Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Армения после мятежа

05.03.08, Фонд стратегической культуры

Андрей АРЕШЕВ

После введения чрезвычайного положения ситуация в Армении несколько стабилизировалась. Начались аресты зачинщиков беспорядков 1 марта, повлекших трагические последствия. Парламент Армении лишил неприкосновенности четырех депутатов – Акопа Акопяна, Мясника Малхасяна, Сасуна Микаеляна и Хачатура Сукиасяна. Тем самым парламент разрешил Генеральной прокуратуре Армении привлечь указанных лиц в качестве обвиняемых и применить к ним арест в качестве меры пресечения. В Генпрокуратуре Республики сообщают, что бывший кандидат в Президенты Левон Тер-Петросян также является фигурантом дела, возбужденного по итогам массовых беспорядков в Ереване. В соответствии со статьей 56.1 Конституции Республики Армения, «Президент Республики может привлекаться к ответственности после завершения своих полномочий за действия, не связанные с его статусом»1.

По национальному телевидению Армении были показаны кадры событий 1 марта, на которых четко видно, что именно «мирные» демонстранты явились инициаторами столкновений с полицией, а договоренности о переносе митинга к Матенадарану были сорваны по вине Никола Пашиняна - ближайшего сподвижника Тер-Петросяна. Всего, по данным генеральной прокуратуры, телесные повреждения получили 48 гражданских лиц и 117 полицейских – весьма показательное соотношение.

Судя по всему, власти полны решимости не повторять прошлых ошибок. Представители силовых структур выступили с недвусмысленным заявлением. В телевизионном выступлении начальника штаба полицейских войск, полковника Гегама Петросяна, содержится четкий призыв «не пытаться вновь выйти на улицы и повторить действия 1 марта», а также предупреждение о том, что «весь состав войск полиции, от рядового до командира войск полны решимости дать жесткий отпор любым незаконным действиям».

Это заявление - косвенный ответ Тер-Петросяну и его штабу. Ведь в обращении бывшего президента к своим сторонникам с призывом разойтись (это обращение появилось уже после того, когда стало известно о первых погибших) было четко указано, что «разойтись» мятежникам предлагается лишь до окончания срока действия чрезвычайного положения. Можно предположить, что спустя 20 дней все в той или иной форме повторится снова – бывший армянский президент считается мастером по организации подобного рода сюрпризов. По словам директора Центра стратегических исследований "Арарат" Армена Айвазяна, политическая обстановка в Армении остается очень напряженной: «Это не значит, что уже на следующий день после завершения чрезвычайного положения вновь начнутся погромы и беспорядки. Однако в том или ином виде события минувшей субботы могут повториться. И поставить под угрозу само существование армянской государственности»2. В пользу такого сценария свидетельствует многое из происходящего. До сих пор никаких признаков раскаяния или хотя бы осмысления произошедшего со стороны «свидетелей левоновых»3 не наблюдается. Наоборот: крепнет впечатление, что с самого начала перед этими людьми ставилась более «серьезная» задача, нежели восемь погибших и более сотни раненых. Тер-Петросян уже выступил в The Washington Post с призывом к Западу вмешаться во внутренние дела в Армении и настаивать на проведении повторных "правильных" выборов. А значит - все еще, возможно, впереди…

Сейчас провокаторы перешли к проверенной тактике распространения слухов, имеющих целью внести еще больший раскол в общество, противопоставив различные его части друг другу. Например, вбрасывается дезинформация о многочисленных трупах в центре города и в подъездах, о том, как «карабахский спецназ» избивал 1 марта беременных женщин и детей, о том, что грабежами в Ереване занимались специально выпущенные из тюрем заключенные, о неимоверном якобы количестве мирных демонстрантов (назывались цифры до трехсот тысяч) и т.д. Манипуляция слухами как подрывная технология особенно эффективна в период смуты и сумятицы в головах граждан, чье сознание становится объектом специально спланированных и следующих одна за другой провокаций.

Несмотря на определенные ограничения, предусмотренные режимом чрезвычайного положения, подстрекатели используют все имеющиеся средства. Речь идет, в частности, о попытках контроля за поступающими из Еревана видеоматериалами с целью обеспечить их «нужную» подачу, о деятельности армянской службе Радио Свобода, о распространении дезинформации всеми возможными способами, в том числе посредством массовых SMS-рассылок и провокационных записей в Интернет-дневниках пользователей Интернета, а также о максимальной нейтрализации в информационном поле тех источников, информация которых противоречит интересам сторонников Тер-Петросяна. Внешнее информационное прикрытие обеспечивают западные информагентства и «правозащитники», регулярно сообщающие о неспровоцированной якобы жестокости властей по отношению к «мирным демонстрантам».

Однако осуществить задуманное в полной мере и взять под контроль Интернет-пространство группировке Тер-Петросяна не удалось: имеющиеся в сети материалы ясно свидетельствуют о характере происходящего, которое с полным основанием можно квалифицировать как попытку вооруженного мятежа. Якобы «мирный» характер предшествующих митингов на площади Свободы не подтверждает, что лидеры радикальной оппозиции были готовы действовать в рамках закона, как это уверяют бьющие на жалость пропагандисты аодовского штаба. Скорее наоборот – они надеялись на максимально быстрое обрушение «пирамиды власти», о чем неоднократно заявлял и сам бывший президент. В интервью журналисту В. Дубнову, присланному в Ереван для "правильного" освещения событий, Тер-Петросян говорил: «Я не согласен с мнением, что наш ресурс, нацеленный на расшатывание властной вертикали, не сработал… те события, которые последовали потом, переход на нашу сторону депутатов, представителей министерства обороны, МИДа, вас убедили? Это очень серьезные события. Они очень ясно показывают, что сегодня творится в Армении. Государственная машина ломается»4. Когда же стало очевидно, что все это - лишь плод воображения «видного ученого», события были направлены в «жесткое» русло с человеческими жертвами.

Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Хейке Талвитие сейчас удивляется тому, что в течение долгих девяти дней, демонстранты, не имея на то разрешения, мирно проводили свои митинги, и при этом власти не провоцировали их. Однако тот же Талвитие полагает, что «у оппонентов в Армении на руках имелось оружие, и избежать беспорядков было невозможно». Как у «мирных демонстрантов» оказалось на руках «много оружия», как вообще одно сочетается с другим, – об этом уважаемый европейский политик не говорит, зато он уже вынес свой вердикт, безапелляционно заявив, что в трагедии 1 марта, в равной степени виновны обе стороны.

События в Ереване вызвали настойчивое, острое желание западных представителей попосредничать между властями и их радикальными оппонентами. Не исключено, что именно западного «посредничества» и добивались Тер-Петросян и компания, превратив миллионный город в арену мародерства и братоубийственных столкновений. Тот же Х. Талвитие, вполне искренне полагающий, что вследствие сложившейся ситуации присутствие в Ереване представителя действующего председателя ОБСЕ более чем необходимо, – отнюдь не единственный эмиссар Запада, спешно направленный в Ереван. Здесь уже снуют и представитель Европейского Союза на Южном Кавказе Питер Семнеби, и представитель Европейской комиссии в Армении Рауль Луценбергер, а скоро из США прибудет вездесущий Мэтью Брайза. «Озабоченность» ситуацией в Армении наперебой выражают Хавьер Солана, Тэрри Дэвис; Вашингтон призывает все политические силы налаживать диалог. Видимо, именно это и должен будет обеспечить помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии, которому на этот раз поручена роль «эмиссара для содействия диалогу между властями и оппозицией». Согласно заявлению Госдепа, визит Брайзы не следует расценивать как «официальное посредничество» Вашингтона между правительством Армении и оппозиционными силами закавказской республики.

Призывы и цели вроде бы благие, но возникает стойкое ощущение, что этими призывами будут камуфлировать требования к Роберту Кочаряну и Сержу Саркисяну освободить задержанных подстрекателей и участников беспорядков, чтобы дать им возможность успешно довершить начатое. Именно этот призыв уже содержится в распространенном в Брюсселе заявлении Словенского президентства от имени ЕС5.

Опыт многих стран мира показывает, что «цветные революции» удаются в тех случаях, когда власти (в значительной мере вследствие утраты поддержки внутри страны) ищут поддержку вовне и в результате становятся заложниками внешних сил. Попытки именно такого вмешательства мы видим сегодня в Армении. Например, в заявлении генсека Совета Европы британца Тэрри Дэвиса подчеркивается, что расследование, сделав акцент на обнаружении виновников преступления, не должно быть использовано для преследования политических оппонентов. При этом выдвигается стандартный набор требований, за исключением разве что требования о проведении «международного расследования», как это было в 2005 году в случае с мятежом в узбекском Андижане. Используя такие стандарты, любого подстрекателя можно объявить «политическим оппонентом», а затем «политзаключенным» или «узником совести», получив тем самым дополнительный рычаг для политического давления, шантажа и управления внутриполитическими процессами в любой «нужной» стране…

В этих условиях позиция России как важнейшего военно-политического союзника и торгово-экономического партнера Армении, может быть, не так заметна внешне, но она имеет существенное значение для поддержания стабильности в республике. Стабильность в Армении и вокруг нее отвечает национальным интересам России – в силу геополитического положения региона и намеченных здесь к осуществлению экономических и коммуникационных проектов.

Необходимо подчеркнуть, что демонстративная озабоченность происходящим в Армении со стороны Запада совпала по времени с осложнением ситуации на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. 4 марта произошло крупное боевое столкновение в Мардакертском районе, и по информации министра иностранных дел Армении В. Осканяна, азербайджанская сторона применила спецназ и бронетехнику. В результате ответных действий статус-кво был восстановлен.

Как и предполагалось, Азербайджан попытается использовать внутриполитическую нестабильность в Армении для укрепления своих военных и внешнеполитических позиций. 26 февраля Баку внес проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», в котором просит подтвердить свои территориальные границы и право на Нагорный Карабах. В разгар уличного противостояния в Ереване малозамеченным прошло заявление представителя Международной кризисной группы (МКГ) Сабины Фрейзер о том, что Армения и Азербайджан якобы согласовали основные позиции, кроме ширины коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, и механизма голосования в Нагорном Карабахе6. Госпожа Фрейзер в очередной раз попыталась выдать желаемое за действительное, но думается, что очередное обострение напряженности на границе Карабаха с Азербайджаном – тем более в момент пребывания в Баку Мэтью Брайзы – играет роль дополнительного «послания» армянской стороне, намекающего на необходимость большей «сговорчивости» по отношению к требованиям Запада.

В непростых условиях, в которых оказалась сейчас Армения, как никогда важно скорейшее преодоление последствий внутриполитического кризиса, включая неотвратимое наказание всех виновников беспорядков и принятие незамедлительных мер по оздоровлению ситуации в стране, постепенному избавлению общества от кланово-коррумпированной системы, основания которой были заложены в президентство Тер-Петросяна. Если власть не сделает этого, армянское государство ждут трудные времена.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ