Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Очередная попытка ющенконизации истории   

Необузданную энергию проявляет президент Украины, но не в делах строительства демократического правового государства, здесь он «такого понастроил» что его приемникам придется долго перестраивать, чтобы вернуть «злагоду и порозуміння в незалежну та самостійну»...

30.03.2008, http://www.edrus.org

Владимир   Португалов

Зато пан Ющенко оказался великим историком, его указы в этом направлении один колоритней другого: то он фашиста Шухевича возвеличивает в ранг героя Украины, тем самым, возведя ксенофобию, антисемитизм и национализм в ранг государственной политики; то помышляет национализировать Печерскую лавру, то есть «чистит себя под Ленина». Теперь новое «выдающееся решение» - отпраздновать 350-летие Конотопской битвы.

Его одиозный ставленник, председатель Сумской облгосадминистрации Павел Качур отметил, что визит членов правительства Украины должен обеспечить «поддержку празднования этого знакового в истории украинского народа события на государственном уровне». «Победа под Конотопом - это пример казацкой чести и доблести, на котором нужно строить патриотическое воспитание молодежи», - сказал Качур.

«Должны осознать, что это не просто Конотопская битва, это - Конотопская победа. Это - бренд, он должен получить всеукраинское и мировое значение”, - отметил в свою очередь другой цветной выдающийся деятель - министр культуры Украины Василий Вовкун.

Чтобы как-то разобраться в обстановке, давайте сделаем небольшой экскурс в историю, чтобы попытаться понять соответствуют ли вышеприведенные высказывания реальности событий.

Конотопская битва 1659 года была одним из сражений Русско-польской войны 1654-1667 годов. Как известно в этой войне малорусское казачество совместно с войсками Русского Государства сражались с армией Речи Посполитой, которую поддерживали Крым и Швеция. То есть война за Русскую Веру, как на Руси называли Православие, против католико-мусульманской коалиции.

В период военных действий состоялись сражения на реке Шкловке (1654); под Ахматовым, у Давыдова, под Смолином и Пинском, в селе Стахове, на Белых Песках, у Бреста, в деревне Верховичи (1655); у села Варки, под Конотопом (1659) (только в этих двух последних битвах казаки Выговского действовали за одно с поляками). Битвы под Слуцком, у Губарево, у Любора и Чуднова в 1660 г, при Кушликах в 1661 г, под Новгород-Северским в 1664 г. В 1666 г состоялись решающие сражения войны под Корсунем и Белой Церковью, выиграные русско-малоросскими войсками и решившими компанию в пользу Православных сил.

Из этого перечисления военных столкновений видно, что сражение под Конотопом было всего лишь эпизодом на фоне тринадцатилетних военных действий.

Теперь кратко о самой битве. В католицко-мусульманской коалиции в бою участвовало под общим командованием Мехмеда Четвертого Герея, 30 тысяч татар, 25 тысяч казаков Выговского и 4 тысячи поляков Потоцкого.

равославные силы состояли из 30 тысяч русской конницы и 2 тысяч казаков Ивана Беспалого. При этом необходимо добавить, что не все силы участвовали в баталии, так как войску еще приходилось прикрывать Конотоп от разорения. Русские полки и казаки сражались под командованием Алексея Трубецкого.

В результате предательства Выговского, русские войска Трубецкого до сражения оказались в неравном положении и в болотистой местности, что и предрешило исход битвы, в котором решающее значение имел массированный удар татар. Потеряв 6 тысяч убитых, русские войска умело были выведены из битвы к Конотопу под прикрытие артиллерии, что не позволило татарам развить успех. Казаки Выговского в ходе сражения уклонились от прямого столкновения с русскими полками, зато проявили «доблесть и отвагу» при растаскивании обоза…

Самое интересное - это последствие битвы.

Битва при Конотопе не только не усилила авторитет Выговского, как можно было ожидать, но подпалила оппозиционные настроения и вызвала восстания против него. В то же время его союзники, крымские татары, беззастенчиво грабили малорусские поселения по соглашению с тем же гетманом, усиливая гнев среди народа. Немедленно после битвы запорожский кошевой атаман Иван Сирко напал на ногайские улусы и разграбил их, что заставило крымского хана с основными силами уйти в Крым и оставить Выговского. К восставшим городам Ромны, Гадяч, Лохвица присоединилась усмирённая Выговским в предыдущем году Полтава.

Против Выговского выступили два влиятельных духовных лица - Максим Филимонович, протопоп из Нежина, и Семён Адамович, протопоп из Ични. К сентябрю 1659 года, то есть через два месяца после успешной вроде бы для Выговского битвы, присягу Русскому Царю приняли полковник киевский Иван Екимович, переяславский Тимофей Цецюра, черниговский - Аникей Силин с казацкими полками и населением этих городов. Армия Трубецкого торжественно вошла в Нежин, где Русскому Царю присягнули мещане и казаки полка под командованием Василия Золотаренко.

Выговский же спустя два года был казнен польским правительством в Кракове по обвинению в нелояльности.

Выводы: Первый - Конотопская битва не может служить примером доблести казаков, а только фактом позора, предательства и вероотступничества гетмана Выговского. Второй - под Конотопом сражались не русские с казаками, а православные силы с католико-мусульманской коалицией. Третий - Конотопская битва не имела ровно никакого - ни военного, ни политического - значения для всей продолжительной русско-польской войны. Четвертый - празднование Конотопской битвы не что иное - как еще один мазок в ющенконизации истории Украины.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ