Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Стимул для экспорта услуг

14.03.2008. Экономическая газета

Анна Радюк

Госдума РФ ратифицировала 7 марта 2008 г. Протокол между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанный в Минске 23 марта 2007 г.

Напомним, что с 1.01.2005 г. вступило в силу межправительственное белорусско-российское Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Этот документ обеспечил переход во взаимной торговле двух стран на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения. В настоящее время его положения применяются в отношении перемещаемых товаров.

Что же касается выполнения работ и оказания услуг, то порядок взимания косвенных налогов по ним должен быть оформлен отдельным Протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения.

Белорусский парламент ратифицировал этот документ еще летом прошлого года (Закон от 16.07.2007 № 259-З). Его вступление в силу* позволит в торговле между двумя странами при взимании косвенных налогов применять единый принцип страны назначения не только по товарам, но и по работам и услугам.

В настоящее время и в Беларуси, и в России НДС взимается при выполнении работ, оказании услуг, местом реализации которых является соответственно территория РБ либо территория РФ. При этом лицо, производящее эти работы и услуги, обязано исчислять и уплачивать НДС в бюджет страны, резидентом которой оно является. Если же работы и услуги оказывает нерезидент, налог за него в ряде случаев уплачивает заказчик. Место реализации при этом определяется в нашей стране статьей 33 Общей части Налогового кодекса РБ, в России — ст. 148 главы 21 Налогового кодекса РФ.

Согласно Протоколу взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг будет осуществляться, как и сегодня, в государстве, территория которого признается местом их реализации. В зависимости от вида выполняемых работ и оказываемых услуг место реализации будет определяться по трем критериям: по месту фактического выполнения (оказания) работ и услуг; по месту регистрации лица, их приобретающего; по месту регистрации налогоплательщика, выполняющего работы (услуги).

Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы по тем работам и услугам, местом реализации которых будет признаваться территория Беларуси, будут определяться в соответствии с национальным законодательством.

В статьях 3 и 4 Протокола оговорен порядок налогообложения работ и услуг, связанных с недвижимым и движимым имуществом, транспортными средствами, услуг в сферах культуры, искусства, образования и обучения, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, а также оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получении, передаче, переуступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав, при аренде и лизинге движимого имущества и др.

В целях устранения двойного налогообложения Протоколом определены особенности налогообложения услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов, работ и услуг по ремонту, модернизации, переоборудованию транспортных средств, а также работ по изготовлению продукции, выполняемой по договорам подряда.

Сейчас при выполнении таких работ и услуг на территории РБ по заказам резидента РФ должен поступать НДС по месту их выполнения в бюджет Беларуси (по нашему законодательству). Но при ввозе продуктов переработки либо отремонтированных транспортных средств на территории РФ налог подлежит повторному удержанию в бюджет РФ на основании норм налогового законодательства этой страны. Такой порядок не стимулирует привлечение российских заказчиков в РБ.

Протокол предусматривает, что при выполнении таких работ и оказании услуг применение нулевой ставки НДС (соответственно обложение налогом продуктов ремонта и изготовления) будет производиться в том государстве, на территории которого они вводятся, т. е. единый принцип продвижения товаров по стране назначения, чтобы избежать всяких двойных трактовок.

Министр финансов Николай Корбут, выступая в парламенте, отметил, что благодаря переходу в торговле с РФ на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в госбюджет ежегодно дополнительно поступает около 1 трлн. Br. По его словам, значительную выгоду получили и отечественные предприятия, чья продукция стала поставляться в Россию с нулевой ставкой НДС. Это повысило их конкурентоспособность и экспортный потенциал. А вступление в силу Протокола создаст дополнительные условия по развитию экспорта работ и услуг.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ