Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Аспекты центрально-азиатской дружбы с точки зрения Назарбаева и Каримова

24.04.2008. Немецкая волна

Дмитрий Аляев, Тенгиз Ибрагимов

Завершился визит Ислама Каримова в Казахстан. Собственно, ничего конкретного, нового переговоры не принесли. Стороны договорились о разработке соглашения о свободной торговле. Хотя объем товарооборота между соседями в прошлом году увеличился, это далеко не предел. Но опять-таки никаких конкретных документов, которые позволили бы устранить имеющиеся на пути взаимовыгодной торговли препоны, пока не пописано.

Стороны договорились создать рабочую группу, которая в течение одного квартала должна определить, что мешает улучшению взаимной торговли. Правда, разговор об этой зоне ведётся ещё с 90-х годов прошлого века. Дело в том, что казахские бизнесмены готовы поставлять в Узбекистан широкий ассортимент товаров народного потребления, и унификация таможенных пошлин в рамках свободной экономической зоны выгодна экспортёрам. Однако, по мнению наблюдателей, если такое и случиться, Узбекистан для защиты собственного производителя может ввести акцизы на казахстанскую продукцию, которые сделают импорт невыгодным, а все экономические договорённости сведут на "нет".

Как насчет воды?

Если же говорить о водной проблеме, то фактически сегодня страны региона разделились на два лагеря. К первому, относительно богатому, но бедному водными ресурсами лагерю относятся Казахстан и Узбекистан. Ко второму лагерю, имеющему избыток воды, относятся более слабые в экономическом плане Киргизия и Таджикистан. Суть проблемы определил много лет назад ещё Аскар Акаев, который предложил продавать воду соседям – Узбекистану и Казахстану. Последние воспротивились подобной постановке вопроса. Эти разногласия тормозили и тормозят создание водно-энергетического консорциума. Судя по тому, что оба президента в очередной раз заявили, что разногласия в этом отношении сохраняются, в ближайшее время консорциум создан не будет.

По Афганистану

По поводу афганской проблемы также ничего нового заявлено не было. Ислам Каримов приехал с тем же предложением, с которым ездил и на бухарестский саммит НАТО, где он предложил возобновить ранее прерванный переговорный процесс по Афганистану под эгидой ООН контактной группы, в которую бы входили, кроме приграничных с Афганистаном стран, Россия и США, а, возможно, и весь Североатлантический альянс.

Союзу центрально-азиатских государств не бывать

В числе вопросов, по которым Каримову и Назарбаеву не удалось договориться, оказалась инициатива президента Назарбаева о создании Союза центрально-азиатских государств. На пресс-конференции Ислам Каримов заявил, что для Узбекистана инициатива создания Союза неприемлема.

"Эту тему можно обсуждать, но отношение каждой страны к этой инициативе вырабатывается исходя из ее глубоких интересов", - подчеркнул президент Узбекистана. "Для того чтобы создать союз между государствами, надо, чтобы уровень их экономического и социального развития был сопоставим, а политика этих стран не должна быть противоречивой", - пояснил свою позицию И. Каримов.

Интервью с экспертом

Реакция на заявление узбекистанского главы была неоднозначной как в Казахстане, так и в Узбекистане. Прокомментировать ситуацию мы попросили узбекистанского политолога и журналиста Алишера Таксанова, живущего в эмиграции бывшего сотрудника МИДа Узбекистана и Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана.

DW: Господин Таксанов, почему о создании союза центрально-азиатских государств в очередной раз заговорили именно сейчас?

Алишер Таксанов: Это геополитика. Дело в том, что в начале единое экономическое пространство и центрально-азиатское сообщество создавалось в противовес России. Нужно было зарекомендовать себя, свой потенциал для мирового сообщества. Шагая под флагом России, сделать это было невозможно. Именно западные страны рекомендовали тогда отделиться от России. Не зря же в то время был реализован проект транспортных коммуникаций ТРАСЕКА, который соединил юго-восточную Азию через ЦА с Европой. Сейчас снова стоит вопрос о глобализации и роли ЦА в мировом сообществе, то есть - насколько ЦА может привлечь инвестиции и стать транспортным звеном в глобальной магистрали между Азией и Европой.

DW: Чем можно объяснить отказ Каримова участвовать в создании Союза центрально-азиатских республик?

АТ: Предыдущие проекты, связанные с созданием Союза, практически не были реализованы. Вспомните, почти десять лет назад в апреле 1994 года в Шымкенте был подписан первый договор о создании единого экономического пространства между Казахстаном и Узбекистаном. Через месяц Киргизия выразила желание войти в этот союз. Это был прообраз региональной группировки. Единое экономическое пространство включило три республики, которые имели значительный промышленный и природно-ресурсный потенциал. В дальнейшем эта группировка была переименована в центрально-азиатское экономическое сообщество, а после вступления Таджикистана оно стало называться Экономическим форумом в ЦА, потом Организацией центрально-азиатского сотрудничества. Но, как известно, в середине 2000-х годов эта структура практически перестала существовать, влившись в Евроазиатское экономическое сообщество (прим. Ред. ЕврАзЭС). Следует сказать, что до вступления Таджикистана это был фактически союз пантюркистских государств. Не зря же Каримов в то время призывал объединиться под лозунгом "Туркестан - наш общий дом". Но, по-моему, большая часть всех запланированных проектов не была реализована. А те, которые были реализованы, не имели глубокого значения. Потом их реализация была прекращена… Вспомните, ведь ни одна энергетическая, ни одна водная проблема так и не была решена. До сих пор не решены вопросы делимитации границ, есть территориальные претензии друг к другу. А пока такие претензии существуют, естественно, Союз не будет создан.

DW: Играют ли в этом вопросе какую-то роль личные отношения между Каримовым и Назарбаевым?

АТ: Нужно сказать, что президент Узбекистана никогда не любил инициативы, исходившие от президента Казахстана. Поэтому сложные отношения, которые существуют на сегодняшний день между государствами, прежде всего, основаны на личностных отношениях. Все предложения, которые выдвигал Казахстан, всегда игнорировал Узбекистан. Например, еще в 1995 году президент Казахстана прислал приглашение Каримову вступить в таможенный союз СНГ, тогда Каримов отказался, назвав это не совсем серьёзным мероприятием, потому что Казахстан и Узбекистан уже существуют в едином экономическом пространстве, в рамках которого решаются таможенные вопросы. Но затем таможенный союз был переоформлен ЕврАзЭс. А последняя тенденция, когда "детище" Каримова ОЦАС (Организация центрально-азиатского сообщества) влилось в ЕврАзЭС фактически послужило пощечиной Каримову, потому что официально было заявлено о слиянии, но на самом деле никакого слияния не было. Фактически ни один документ ОЦАС не вошел в документальную базу ЕврАзЭС . Все инициативы, которые продвигались Каримовым, были заглушены. И сейчас снова идея объединения выдвигается Назарбаевым, а не Каримовым, то есть снова инициатива исходит от другого лица. Но при этом нужно сказать, что Каримов всегда с осторожностью и критически подходил к инициативам интегрирования. Потому что считал, что он этим самым ограничивает свою власть и своё влияние.

DW: Как отразится отказ Каримова на развитии межгосударственных отношений?

АТ: Динамично развивающийся Казахстан и дряхлеющая экономика Узбекистана - это диаметрально противоположные состояния. Не зря же узбекские граждане и узбекские бизнесмены ищут работу и вкладывают деньги в экономику Казахстана, а не казахские граждане "батрачат" на территории Узбекистана. Таким образом, видно, где на самом деле существуют более благоприятные экономические условия. Те реформы, которые происходят в Казахстане, больше будут притягивать иностранных инвесторов, чем Узбекистан. Скорее всего, Казахстан будет пытаться налаживать более тесные отношения с более прогрессивными государствами, нежели, например, с Узбекистаном, где существует такой отсталый реакционный режим.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ