Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

По Кыргызстану бродит призрак… приватизации

07.04.2008. ИА «24. kg»

Антон Лымарь

Политика опять впереди

Самым ключевым и острым в ближайшее время в Кыргызстане станет вопрос приватизации энергетического сектора. Уже заявлено, что к его рассмотрению депутаты Жогорку Кенеша приступят в апреле 2008 года. В преддверии исторического решения Государственный комитет по управлению госимуществом объявил тендеры по оценке сразу трех предприятий – ТЭЦ города Бишкека, ОАО "Северэлектро" и "Бишкектеплосеть". Итак, движение, поддерживаемое заявлениями президента и премьер-министра, судя по всему, началось.

Политика опять впереди

Сегодня у приватизации энергетического сектора в Кыргызстане, если не вдаваться в частности, три составляющих – политическая, экономическая и социальная. Какая из них ведущая - не так уж сложно догадаться. Это как раз и является одним из самых уязвимых мест в позиции апологетов приватизации. "В том виде как проводилась приватизация ранее - доминирование политических мотивов над экономическим прагматизмом - ее проводить нельзя", - заявил в свое время нынешний директор Международного института стратегических исследований при президенте КР Сергей Слепченко. Подтверждением его слов служит то, что осталось от экономического потенциала республики после первых этапов приватизации. Не густо. И это еще сильно сказано.

В свое время экс-президент Кыргызстана Аскар Акаев и его окружение так и не решились на приватизацию энергосектора. Тогда часто говорили, что для этого процесса одного желания мало, необходима политическая воля первого лица государства. И вот теперь она появилась. Движение за приватизацию возглавил президент Курманбек Бакиев. А премьер-министр Игорь Чудинов в одном из интервью признался, что пришел в правительство именно для того, чтобы завершить разгосударствление энергетического сектора.

А дальше – у правительства как не было, так и нет до сих пор четко сформулированной программы развития энергетики. Сейчас мы кинулись строить Камбаратинскую ГЭС, но, как заявил генеральный директор ОАО "Электрические станции" Бакирдин Сартказиев, "даже если Кыргызстан построит ГЭС Камбарата-II, электроэнергии будет недостаточно для развития промышленности и предпринимательства". В частности, речь об алюминиевом и ферросплавном заводах, которые планируется построить на юге республики.

По-прежнему очевидно, что в республике не способны навести порядок даже в том, что есть. Что уж говорить о том, что предполагаемые итоги приватизации отдельных объектов энергетического сектора сейчас официально практически никто не прогнозирует. Максимум, озвученные с высоких трибун посулы, что будет лучше. Почему будет именно так, пока никто не удосужился объяснить. Нас теперь убеждают, что частник - более эффективный управленец. Но это лишь мнение одного человека, пусть и первого лица в государстве.

Как считает известный ученый Турар Койчуев, "умение хозяйствовать, управлять эффективно не зависит от форм собственности, от того, государственная это собственность или частная собственность". "Если нормальное налаженное управление, то и государственные, и частные предприятия способны на равных условиях, в равной степени хорошо хозяйствовать. Здесь нельзя проводить зависимость, что если не приватизированы, то они плохо работают. Это далеко не так. Пятнадцатилетний опыт во всех странах СНГ это доказывает. Кроме того, сам подход к госсобственности как врагу экономики ошибочен", - подчеркивает он.

…А экономика чего?

Пожалуй, будь в Кыргызстане меньше политики, экономическая необходимость приватизации энергетического сектора стала бы значительно понятнее. Ведь проблем в энергетике предостаточно. Здесь и неплатежи потребителей, и высокий уровень технических и коммерческих потерь, и коррупция, и нехватка профессиональных кадров, наконец, плохое техническое состояние оборудования. Решение многих из них упирается в одно – нехватку средств. Инвестиции в данную отрасль видятся как единственное спасение, своего рода панацея.

Да, наверняка серьезные инвесторы смогли бы изменить ситуацию в энергетике Кыргызстана в лучшую сторону. Однако всегда существуют серьезные "но"… И первое из них - инвестиционный климат в республике. Как объяснить инвестору, что он должен вкладывать серьезные деньги на фоне сотрясающих страну скандалов с теми, кто уже сделал такие вложения? И речь не о кафе и мелких производствах ширпотреба.

Второй вопрос: а что мы предлагаем инвесторам? Выше приведен целый список столь ценного, в понимании нашего правительства, "добра", что, по утверждению премьер-министра Игоря Чудинова, желание участвовать в приватизации энергетического сектора республики высказали уже четыре иностранных компании. Кто такие, скромно умалчивается.

"Наши крупные энергетические объекты, комплексы стоят очень дорого, а те, кто придут покупать, за дорого не возьмут, то есть с точки зрения выгоды страна потеряет. И второе: в какой мере можно быть уверенным, что новые хозяева приведут энергетику в качественное состояние? Этот вопрос тоже висит в воздухе", - считает Турар Койчуев.

В связи с этим складывается стойкое ощущение, что государство не столько желает самой приватизации, сколько пытается избавиться от ряда давних проблем, переложив их на плечи гипотетических инвесторов. Например, власти, опираясь на государственную машину, так и не смогли заставить всех платить за потребленную электроэнергию. Где уверенность, что это удастся сделать частной компании?

Не решен вопрос и с огромным числом льготников в Кыргызстане. О монетизации пока только говорят, да и навряд ли государство сейчас способно осилить такую реформу финансово. В итоге, в таких условиях делать бизнес, да еще и прибыльный, довольно проблематично. С учетом того, что в модернизацию предлагаемых для приватизации предприятий требуется вложить десятки, если не сотни миллионов долларов.

По утверждению главного специалиста отдела энергетики Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР Марата Чолпонкулова, приватизацию объектов энергосектора Кыргызстана планируется провести в течение трех лет. Есть большие сомнения, что государство сможет за столь короткий срок покончить со всем комплексом проблем, которые не решались годами.

Единственное, что у правительства пока получается неплохо, – так это поднимать цены на тепло- и энергоресурсы. Ну, может быть, еще скрывать от населения истинные цели приватизации энергетического сектора. Слишком уж все делается скрытно, отрывочно и намеками, что не создает полноценной картины и не может не вызывать кривотолков.

Так, политолог Нур Омаров считает, что вопрос о приватизации энергетических объектов уже практически решен и определены фигуры, которые будут владеть ими. По его словам, будущие хозяева приватизируемых предприятий – граждане других государств. В связи с этим Нур Омаров поднимает и вопрос безопасности страны. "Передача энергетических объектов в частные руки может обернуться для Кыргызстана потерей контроля над гидроресурсами, которые можно использовать в качестве инструмента влияния на Узбекистан и Казахстан", - заявляет эксперт.

Эта проблема также пока остается в тени. Ну если не считать заявлений отдельных депутатов о том, что государство будет полностью контролировать все действия тех, кто в перспективе может стать владельцами энергетических объектов страны. Хотя последние навряд ли захотят работать при столь трепетной опеке, а вот в том, что наши власти способны контролировать все происходящее в стране, можно убедить лишь… Даже и не знаю, кого.

И вот народ…

По мнению Сергея Слепченко, в идеале от приватизации "выиграют социально-политические группы, считающие, что система энергетики нуждается в реформировании, отражающие интересы добросовестных энергопотребителей, считающие, что электроэнергия - один из рыночных товаров и что государство должно сконцентрировать свои усилия и ресурсы на стратегических вопросах".

"Проиграют социально-политические группы, эксплуатирующие "бесхозность" энергосектора. Проиграет та часть населения, которая не оплачивает потребление энергии. Проиграет социальное иждивенчество", - подчеркивает он. Но даже к такой идеальной приватизации, скорее всего, простые люди в Кыргызстане не готовы.

Здесь присутствует вполне понятная боязнь и связанная с ней неопределенность будущего не только своего, но и государства в целом. Плюс сказывается и активно пропагандируемая идея о том, что в итоге энергетический сектор просто будет растащен по кусочкам местными дельцами. И такая точка зрения находит живой отклик в обществе.

Ведь сегодня те, кто за приватизацию, и те, кто против, в принципе, известны. Как, в общем-то, и их аргументы. С одной стороны – это правительство и президент, с другой – оппозиция. Между ними пока остается Жогорку Кенеш и население республики. И если первому в предлагаемой игре по-крупному отводится ключевая роль, то простые граждане, судя по всему, останутся, как и прежде, в стороне. Их мнение, по идее, должны представить народные избранники, большинство из которых являются членами пропрезидентской партии "Ак Жол".

Правда, принципиальность ее депутатов можно поставить под сомнение. Взять тот же вопрос с передачей пансионатов на Иссык-Куле Казахстану. Голоса поддерживающих данный шаг просто тонули в гомоне патриотов, но стоило президенту вернуться из Германии в Кыргызстан и начать подготовку к визиту в Астану, как ситуация кардинально поменялась.

По приезду в Бишкек Курманбек Бакиев заявил, что затягивание рассмотрения в Жогорку Кенеше вопроса с приватизацией энергетических объектов происходит от недопонимания депутатами сути дела. И призвал правительство активнее разъяснять свою позицию в стенах парламента. Так что не исключено, что в жизни получится так, что население будет пользоваться не столько плодами, сколько последствиями приватизации.

Как считает заслуженный энергетик КР Абдылда Исраилов, "реформы в энергетике необходимы, их надо проводить, но мы не должны делать поспешных шагов". "Электроэнергетика - стратегический сектор экономики Кыргызстана, и ошибки здесь недопустимы", - заявляет он.

А все закончится…

Конечно, при столь неоднозначных оценках приватизации энергетического сектора совсем исключать население Кыргызстана из данного процесса слишком чревато. Республика уже знает, к чему может привести позиция властей, самостоятельно решающих, что для людей благо, а что нет. Поэтому наверняка в Кыргызстане в ближайшее время стоит ожидать начала массовой пиар-кампании со стороны правительства по приданию предстоящим реформам человеческого облика.

К тому же надо учитывать, что затеяна она не в самое лучшее для страны время. Цены растут практически на все, усиливается социальное недовольство, подогреваемое выступлениями отдельных членов правительства, которые утверждают, что жизнь в стране становится лучше. И даже готовы тем, кто не верит, доказать это в суде.

В общем, власти сами то ли по недомыслию, то ли по своей привычке витать в облаках просто с блюдечка вскармливают идеями своих оппонентов. Другой вопрос, как последние ими распорядятся. Но то, что у людей все больше вопросов по поводу дальнейшего развития страны, на которые властям все сложнее отвечать, становится повседневной реальностью.

Пока сложно предположить, чем все это может закончиться, но, вне всякого сомнения, вопрос приватизации энергосектора еще вызовет в обществе серьезные разногласия. И в итоге самым серьезным образом отразится как на экономической, так и политической ситуации в Кыргызстане. Это только три Конституции, принятые за год, могут вызвать улыбку даже у самого пессимистически настроенного гражданина. В вопросе с энергетическим сектором так легко правительству и президенту навряд ли удастся отделаться.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ