Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Возвращение из забвения

В Туркменистане предпринимают попытки вернуть отлученных Ниязовым от искусства людей. Однако среди отлученных, были не только деятели культуры и искусства пытавшиеся сохранить свою независимость от властей.

19.03.2008, http://www.chrono-tm.org

Мяхри Ильясова

Немало было и тех, кто своим талантом всячески поддерживал Ниязова, и, тем не менее, попал в опалу. Поведение диктаторов трудно предсказать – сегодня ты любимец, а завтра любимцем станет другой.

По радио «Азатлык» (туркменская служба радио «Свобода») недавно прозвучало мнение из г. Мары о режиссере Какаджане Аширове, которого, мол, нужно снова привлекать к постановке спектаклей. Многие к такой точке зрения отнеслись с возмущением. В частности, бывшие актеры молодежного экспериментального театра «Джан», театральные деятели и журналисты.

Они утверждают, что К. Аширов – один из тех, кто способствовал созданию культа личности, то есть был одним из архитекторов туркменбашизма. А в подтверждение сказанному вспомнили события прошлых лет.

Да, Аширов был в команде инициативных ребят, выпускников Московских театральных вузов, которые, выражая протест театральной рутине, советским штампам, добились создания молодежного экспериментального театра «Джан» в 1988 году. Однако очень скоро ставший руководителем нового коллектива Аширов предал актеров и театр, потому что использовал его как трамплин для своего карьерного роста. В 90-е годы из «Джана» ушли ведущие актеры и один из вдохновителей идеи создания этого театра, известный театральный художник Бердыгулы Амансахатов. Следующие сезоны показали, что Аширов творчески не состоятелен. В 1994 году он поставил спектакль по пьесе пресс-секретаря Туркменбаши Какамурада Баллыева «Педер туморы» с незатейливым сюжетом о маме и папе президента Ниязова. Цель была достигнута, спектакль был замечен. Аширов рвался на Олимп. На встрече интеллигенции с Ниязовым в 1995 году именно Какаджан Аширов предложил сделать день рождения президента (19 февраля) Национальным праздником. Причем, предложил от имени интеллигенции, хотя никто его не уполномочивал. Так в календаре туркмен появился новый праздник – «День государственного флага», отмечаемый в день рождения Ниязова. После этого он был назначен первым заместителем министра культуры и председателем Комитета по телерадиовещанию.

Как утверждают специалисты, на этом посту Какаджан Аширов нанес культуре страны ущерб, который еще долго будет ощущаться. При его поддержке в институт культуры попадали бездарные, зачастую случайные люди. Теперь многие из них работают в системе Минкультуры.

Привычка, по своему усмотрению решать, кого из деятелей культуры следует наградить, кого из молодежи принять в вуз, и погубила карьеру Аширова. Как-то находясь на отдыхе за границей, он позвонил ректору института культуры и потребовал вычеркнуть несколько фамилий из списка уже зачисленных студентов, а вместо них принять других ребят, фамилии которых зачитал по телефону. Очевидно, позабыв, что телефоны в стране прослушивались. По возвращении из отпуска Аширов был изгнан со всех постов.

Как вспоминают искусствоведы, именно в период пребывания Аширова на руководящем посту в министерстве культуры, он вынуждал всех исполнителей играть, петь, танцевать только для одного человека. Многие представители интеллигенции помнят, как Какаджан Аширов заявил Туркменбаши, что готов быть его шутом, поскольку у короля должен быть шут. А в знак приверженности поцеловал руку Ниязову. После него подобное лобызание стало нормой.

Стоит ли возвращать таких специалистов как Какаджан Аширов? Может «шут» понадобился уже новому «королю»?

***

Редакция сайта (http://www.chrono-tm.org) не во всем разделяет точку зрения автора. Безусловно, нужно возвращать к активному творчеству деятелей культуры и искусства, отлученных от работы в годы правления Ниязова. Но если начать разделять этих людей на «достойных» и «недостойных», то выиграет ли от этого туркменская культура? С другой стороны, десятки представителей творческой интеллигенции страны не прогнулись перед режимом Туркменбаши, отстаивая свою гражданскую позицию. Возвращение из забвения именно этой категории деятелей культуры, наверняка будет воспринято населением страны и международным сообществом как начало оттепели в Туркменистане.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ