Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Союзный договор остается проектом

Владислав Лосев

2 апреля, в который уже  раз, на просторах Союзного государства отмечается день единения народов Белоруссии и России. Вновь из уст белорусских, российских и союзных чиновников и депутатов звучат речи о необходимости углубить, расширить и ускорить союзное строительство. Но, увы, «воз» белорусско-российской интеграции, похоже, прочно застрял на полдороге.

А ведь действующий Договор о создании Союзного государства при всех его недостатках предполагает возведение реального финансово-экономического фундамента под здание общей белорусско-российской государственности. Предусматривает Договор формирование и системы государственного управления (правительство, парламент), суда, общесоюзных партий и общественных объединений, а также уполномоченного по правам человека. В общем, планы и задачи были начертаны грандиозные.

Что же мы имеем на нынешний день? Вместо полноценного избираемого союзного парламента в настоящее время законодательной деятельностью занимается Парламентское собрание Союза Белоруссии и России, которое является не более чем консультативно-совещательным органом.

Причем даже в этом качестве  союзные парламентарии могли бы в значительной мере содействовать ускорению объединительных процессов. Но для этого депутаты должны обладать реальным политическим весом, самостоятельностью и инициативой. А как раз этих качеств, по крайней мере у белорусской части союзных парламентариев, и не хватает. Депутаты белорусского парламента слишком зависят от мнения чиновников Администрации президента РБ и, фактически, не самостоятельны в своих решениях.

Справедливости ради стоит заметить, что депутатов никто не принуждал к такой зависимости. Народные избранники по собственной воле избрали позицию политической безынициативности. По-видимому, они полагают, что так удобней в белорусских условиях. Хотя самому  Александру  Лукашенко вряд ли полезен такой всеобщий «одобрямс». В любом случае в современной политике подобные подходы однозначно воспринимаются как дурной тон. Как бы там ни было, но Парламентское собрание так и не стало «мотором» интеграции, а является всего лишь пассивным статистом.

Теперь рассмотрим такое учреждение как Совет Министров Союзного государства, которое назвать правительством можно только условно. Работа его носит сессионный характер и текущими вопросами союзного строительства Совмин СГ, по сути, не занимается. Вопросы,  выносимые на  союзный Совмин, готовятся на уровне национальных правительств, а затем просто утверждаются на заседаниях, обычно продолжающихся  не более полутора часов.

Основной провозглашенной задачей союзного правительства является создание единого экономического пространства, которое  в первую очередь должно иметь общие правила игры для белорусских и российских субъектов хозяйствования на всей территории Союзного государства. Однако говорить об этом еще крайне преждевременно. Несмотря на постоянные заверения исправить положение дел, белорусская сторона продолжает накладывать ограничения на деятельность российских компаний в республике и на ввоз продукции российских производителей на территорию Белоруссии. Это касается в первую очередь морепродуктов, рыбы, табака, сельхозмашин, автобусов и дорожной техники.

Одним из инструментов по недопущению российских товаров и компаний на белорусский рынок является существующая в Белоруссии система государственных закупок. В большинстве случаев тендеры носят непубличный характер, проводятся формально, соревновательность между участниками конкурсов отсутствует, и победители заранее предопределены. Предпочтение отдается белорусским предприятиям и о каких-либо равных условиях для россиян на белорусском рынке говорить не приходится.

Существуют  серьезные расхождения и по вопросам таможенных пошлин. Например, до недавнего времени по 64 позициям ставки вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации были ниже, чем в Республике Беларусь.

По ввозным таможенным пошлинам более половины расхождений касаются изделий легкой промышленности: текстиля, тканей, готовых текстильных изделий, пряжи, шерсти и одежды. В отношении этих товаров Белоруссия в торговле с Евросоюзом  применяет значительно более низкие ставки, чем Российская Федерация.

Большие  различия имеют место в размерах ввозных ставок на продукцию сельского хозяйства: молоко, масло, сыры (в РФ ставки ниже), мясо, сахар (в РФ ставки выше). Существенные расхождения в ставках наблюдаются также по легковым автомобилям, седельным тягачам, автобусам и другой автомобильной технике. В общем работы в направлении единого таможенного пространства также непочатый край. 

Накопившиеся  вопросы предполагалось разрешить на состоявшемся в Минске 21 марта заседании Совета Министров Союзного государства. Насколько это намерение удалось осуществить, судить пока не берусь. Но по итогам заседания  глава белорусского правительства Сергей Сидорский оптимистично заявил, что удалось «вплотную подойти к решению вопросов проведения таможенного контроля и процедур на внешней границе Союзного государства».

Но все же, несмотря на существующие и периодически возникающие препоны,  белорусско-российские экономические связи поступательно развиваются. Как сообщил глава союзного Совета Министров  и премьер-министр правительства Российской Федерации Виктор Зубков, за последние  четыре года объем взаимного товарооборота возрос в 2 раза и достиг в 2007 году 26 миллиардов долларов. Цифра эта конечно впечатляет, но сама по себе все же не является показателем «продвинутости» экономической интеграции Белоруссии и России, ведь основной прирост товарооборота в прошлом году достигнут за счет повышения цен на энергоносители.

Помимо собственно белорусско-российских  связей реализуется еще целый ряд союзных программ различной направленности. По словам белорусского премьер-министра Сергея Сидорского более 90 процентов бюджета Союзного государства тратится на выполнение совместных программ, список которых постоянно обновляется.

К примеру, на упомянутом заседании Совмина Союзного государства были подведены итоги выполнения программ по спецхимволокнам, гидрометеорологии, «БелТрансген» и «Космос СГ». Кроме того, был утвержден ряд новых программ, в том числе по борьбе с преступностью, обеспечению безопасности Союзного государства  в новых  экономических и геополитических условиях, а также программа согласованных действий в области внешней политики на 2008 – 2009 годы.

Союзные программы могли бы стать действенным рычагом продвижения белорусско-российского интеграционного проекта, но на своем пути они сталкиваются по меньшей мере с двумя серьезно тормозящими факторами.

Во-первых, это чрезвычайно забюрократизированный, сложный и многоступенчатый порядок утверждения союзных проектов. Как правило, этот процесс длится не один год, что, несомненно, отрицательно сказывается на их актуальности.

Во-вторых, до сих пор отсутствует юридическое определение  такого понятия, как союзная собственность. Неурегулированность этого вопроса приводит, в частности, к тому, что неосвоенная по каким-либо причинам часть денег,  выделенных на союзные проекты, возвращается в национальные бюджеты. И для того, чтобы их вновь направить на выполнение означенных проектов  приходится проходить длительные бюрократические процедуры.

Не секрет, что в современном обществе успех любого политического проекта  определяется его информационным обеспечением. Формально не забыли об этом и архитекторы союзного строительства. В бюджете Союзного государства предусмотрена специальная статья на развитие союзных СМИ. Деньги эти тратятся, но толку от этого очень не много.

Взять хотя бы деятельность Телерадиовещательной организации Союзного государства, председателем которой является актер, режиссер и телеведущий Игорь Угольников. Официально ТРО определяется  как информационно-публицистический телеканал, но на деле какого-либо заметного информационного влияния на белорусскую и российскую аудитории он не оказывает. Собственно, даже о существовании ТРО (в отличие от Евросоюзовского канала «Евроньюс») большинство граждан Союзного государства ничего не знают. И это не удивительно. Ведь продукция ТРО исчезающее незаметна в достаточно насыщенном информационном пространстве Белоруссии и России.

Нельзя же считать серьезным вкладом в информационную поддержку союзного проекта, выходящий раз в неделю по субботам (в 11-40 по местному времени) на  Втором национальном телеканале 20-ти минутный тележурнал «Союз» и еженедельную радиопрограмму  «Беларусь-Россия: грани становления Союзного государства» (Первый национальный канал Белорусского радио, воскресенье, 12-05 по местному времени).

Кроме того, летом текущего года ТРО начнет съемки полнометражного художественного фильма «Брестская крепость», который должен выйти на белорусские экраны в День 65-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 2009 года.

Помимо электронных СМИ, к которым еще относятся два сетевых ресурса, – Сайт Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России и Информационное агентство «Союз-Инфо», – издаются  газета «Союзное вече» (орган Парламентского собрания Союза Белоруссии и России), еженедельный вкладыш в «Российскую газету» и «Советскую Белоруссию»  «Союз. Беларусь — Россия» (орган Совета Министров Союзного государства) и журнал «Союзное государство».

Как видно, информационные возможности Союзного государства весьма ограничены, а если к этому добавить то, что белорусские государственные СМИ, в первую очередь газета Администрации президента РБ «Советская Белоруссия» и белорусские телеканалы,  параллельно проводят по сути   антироссийскую информационную политику, то результат от деятельности ТРО  и других союзных СМИ сводится к нулю.

Конечно, многое при желании можно изменить. Но как раз желание или, по-иному, политическая воля у нынешней белорусской верхушки напрочь отсутствует. Более того, властями ведутся сомнительные идеологические игры, направленные на оправдание и романтизацию антироссийских коллаборационистов времен германской оккупации Белоруссии в 1918 году. Ведь нельзя же строить Союз с Россией и одновременно прославлять тех, кто не только эту самую Россию ненавидел, передав эту ненависть своим детям и внукам, но и активно боролся против нее.

Так, 22.03.08 «Советская Белоруссия» опубликовала «круглый стол» «БНР: поверх барьеров», в ходе которого участники и сам главный редактор Павел Якубович, не просто обеляли деятелей из Рады БНР (т.н. «белорусской народной республики»; Рада БНР объявила о независимости от России 25 марта 1918 года), а представляли их национальными героями. На другой день уже Первый канал Белорусского телевидения (БТ-1) в самое «смотрибельное» время показал получасовой репортаж о «трагической судьбе» германских приспешников из Рады БНР. Оппозиционные СМИ распространили обращение ныне живущей в Канаде председателя Рады БНР в изгнании Ивонки Сурвиллы, в котором она обвинила Москву ни много ни мало «в истреблении белорусов». «Уничтожала Москва наш народ и одновременно убеждала наших подневольных людей, которые не имели доступа к правде, что она является тем «братским народом», без опеки которого он не может обойтись. Белорусский народ понимает, что нет будущего без свободной и независимой державы.  Он вспомнит слова Кастуся Калиновского, который предупреждал нас, что заживем мы спокойно и счастливо только когда москалей не будет над нами и откажет холуям на службе у чужаков в праве решать нашу судьбу».

Похоже, что белорусская верхушка безответственно заигралась. А союзное строительство из-за патологической боязни минского официоза оказаться в пресловутой зависимости от Москвы тем временем все больше заходит в тупик.

Где же выход из двусмысленного положения, в котором оказался союзный проект? Для начала нужно разрушить келейность союзного строительства. И первым шагом в этом направлении могли бы стать совместные парламентские слушания по актуальным вопросам строительства Союзного государства, которые позволили бы разобраться в реальных причинах черепашьего шага белорусско-российской интеграции.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ