Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

МВФ поймал Душанбе на подделке финансовой отчетности

10.03.2008. Еurasianet

Камбиз Арман

Правительство Таджикистана, столкнувшееся с жесточайшим гуманитарным кризисом и накопившее огромную внешнюю задолженность, теперь оказалось еще и скомпрометированным в глазах международного сообщества. Один из главных кредиторов этой центральноазиатской страны, Международный Валютный Фонд, потребовал погашения займов на сумму свыше 47 млн. долларов. Фонд установил, что Душанбе подделал свою финансовую отчетность, дабы казаться более кредитоспособным.

На состоявшемся в начале марта заседании Совет директоров МВФ пришел к выводу, что Национальный банк Таджикистана предоставил зарубежному ссудодателю "неверную информацию" о состоянии хлопкового сектора страны, в котором занято большинство населения и который является главной статьей дохода Таджикистана. Банк также подправил данные о размере своих международных резервов, чистых внутренних активов и кредитной политике. Этот обман имел место еще до разразившегося этой зимой кризиса, когда неблагоприятные погодные условия привели к серьезным перебоям с электроснабжением и подачей тепла в Таджикистане.

"Совет директоров пришел к выводу, что Республике Таджикистан придется вернуть МВФ средства трех траншей, а именно тех, которые выделялись не в рамках инициативы по многостороннему списанию долгов", – говорится в заявлении банка от 6 марта. В общей сложности возврату подлежат примерно 47,4 млн. долларов.

На момент выделения МВФ этих траншей, Национальный банк Таджикистана проинформировал руководство фонда, что резервы банка составляют 450 млн. долларов, тогда как фактически они едва достигали трети этой суммы. Помимо этого, Национальный банк скрыл тот факт, что данные резервы уже служили обеспечением займов коммерческих банков, направленных на поддержание хлопководческой отрасли страны.

В большинстве случаев предоставления неверной информации МВФ требует возврата задолженности в течение 30 дней. Учитывая же, что Таджикистан является беднейшим из государств Центральной Азии, а также принимая во внимание разразившийся в стране гуманитарный кризис, МВФ разрешил Душанбе вернуть транши шестью ежемесячными платежами начиная с 5 сентября 2008 года.

В своем заявлении Национальный банк Таджикистана пообещал выплатить долг в установленные МВФ сроки. Представители банка не указали, где они собираются взять необходимы средства, чтобы произвести выплаты в срок. Государство уже попало в порочный круг дефицитного финансирования. По имеющимся оценкам, доходы страны в 2007 году составили 614 млн. долларов, а расходы – 756 млн. долларов.

Финансовое состояние в ближайшие месяцы может лишь ухудшиться. Учитывая выводы МВФ, другие основные кредиторы, такие как Азиатский банк развития, тоже намерены провести соответствующие проверки. Это может означать, что правительству президента Эмомали Рахмона придется возвращать и другие долги.

По мнению таджикского политолога Саймуддина Дустова, чтобы выполнить новые обязательства перед МВФ, таджикскому правительству придется увеличить налоговое бремя на население, и без того переживающее нелегкие времена.

В то время, как по собственному признанию ряда политических аналитиков и экономистов Душанбе, включая Дустова, им приходится краснеть за вскрывшиеся факты, других последние события возмутили. Один такой эксперт, экономист Ходжимухаммад Умаров, удивляется выбору МВФ момента для подобного заявления. По его мнению, Таджикистан за что-то незаслуженно наказывают.

Некоторые аналитики в Москве полагают, что санкции МВФ продиктованы не финансовыми, а геополитическими соображениями. "Вполне допустимо, что "это способ давления на Таджикистан – для того чтобы Душанбе более лояльно относился к американцам и больше смотрел в сторону Вашингтона, а не Москвы"", – приводит слова директора российского Института глобализации Михаила Делягина "Независимая газета".

Сторонники банка отмечают, что масштабы недобросовестности таджикского правительства слишком велики, чтобы оставить их без внимания.

Вскрывая этот обман, МВФ нарисовал тревожную картину, характеризующую состояние хлопководческой отрасти Таджикистана. По некоторым данным, страна уже задолжала зарубежным коммерческим банкам около 330 млн. долларов, и каждый год отрасли требуется новые финансовые вливания в размере 80 млн. долларов, чтобы лишь удержаться на плаву. В целом объем внешней задолженности страны на данный момент оценивается в 1,3 млрд. долларов.

Впервые чиновники МВФ начали испытывать подозрения, что Таджикистан снабжает их неверной информацией, в конце 2007 года. Наихудшие опасения Фонда подтвердились в декабре и январе, когда по просьбе Фонда таджикские власти предоставили ему дополнительную информацию.

Скандал с МВФ пришелся на момент, когда гуманитарный кризис в Таджикистане входит в новый этап. С наступлением весны повышается температура воздуха, и проблема с нехваткой электроэнергии, которую испытывала страна в холодные зимние месяцы, начинает отступать. Но возрастает обеспокоенность в связи с запасами продовольствия. Суровая зима нанесла жестокий удар по сельскому хозяйству, хотя полностью урон еще оценить не удалось. Так, например, по данным властей Горно-Бадахшанской области, в результате суровых погодных условий там были уничтожены посевы озимой пшеницы.

В некоторых районах страны уже зафиксирован новый виток инфляции. За последний год в Горно-Бадахшанской области цены на растительное масло выросли вдвое, а цена на пшеницу за тот же период подскочила на 60 процентов. Вполовину выросли цены и на порошковое молоко, сообщает ИА "Азия-Плюс".



[1] См., например: The Heritage Foundation and the Wall Street Journal. 2007 Index of Economic Freedom (http://www.heritage.org/index/).

[2] Фонд «Наследие Евразии». Перспективы экономического развития стран ЕврАзЭС: Доклад о прогнозе, основных тенденциях развития государств-членов ЕврАзЭС на среднесрочную перспективу, вызовах и угрозах. Москва, 2007. Проект. С.5.

[3] Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года»; Программа  развития газовой отрасли республики Казахстан на 2004 – 2010 гг., 2004; Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря, 2003; Программа развития нефтехимической промышленности Республики Казахстан на 2004 – 2010 гг., 2004; Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003 – 2010 гг., 2002.

[4] В 2006 году Казахстан увеличил добычу нефти до 54,3 млн. т. E-Nеws, 15.01.2007.

[5] Собянин А., Шибутов М. Дождемся ли российско-казахстанской глобальной экспансии? Республика, 25.05.2007.

[6] Иванилова А. Мост через... "Газпром". Россия и Казахстан - вечные друзья и потенциальные конкуренты. Новое поколение, 23.03.2007.

[7] Сатпаев Д. Москву и Астану не пугает конкуренция. РИА Новости, 21.03.2007.

[8] Мартынов К. Нефтепровод Атасу - Алашанькоу направит казахскую нефть в Китай. Если ее хватит. Коммерсант, 27.03.2007.

[9] Ариэль Коэн. Приз в евразийской игре. The Washington Times. 13.03.2008.

[10] Асроров А. Центрально-азиатский пасьянс. Gazeta.kz, 10.07.2007.

[11] Там же.

[12]www.inform.kz 07.07.2007.

[13] Там же.

[14] Problems and perspectives of East-West economic relations. Lutz Hoffman. Milan, 1993, p. 115.

Copyright ©1996-2022 Институт стран СНГ