Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Как предоставлять гражданство России российским соотечественникам?

А.Докучаева

На заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы (далее – Комитет) 20 марта был рассмотрен вопрос о практике приобретения российскими соотечественниками гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке и путях законодательного решения возникающих проблем.

Чтобы возможно более полно представить этот вопрос депутатам нового созыва, еще в начале февраля была собрана группа экспертов, приглашенных Комитетом, из числа юристов, правозащитников, специалистов, работающих с соотечественниками за рубежом. Эксперты подготовили развернутые материалы о мытарствах наших соотечественников, переехавших в Россию из бывших союзных республик, и предложения по корректировке законодательства, чтобы преодолеть не решаемые сейчас проблемы.

Вел заседание председатель Комитета А.В.Островский, назвавший обсуждаемый вопрос важнейшим в плане работе Комитета. Депутат В.С.Никитин  доложил депутатам  суть проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники, приехавшие в Россию на постоянное жительство.  (Стенограмма его выступления размещена ниже). Его выступление дополнили конкретными предложениями по совершенствованию российского законодательства члены экспертной группы: А.В.Докучаева (заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ), С.А.Ганнушкина (руководитель правозащитной сети «Миграция и право», И.Г.Зисман (председатель правления региональной общественной организации «Защита прав мигрантов»,  Т.М.Котляр (депутат Законодательного собрания Калужской области). В частности,  была обоснована необходимость внесения в Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации  2002 года новой статьи «О признании гражданства Российской Федерации», для нескольких категорий соотечественников, которые были признаны гражданами России ранее действовавшим законом о гражданстве, но не оформили по той или иной причине своего российского гражданства. Это те граждане бывшего СССР, кто родились на территории России; у кого родители являлись гражданами России по рождению; участники Великой Отечественной войны, проживающие на территории Российской Федерации; те, кто был лишен российского гражданства без свободного волеизъявления. Внесение этой статьи, по мнению экспертов, позволит четко прописать процедуру признания российского гражданства без тягостных судебных процессов, через которые сейчас проходят наши соотечественники, доказывающие свое российское гражданство. Еще раз подтверждена своевременность поправок в часть 4 статьи 14 действующего закона о гражданстве об упрощенном порядке предоставления гражданства тем бывшим гражданам СССР, кто приехал  в Россию из бывших союзных республик. Это поправки, которые вносил в прошлом году депутат К.Ф.Затулин об отмене срока, ограничивающего действие этой нормы, и распространения ее действия на тех, кто постоянно проживал в России на момент вступления в силу нового закона (1 июля 2002 года), хотя и не имел регистрации по месту жительства. Вместе с тем необходимо внести поправки и в закон о правовом положении иностранных граждан, с тем, чтобы всем, кто проживал в России на 1 июля 2002 года выдать разрешение на временное проживание без каких бы то ни было условий.  Обсудили вопрос о необходимости введения специального документа, удостоверяющего личность лица, не имеющего гражданства РФ, но проживающего в России. Сейчас тысячи наших соотечественников, не имеющих гражданства РФ, у которых по разным причинам утрачены (или изъяты) документы находятся в положении безвыходном в прямом смысле это слова –  они не имеют возможности не только легализоваться, но и передвигаться по улице – в любой момент они могут быть задержаны как нелегалы и подвергнуться выдворению из России. Хотя им некуда деваться – нигде кроме России у них нет крыши над головой. Эксперты также подтвердили необходимость включения в число участников Госпрограммы содействия добровольному переселению  в Россию соотечественников переселенцев, переехавших в Россию до начала этой программы. Это предложение, направленное еще в ноябре прошлого года в Правительство РФ депутатами Законодательного Собрания Калужской области, которая является одним из 12 пилотных регионов по реализации данной программы, огласила Т.М.Котляр. Расширение программы на тех, кто уже в России, только в Калужской области легализует десятки тысяч людей. 

Говорили и о том, что Россия отгораживается от своих соотечественников  визовыми барьерами. Сейчас для лиц без гражданства из Прибалтики Евросоюз открыт также как и для граждан входящих в него стран, а Россия для этой категории своих соотечественников ввела строгий визовый режим. Даже уроженцы России не могут въехать в Россию без приглашения. А ведь у многих из них  в России – только родные могилы, которые они сейчас и посетить не могут. Нужно вносить изменения в законодательство и облегчить получение визы нашим соотечественникам.

Поддержал предложения о необходимости облегчения процедур приобретения российского гражданства нашими соотечественниками  выступивший президент Фонда «Русский мир» В.А.Никонов. (Стенограмма его выступления публикуется). Он обратил внимание на меры других государств, открывающих свои границы для соотечественников. В частности – на недавнее нововведение в Польше, утвердившей особую «Карту поляка», своеобразное удостоверение зарубежного соотечественника, которое дает ее обладателям заметные льготы. При этом право на эту «Карту» получают лица ,не только имеющие польские этнические корни, но и те, кто зарекомендовал себя активистом обществ, пропагандирующих польскую культуру за рубежом.  Еще одна особенность этого нововведения  в том, что оно распространяется только на страны постсоветского пространства. 

Свои соображения о состоянии законодательства по гражданству высказали: А.Е.Фролов, начальник отдела по вопросам гражданства Департамента консульской службы МИДа России, В.В.Буров, исполняющий обязанности начальника Управления по вопросам гражданства ФМС России, С.Б.Ягодин, заместитель начальника Управления – начальник отдела по проблемам миграции и межнациональных отношений Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ,  А.В.Демидов, начальник отдела Управления по делам соотечественников ФМС России. Все они не высказали категорических возражений против аргументов за легализацию законодательства, и если законы изменятся, то их будут исполнять «с радостью», по замечанию представителя ФМС. 

Депутаты Комитета очень заинтересованно отнеслись к рассмотренному вопросу. Обсуждение, на которое планировали один час, затянулось более чем на два. Сказал свое слово и первый заместитель председателя Комитета К.Ф.Затулин, который курирует работу Комитета в отношении соотечественников за рубежом. Он раскрыл аргументы, которые высказывали ему в различных кабинетах, когда он доказывал необходимость облегчения процедур предоставления гражданства нашим соотечественникам. В первую очередь озабоченность госчиновников вызвана тем, что новые граждане будут претендовать на определенные социальные выплаты: пенсии, пособия, медицинское обслуживание, образование. Однако депутат считает, что «граждане Российской Федерации – это самый важный ресурс, который есть у России, самое главное ее богатство», и нужно исходить из этого приоритета.  При этом не нужно бояться, что граждане России будут жить и за ее рубежами, поскольку «с приобретением каждого нового гражданина возможности Российской Федерации возрастают». (Выступление К.Ф.Затулина публикуется по стенограмме заседания Комитета).

По результатам обсуждения Комитет принял решение, публикуемое ниже. Депутаты согласились в том, что к сентябрю этого года нужно подготовить законопроекты по внесению поправок в законы, затрагивающие интересы российских соотечественников в их отношениях с  Российской Федерацией. Для этой работы предложена группа экспертов, состав которой утвержден на Комитете. К работе над законопроектами будут привлечены также представители всех заинтересованных государственных ведомств, чтобы еще на стадии подготовки согласовать вопросы, вызывающие разногласия.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ