Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Декларативные движения»

15.04.2008. День (Киев)

Мыкола Сирук

Владимир Огрызко: Украина не приемлет никаких сепаратных переговоров относительно Приднестровского урегулирования

Похоже, что Кишинев начал «разыгрывать» очередной этап выхода из тупика приднестровского урегулирования по кремлевскому сценарию. Как иначе объяснить факт первой за последние семь лет встречи президента Молдовы Владимира Воронина с лидером самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым? Странным назвал это решение молдавского президента лидер Либерально-демократической партии Молдовы Владимир Филат. Он напомнил, что «в последние годы президент многократно заявлял, что Игорь Смирнов является преступником, и он не имеет намерения вести с ним переговоры».

Очевидно, «странность» Воронина объясняется тем, что в Москве ему подсказали попытаться найти общий язык с лидером Приднестровья, который чаще посещает Москву, чем молдавский президент. Пожалуй, именно так следует интерпретировать слова Воронина о том, что России принадлежит главенствующая роль в переговорном процессе и возобновлении переговоров.

Как сообщили молдавские СМИ, за время получасовой встречи в Бендерах Владимиру Воронину и Игорю Смирнову удалось обсудить новые возможности для развития диалога между Кишиневом и Тирасполем, а также наметить ряд конкретных шагов по развитию переговорного процесса, среди которых — созыв совместных рабочих групп, которые должны предложить конкретные проекты в области развития инфраструктуры, дорожного строительства, в области безопасности и разоружения, в социальной и культурно-гуманитарной сферах.

Примечательно, что молдавский президент продемонстрировал готовность идти на уступки Тирасполю. Он обратится к Европейскому Союзу и США с инициативой об отмене визовых ограничений в отношении руководителей Приднестровья. Как сообщает пресс-службы аппарата президента Молдовы, в ходе встречи Владимир Воронин отметил, что сложившаяся «конструктивная атмосфера» в приднестровском урегулировании позволяет выступить с подобной инициативой.

Видимо, Киев не совсем в восторге от последних шагов молдавского президента. Находящийся с рабочим визитом в Кишиневе министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что «Украина не приемлет никаких сепаратных переговоров». «Приднестровское урегулирование должно осуществляться в соответствии с имеющимися уже документами, в том числе — планом, предложенным в 2005 году Президентом Украины Виктором Ющенко, и пакетом законов, принятых парламентом Молдавии 10 июня 2005 года, определяющих принципы Приднестровского урегулирования», — цитирует Интерфакс слова главы украинского МИДа.

Вчера вечером в Одессе должна была состояться первая за последние два года встреча экспертов в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье, Украина, Россия, ОБСЕ, а также наблюдатели от США и ЕС) по урегулированию приднестровского конфликта. Молдавский министр реинтеграции Василий Шова выразил надежду на то, что «по итогам работы экспертов удастся значительно сблизить позиции и возобновить широкоформатный переговорный процесс в формате «5+2», который был прерван в феврале 2006 года.

Комментарий

Оазу Нантой, программный директор Института общественной политики, Кишинев:

— Пока нет ни единого признака, что Россия изменила свое отношение к проблеме Приднестровья. Даже если учесть, что ситуация в Приднестровье и вокруг него достаточно динамично меняется. Я имею в виду обращение Украины к НАТО с просьбой предоставить ПДЧ, а также внутреннее противостояние внутри Приднестровья между группировкой Шерифа и Игоря Смирнова. Но, тем не менее, насколько известно из официальных сообщений, Кремль настаивает на равноправии сторон, равноправном диалоге, недопущении мер давления. Что возвращает нас на круги своя в формуле переговорного процесса, в которой нет разрешения проблемы.

Что касается встречи Лицкая и Шовы в Одессе. Что там будет, пока неизвестно. Понятно, что Игорь Смирнов размахивает договором о дружбе и сотрудничестве между Молдовой и Приднестровской Молдавской Республикой. А Кишинев, наверное, предложит пакетное соглашение, которое 22 июня 2007 года было представлено Владимиру Путину во время трехчасовой встречи Владимира Воронина с российским президентом в резиденции Ново-Огарево. Я считаю, что несерьезно воспринимать встречу как реальный шаг к разрешению конфликта. Реальный шаг в разрешении конфликта содержится совсем в другом. Если бы Россия забрала Игоря Смирнова — это был бы реальный шаг. А если Игорь Смирнов возвращается за стол переговоров в качестве господина «нет», то это будет только имитация прогресса.

Украина — это потенциально ключевой игрок в приднестровском урегулировании. Почему? Потому что сам господин Затулин недавно на одной из конференций в Кишиневе отметил, что, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, которые имеют общую границу с Россией, Приднестровье отделено от России Украиной. И Приднестровье — это узкая полоска земли между Украиной и остальной территорией Республики Молдова. Очень много зависит от уровня партнерства между Киевом и Кишиневом, а также уровня партнерства в треугольнике Брюссель—Киев—Кишинев. Я не знаю, что обсуждается за столом переговоров во время визита министра иностранных дел Украины в Кишинев.

Что касается обращения Воронина к ЕС и США с инициативой об отмене визовых ограничений в отношении руководителей Приднестровья. Это спектакль под названием «меры доверия». Со своей стороны Игорь Смирнов сказал, что снимаются ограничения на въезд в Приднестровье для представителей руководства Молдовы. Это достаточно декларативные телодвижения, потому что есть серьезные проблемы, которые связаны с демилитаризацией региона, с демонтажем репрессивных структур, с объединением экономического, юридического, информационного пространства. Еще рано быть слишком большим оптимистом.

Я считаю, что ключ к разрешению приднестровской проблемы находится в Кишиневе. И главным препятствием к объединению страны является качество кишиневской власти, начиная с 90-х годов по сей день. Это главная наша проблема, а не Игорь Смирнов, значимость которого определяется импотенцией Кишинева.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ