Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Третий начнет с первого

11.04.2008. Новая газета KZ

Аркадий Дубнов

Третьему президенту России Дмитрию Медведеву будет о чем поговорить со своим коллегой, первым и единственным пока президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Судя по всему, повестка дня их встречи, которая состоится совсем скоро, во второй половине мая, когда Медведев прибудет в Астану с первым своим зарубежным визитом после инаугурации 7 мая, расширяется на наших глазах.

Судите сами, только на этой неделе возникло два новых повода для их встречи, демонстрирующих новую повестку дня российско-казахстанских отношений.

Во-первых, Астана, причем не в первый раз, однозначно указала Москве, что приоритеты российской внешней политики на постсоветском пространстве зачастую противоречат интересам Казахстана. Речь идет о заявлении, сделанном официальным представителем МИД Казахстана Ержаном Ашикбаевым об отказе Астаны следовать примеру Москвы, объявившей месяц назад о выходе из режима санкций в отношении Абхазии, который был введен решением глав государств СНГ в январе 1996 года. Российский МИД в начале марта направил исполкому СНГ официальную ноту с уведомлением об этом шаге и предложил остальным странам Содружества последовать решению Москвы.

Казахстан оказался первой страной СНГ, публично заявившей о существовании собственной, отличной от российской, позиции по этому вопросу. «Мы выступаем за уважение суверенитета и территориальной целостности Грузии и выражаем надежду на скорейшее урегулирование ситуации мирным путем на основе компромисса, удовлетворяющего интересы всех сторон-участниц спора», - завил Ержан Ашикбаев. Позиция выглядит безупречной.

И не так важно в данном случае, что казахстанский капитал, как частный, так и государственный, является на сегодняшний день самым мощным инвестором в грузинскую экономику, что Грузия рассматривается Казахстаном в качестве транзитной территории для экспорта своих энергоносителей на мировые рынки. В конце концов, Азербайджан и Украина также имеют свои экономические интересы в Грузии и, более того, являются ее союзниками по группировке ГУАМ. Баку и Киев, разумеется, даже не собирались рассматривать вопрос о выходе из режима санкций в отношении Абхазии. Но об этом стало известно только из сообщений официального Тбилиси, в столицах Азербайджана и Украины постарались избежать публичных заявлений на этот счет.

Что заставило Астану, ближайшего союзника Москвы по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ, сделать такое заявление? Официального ответа на этот вопрос, разумеется, мы не получим, но высказать предположение можем.

Этот демарш может быть реакцией на неуклюжие попытки Кремля навязать своим ближайшим союзникам испытываемые в Москве фобии по отношению к некоторым постсоветским режимам. И чем теснее союзнические отношения с Москвой, как это выглядит в случае Астаны, тем больше стремление отстоять свою самостоятельность.

Однако вся штука в том, что пойти на подобный демарш может только страна, ощущающая себя действительно независимой, скажем, Таджикистан или Киргизия такого позволить себе не в состоянии. Кажется даже, что и Узбекистан, страна гораздо более мощная, в силу определенной политической стилистики не решится заявить, что его интересы кое-где не совпадают с интересами России. Притом что поступать Ташкент будет, исходя именно из такого взгляда на внешнеполитические реалии, что мы сегодня и наблюдаем...

Вторым поводом, наращивающим необходимость встречи президентов Назарбаева и Медведева, могут стать договоренности, достигнутые на днях в ходе переговоров в Астане со спецпредставителем НАТО по Кавказу и Центральной Азии Робертом Симменсом. Речь идет о начале реализации второго этапа индивидуального плана партнерства между НАТО и Казахстаном.

Планы альянса по оказанию помощи в модернизации вооруженных сил Казахстана, приведение их, как было заявлено, к стандартам НАТО, очевидно вряд ли вызовут восторг в кругах военно-политического руководства России. Кроме того, если судить по последним выступлениям Владимира Путина в рамках саммита Россия - НАТО в Бухаресте, Москву беспокоят попытки НАТО выйти за пределы своей ответственности, не только территориальной, но и функциональной. В частности, под этим имелись в виду претензии НАТО на обеспечение энергобезопасности, то есть как раз те аспекты сотрудничества, в которых взаимное продвижение Астаны и Вашингтона особенно заметно.

Странно, что в Кремле пытаются делать вид, что сегодня, в эпоху глобализации, можно отделить военные аспекты безопасности от энергетических. Ведь большинство современных конфликтов в мире так или иначе связаны со стремлением получить контроль в первую очередь над энергоресурсами, а не над территориями...

В конце концов, если Казахстан все-таки вынужден будет направить свою нефть через так ненавистный Москве нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан в обход российской территории, то сделает это не потому, что хочет насолить России, а исключительно из-за стратегической слепоты российского гэбешно-чиновничьего класса, уже много лет саботирующего расширение Каспийского трубопроводного консорциума, чего уже, кажется, отчаялись ждать в Астане.

Сломает ли третий президент России хребет этому классу, позволит ли он себе даже захотеть этого - большой и одновременно больной вопрос.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ