Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия опасается недобросовестной конкуренции со стороны Беларуси

naviny. by. 21.04.08

Дмитрий Ермак

С 1 апреля почти вся территория страны стала свободной экономической зоной. Согласно декрету № 1, подписанному в конце января, льготный режим работы, сопоставимый с тепличными условиями СЭЗ, теперь распространяется на предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые будут создавать производства в малых городах и населенных пунктах. Между тем в России усматривают в этом недобросовестную конкуренцию и опасаются, что благодаря льготам белорусские производители могут завалить их рынок более дешевой и конкурентной продукцией.

Пока рано говорить о том, сколько появилось желающих создать в малых городах производства, прошло еще немного времени. Заманить бизнес в малые города государство решило, напомним, целым рядом льгот и преференций, недоступных для действующих предприятий. В частности, новые производства в течение 5 лет освобождены от уплаты ввозных пошлин и НДС за импортное технологическое оборудование, а также комплектующие и запчасти к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный фонд. Им разрешено не платить налог на прибыль на недвижимость, использовать свободные цены на свой товар, самостоятельно определять уровень заработной платы сотрудникам, не продавать в обязательном порядке заработанную валюту.

«Реализация норм декрета № 1 фактически создает свободную экономическую зону почти на всей территории Беларуси», — оценил после подписания документа председатель правления Национального банка Петр Прокопович.

Россия, которая заинтересована в развитии своих производителей, опасается возможной экспансии белорусских товаров на свой рынок. «Нас настораживает, что в Беларуси специальный правой режим распространяется и на предприятия, которые не являются резидентами свободных экономических зон», — высказал мнение «Белорусским новостям» источник, близкий к правительству России. По его словам, Беларусь сейчас активно применяет различные меры государственной поддержки для своих производителей: как общепринятые формы помощи (субсидии, кредиты, займы), так и те, от которых большинство стран, в том числе и Россия, давно уже отказались (индивидуальные льготы по налогам и таможенным платежам).

«Часть товаров, произведенных из сырья и материалов, в отношении которых в Беларуси были предоставлены льготы, поступают потом на внутренний рынок России и создают тем самым недобросовестную конкуренцию российским производителям аналогичных товаров, — пояснил эксперт. — Например, создадут после 1 апреля предприятие по производству ДСП и завалят продукцией всю Россию».

По поводу деятельности белорусских СЭЗ у российской стороны также есть претензии. 70% выпускаемой в них продукции идет на экспорт в Россию и другие страны СНГ. Поскольку производители не уплачивают таможенные пошлины благодаря действию режима свободной торговли между странами, изготовленные на льготных условиях белорусские товары оказывают негативное влияние на конкурентную ситуацию на рынках государств Содружества, считают российские эксперты.

В ближайшее время, по оценкам российской стороны, Беларусь может предпринять шаги, чтобы скорректировать нынешнюю систему государственной поддержки предприятий, ориентированных на экспорт. Однако основной упор будет сделан не на приведение порядка и условий предоставления специфических субсидий к международным требованиям, а на введение механизмов, позволяющих скрывать сохранение индивидуальных льгот и преференций за счет непрозрачных схем, что позволит избежать ответных мер со стороны государств-импортеров белорусских товаров.

Отказываться от господдержки своих производителей Беларусь не намерена. Другое дело, сделать это таким образом, чтобы и «овцы» были целы (то есть производители), и «волки» сыты (российская сторона довольна). Какие могут последовать оргвыводы со стороны восточной соседки, известно на примере экспорта в Россию белорусского сахара. Стоило России добиться ограничения поставок на свой внутренний рынок сахара из Беларуси, как отрасль оказалась в сложном положении: сбывать продукцию стало попросту некуда. По итогам трех месяцев 2008 года складские запасы сахара превысили полугодовой объем производства.

Чтобы соблюсти международные обязательства, в прошлом году белорусское правительство перевело сборку цветных телевизоров и бытовой техники в формат, который позволяет, с одной стороны, сохранять льготы и преференции производителям, а с другой — избегать обвинений в использовании государственных средств для субсидирования отдельных предприятий. Так, в январе минувшего года указом № 29 РУПП «Витязь» и ОАО «Горизонт» были включены в состав свободных экономических зон «Минск» и «Витебск», что позволило получить им особый правовой статус и не платить некоторые внутренние налоги (например, на прибыль и чрезвычайный налог). Но самое главное — не платить ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Именно благодаря такому виду господдержки флагманы белорусской экономики сохранили конкурентные преимущества не только у себя в стране, но также и на российском рынке, убеждены в России.

По мнению россиян, белорусская сторона продолжает принимать решения о предоставлении льгот и преференций отдельным предприятиям и организациям, действие которых распространяется на длительное время.

Между тем, согласно межправительственному соглашению о развитии торгово-экономического сотрудничества, подписанному Беларусью и Россией в марте 2007 года, стороны должны договориться о единых правилах предоставления субсидий промышленным производителям. Однако сделать это пока никак не получается из-за принципиальных разногласий. Основной причиной затягивания процедуры подписания документа (сначала это планировалось сделать в октябре 2007 года, а затем в марте нынешнего), по мнению российской стороны, является стремление белорусов выторговать себе односторонние преимущества и продолжить практику господдержки в целях повышения конкурентоспособности белорусских товаров. Белорусы, в частности, предлагают не применять ответные меры в отношении своих производителей, если будет доказан факт применения запрещенных субсидий, в течение трех лет после подписания соглашения, что, в свою очередь, не устраивает российскую сторону.

По оценкам россиян, в Беларуси действует два десятка различного рода мер, препятствующих продвижению российской продукции на белорусский рынок, среди которых квотирование и лицензирование ряда товаров, а также ограничение импорта различными административными способами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ