Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О казахантропах и альтернативной казахской истории

Доклад Ирины Ерофеевой, кандидата исторических наук; директора КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов Министерства культуры информации РК, озвученный на заседании клуба «Политон». Заседание приурочено выходу в свет книги Н. Масанова, Ж. Абылхожина и И. Ерофеевой "Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана". Полный текст дискуссии на сайте Zakon.kz

24.03.2008,  Zakon.kz

Ирина Ерофеева

О казахантропах и альтернативной казахской историиУважаемые коллеги, уважаемые члены клуба "Политон" имени Нурбулата Эдигеевича Масанова. Для меня сегодня очень важное событие не только в личной жизни, но, прежде всего, в жизни научной. Это презентации той книги, которую мы начинали и закончили вместе с моим единомышленником, другом, коллегой, выдающимся казахстанским ученым Нурбулатом Эдигеевичем Масановым. Эта книга – наша последняя совместная работа к глубокому сожалению моему и второго нашего коллеги Жулдузбека Бекмухамедовича Абылхожина, который сегодня не смог здесь присутствовать, так как у него важный доклад на кафедре в университете КИМЕП. Поэтому я одна в трех лицах представлю наш совместный труд. Это второй наш совместный труд. Первый был "История Казахстана: народы и культуры", где также участвовали и А. Н. Алексеенко и Г. С. Баратова. Основная часть той книги была написана нами тремя - коллегами и друзьями, которые 30 лет с одного дня шли по общей дороге, посвятив себя изучению истории и культуры казахского народа и истории и культуры Казахстана.

Очень важно, что фонд Фридриха Эберта поддержал этот проект, поскольку идея носилась в воздухе, как вы знаете. На многих конференциях, и здесь в клубе "Политон" в том числе, затрагивалась проблема мифологии современной новейшей истории.

Почему это так важно? Почему мы подняли эту тему? Когда вообще на постсоветском пространстве происходит процесс демократизации общественной, политической, экономической жизни, то всегда оборотной стороной медали есть то, что сначала общество отлучено от истории, не имеет возможности читать труды на те темы, которые действительно интересуют народ и очень важны для его идентичности, для изучения его далекого и относительно недавнего исторического прошлого. С другой стороны, понимание демократии у нас пока своеобразное. Демократия иной раз интерпретируется как хаос, как вседозволенность. Волна, которая пошла в постсоветский период во всех странах СНГ, на всем постсоветском пространстве, когда каждый, наверное, подумал: "А почему я не могу писать историю? Неважно, что у меня нет для этого образования, неважно, что я многого не знаю и не умею. Важно, что я - патриот. Чем я хуже профессиональных историков? Я тоже должен это делать". Такого рода желание, такое пренебрежительное отношение к труду профессиональных исследователей, к самой истории присутствует. Считают, что история - это "проходной двор", в который могут войти все, кому угодно. Это усиливается соображениями конъюнктурного порядка, как локальной, связанной с интересами какой-то маленькой группы людей, так и социальной, связанной, в том числе, с зарождением и формированием современного бизнеса. Новые бизнесмены стремятся как-то легитимировать свой новый статус, который они приобрели благодаря собственности и деньгам, желают подвести под это какую-то теоретическую базу. Наконец, это связано с идеями национальной и культурой идентичности, государственно-патриотического подвижничества, когда многие люди совершенно искренне считают, что для того, чтобы действительно развивать национальное самосознание, национальное достоинство, нужно обязательно писать и неважно, умеют они это делать или нет, знают или не знают как это делать, но тем самым, они как бы внесут свой вклад.

Мы бы не заостряли внимание на этой проблеме, но вопрос заключается в том, что именно сейчас процесс мифологизации истории, т.е. этого дилетантского невежества, которое активно внедряется в познавательный процесс, приобрел настолько глобальные масштабы, что эта волна дилетантизма, невежества, примитивной конъюнктурщины начинает мощно захлестывать и систему как среднего, так и высшего образования. Поэтому одним из объектов внимания нашей книги являются учебники и учебные пособия по истории Казахстана, которые выпускаются массовым тиражами и которые широко внедряются в систему образования, тем самым калеча сознание неподготовленной читательской аудитории, создавая в ней, с одной стороны, болезнь "самовлюбленного нарцисса", а с другой стороны, отучая молодое поколение серьезно работать над источниками, над литературой. Тем самым создается образ истории как той самой публичной женщины, которой может овладеть всякий. Нурбулат Эдигеевич и Жулдузбек Бекмухамедович, как и я, считаем это крайне опасной тенденцией для нашего молодого независимого государства, для формирования действительно культурного цивилизованного молодого поколения. Мы считали, что эта наша книга не будет произнесением вердикта, вынесением какого-то приговора. Это попросту начало большого и сложного разговора, который должен пойти у нас в республике по многим вопросам.

По этой проблеме в декабре 2005 года прошел круглый стол в рамках международной научной конференции "Феномен кочевничества в истории Евразии", которую Нурбулат Эдигеевич Масанов провел впервые под эгидой нового Института по проблемам культурного наследия номадов. Н.Э.Масанов явился инициатором создания данного института, его организатором и первым директором. По его стопам я иду сейчас в этом институте. Здесь, среди наших коллег-историков, присутствует Б. Б. Ермуханов, который выступал и давал интервью по проблемам мифологии истории. Мы в книге ссылаемся на него, используя его работы как публицистического, так и научно-исследовательского характера. Проблемы эти затрагивались и здесь на многих заседаниях клуба "Политон". Таким образом, наша книга отражает те общественные настроения, понимание того, что далеко не все так просто, что нет необходимости кидаться из одной крайности в другую из-за отсутствия той яркой и действительно объективной истории Казахстана, которой не существовало в тот период, и пытаться создать из Казахстана эпицентр всемирно-исторического процесса. Как, например, утверждают авторы отдельных работ, говоря о казахантропах, которые якобы поживали 2,5 млн. лет назад на территории Казахстана.

Это очень важно потому, что именно сейчас политическое, гражданское, общественное сознание невозможно без полноценного развития исторического сознания, без умения мыслить, связывать свое настоящее бытие с историческим прошлым, которые мы все имеем за собой, за нашей страной, которое крайне необходимо знать каждому образованному, цивилизованному человеку. Сейчас есть опасения с нашей стороны, что Казахстан может утратить в глазах международного сообщества свой имидж как страны развитого научного знания, хорошего и профессионального образования. Это уже происходит. Поэтому очень важно привлечь внимание и общественности, и публицистов, и профессиональных историков, в первую очередь, которые должны очень ответственно относиться к тому печатному слову, которое выходит из-под их пера.

В книге, конечно, мы не рассматриваем все мифологические труды и опусы, опубликованные у нас в стране. Это невозможно, в этом нет смысла. Нами здесь рассматриваются "произведения" и авторы наиболее нашумевшей исторической литературы, которая выходит наиболее крупными массовыми тиражами, переиздается многократно и активно внедряется в систему образования. Цель книги была не просто задеть каких-то авторов, а именно высветить те точки зрения и представления, которые зиждутся не на глубоком изучении исторических фактов, исторической литературы, а питаются либо совершенно невежественными дилетантскими построениями, либо сознательной конъюнктурой как идеологического, так и прочего характера, но которые далеки от реальной исторической картины. Вы не увидите здесь абсолютно всех людей, которых вы, может быть, сами знаете, которые пишут в жанре так называемой альтернативной истории. Но все-таки вы познакомитесь с основными тезисами, идеями, которые у нас очень широко внедряются и подкидываются определенными публицистами через каких-то спонсоров или нашими крупными политическими деятелями, которые озвучивают их в своих выступлениях, хотя эти идеи совершенно несостоятельны.

Наша цель - не только критика, но и стремление предложить пути, научные подходы, которые действительно существуют и которые являются той дорогой, которая должна привести исследователя к "храму знаний". Я имею в виду те методы научно-исторических исследований, которые являются продуктом развития научного знания в разных странах. С другой стороны, в этой книги имеется и элемент юмора, поскольку комментировать серьезно некоторые совершенно псевдо-рациональные, иррациональные пассажи невозможно. Особенно, когда эти вещи собраны в одной книге, а не разбросаны по разной литературе, это производит гротескное впечатление. Мы вынуждены были все это сделать для того, чтобы продемонстрировать разницу между серьезными научными подходами к проблеме и той фантасмагорией, которая существует сейчас.

Раздел книги, который написал Нурбулат Эдигеевич Масанов, был закончен им совсем незадолго до ухода из жизни. Для меня это и большая честь, быть с ним соавтором этой книги, и в то же время это именно то его последнее слово, которое он хотел донести до научной общественности. Если вы прочитаете последние строки его раздела, это по сути дела как завещание. Это завещание нам, историкам, общественным деятелям, журналистам, публицистам. Его нельзя читать без серьезного волнения, как будто судьба сама подсказала Нурбулату Эдигеевичу эти мысли, эти строки в тот момент, когда хотела разлучить его с нами. Я думаю, что это очень важно обратить ваше внимание на то самое сокровенное, что Нурбулат Эдигеевич хотел высказать по поводу исторической науки и нашей с вами дальнейшей судьбы. На этом закончу свое выступление. Если будут вопросы, постараюсь на них ответить.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ