присутствовать делегация из 70 человек, в том числе и депутаты Парламента Южной Осетии.

По мнению первого заместителя главы комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, ставшего инициатором слушаний, «процесс признания независимости самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии нужно открыть».

В свою очередь депутат Госдумы Сергей Марков отметил, что «Россия, конечно же, заинтересована в том, чтобы развивать отношения с людьми, которые живут в Абхазии и в Южной Осетии. Это наши граждане не только юридически – это наши люди, которые хотят жить с нами, потому что они не воткнут нам нож в спину, не пригласят американские базы». Кроме того, Сергей Марков считает, что «обсуждение данного вопроса является необходимым, так как существующая реальность требует определения статуса конфликтных регионов. При этом особое значение имеет защита прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории непризнанных республик».

Будет ли на заседании Госдумы инициирован процесс признания де-факто государств постсоветского пространства или нет, говорить пока рано. Многие депутаты Думы склоняются к тому, что итогом слушаний станет принятие проекта рекомендаций различным ветвям власти как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, о принятии тех или иных мер по отношению к Приднестровью, Абхазии и Южной Осетии.

Председатель межпарламентской ассамблеи «За демократию и права народов» Григорий Маракуца также считает, что «не следует ожидать принятия экстраординарных решений о признании самоопределившихся республик. На этом этапе вполне достаточным будет решение о более глубокой интеграции в экономическом, научно-техническом и культурном пространстве».

Впрочем, сегодня ясно одно – с признанием Западом независимости Косово, ситуация с непризнанными республиками бывшего СССР изменится кардинальным образом. В этом плане примечательно недавнее заявление Президента РФ Владимира Путина, в отношении Косово и непризнанных республик постсоветского пространства. «Если кто-то принял опрометчивое и незаконное решение, мы не собираемся поступать так же, но, конечно, для нас это будет знаком, и мы отреагируем, исходя из интересов своей безопасности. У нас уже есть готовый план, и мы знаем, что надо делать. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье уже существуют как независимые государства, а случай с Косово создает прецедент, и мы это не устаем повторять", - заявил Владимир Путин.

То есть, по сути, Россия открыто завила о том, что считает государства, входящие в Сообщество «За демократию и права народов», независимыми. А это значит, что Россия потенциально готова признать их независимость. Реальное же признание вряд ли случится в ближайшие дни по целому ряду причин.

Поэтому, скорее всего, Россия пойдет иным путем. Юридически не признавая независимость Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, она сделает все, для того, чтобы эти республики стали частью российского экономического, социального, культурного и духовного пространства. В нынешних условиях этот вариант, пожалуй, наиболее приемлем как для России, так и для непризнанных республик бывшего СССР.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ