Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Уезжали добровольцы на чужую сторону

Считанные месяцы прошли с начала реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Но уже стало ясно: насколько грандиозен этот проект, настолько он еще нуждается в усовершенствовании, оперативной корректировке в соответствии с возникающими ситуациями. Этой проблеме и было посвящено состоявшееся в Алматы международное совещание, организованное по инициативе Министерства иностранных дел России и ее Федеральной миграционной службы.

14.04.2008, http://www.centrasia.ru

Евгений Денисенко

Трудный выбор

На актуальный разговор в южную столицу Казахстана собрались руководители организаций соотечественников, журналисты из всех пяти республик Центральной Азии, а также представители команды ответственных сотрудников МИД и ФМС РФ. Как неоднократно подчеркивали россияне, суть новой госпрограммы не в агитации за переезд, но в посильном содействии тем, кто уже сделал осознанный выбор.

- К сожалению, граждане в государствах СНГ не всегда бывают правильно информированы о целях и задачах госпрограммы, не представляют трудностей, с которыми могут столкнуться при переселении, - отметил начальник отдела управления по делам соотечественников ФМС РФ Андрей Демидов. - Несоответствие ожиданий реальному положению дел может осложнить процесс адаптации к новым условиям, породить критическое отношение к самой программе. Но надо объективно оценивать и ее предназначение, и важность создания механизмов реализации.

- Такую оценку ошибочно было бы производить, исходя из сугубо количественных показателей, - убежден замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Алексей Сазонов. - Ведь речь идет не о репатриации соотечественников и выполнении каких–то плановых показателей по переселению. Главное - отладить каналы взаимодействия, обеспечить должную ответственность всех сторон.

Как напомнили российские гости, данная программа была утверждена указом президента РФ от 22 июня 2006 года. Затем последовала длительная работа по формированию нормативно–правовой базы. В рамках ее было принято три указа президента, 15 правительственных постановлений и множество документов межведомственного и внутриведомственного характера. Непосредственное исполнение программы началось лишь с августа прошлого года. На этом этапе в качестве пилотных определено 12 регионов России. К концу 2008–го их число может быть доведено до пятидесяти. Но чем дальше в лес, тем больше дров. Однако речь идет не об абстрактных понятиях, а о судьбах конкретных людей, их близких. Для некоторых из них разворачивающийся процесс уже отмечен различными коллизиями, порой весьма драматичными.

Избежать неизбежного

Многие проблемы закладываются уже на начальной стадии, когда потенциальный переселенец заполняет требуемые документы. Неполные или неточные данные, предоставленные им, затрудняют в дальнейшем поиск вакансии в избранном регионе. Формальным подходом грешат и местные власти в России, которые могут ограничиваться краткой формулировкой: "Ваш приезд нецелесообразен". Человеку, получившему такой "отлуп", остается только догадываться о его причинах. У него опускаются руки, хотя он вполне может оказаться востребованным в другом регионе или просто столкнуться с обыкновенной чиновничьей отпиской.

- К сожалению, сотрудникам ФМС России в странах пребывания порой физически не хватает времени для обстоятельной беседы с каждым потенциальным участником госпрограммы. Еще более длительным может оказаться процесс обработки поступившей информации. Учитывая это, еще в прошлом году была разработана автоматизированная система управления "Соотечественники", однако уже сегодня она нуждается в серьезной модернизации. Крайне важно и скорейшее создание единого банка данных вакансий по всей Российской Федерации, - констатирует Андрей Демидов.

Формирование его значительно облегчило бы задачу для всех сторон, прежде всего для самих переселенцев. В данном случае убывающему на ПМЖ в Россию уже не придется зацикливаться на одном регионе. Выставив в Интернете необходимые данные о себе и о своей квалификации, он получит подробную информацию о том, где может быть востребован.

Сформировав такую базу, предусматривается регулярно обновлять ее - вначале ежемесячно, а затем и еженедельно. Правда, это пока вопрос перспективы. Равно как и предоставление возможности переселенцу вести диалог с властями того или иного региона самостоятельно, в электронном варианте.

Уже назрела необходимость и расширения перечня участников проекта. В их число предлагается включать тех соотечественников, кто уже находится на заработках в России или смог самостоятельно найти там себе работу, обустроиться. Пока эти люди не вправе претендовать на преференции, предоставляемые в рамках программы. Изменить ситуацию в их пользу возможно лишь на законодательном уровне, и, слава богу, соответствующие предложения ФМС уже готовит.

Кстати, о преференциях. В зависимости от уровня экономического развития региона, ряда других факторов переселенец с семьей может претендовать на компенсацию расходов и за переезд к будущему месту проживания, и за уплату госпошлины по оформлению установленных документов. А также на получение подъемных, компенсационного пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, здравоохранения.

Увы, ни самой госпрограммой, ни региональными программами не предусмотрено решение важнейшего для переселенцев вопроса - жилищного. Это тоже надо иметь в виду тем, кто отправляется на ПМЖ в Россию и питает иллюзии по поводу того, что его ждут с распростертыми объятиями.

По слухам и достоверно

Безусловно, многое зависит от степени информированности населения республик СНГ об особенностях проекта. На совещании были представлены образцы красочно оформленных буклетов, изданных ФМС России по данной проблематике. Но это пока лишь капля в море. И не лучше ли рациональнее использовать выделяемые на данные цели средства, отдавая предпочтение не качеству, а количеству такого материала?

Благо приходит на помощь Всемирная паутина. Вот небольшой перечень интернет–ресурсов, размещающих материалы по госпрограмме: www.rsnet.ru (сервер органов государственной власти РФ), www.mid.ru (сайт МИД), www.fms.ru (ФМС), www.rusintercenter.ru (Росзарубежцентр), www.rubek.ru (информационный портал для соотечественников).

Проблема, однако, заключается и в отсутствии у многих доступа к Интернету, и в отдаленности их от представительств, сотрудников ФМС в своих республиках. Это головная боль прежде всего жителей глубинки, население которой как раз особенно сильно подвержено миграционным настроениям.

- Надо принимать во внимание и то, что не во всех странах позитивно относятся к программе, воспринимая ее сугубо как инструмент переманивания квалифицированных специалистов, - заявил начальник департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Владимир Поздоровкин. - Случается, имеет место и открытое противодействие ей, даже профилактические беседы "по душам", организуемые работниками госструктур, спецслужб.

На сегодня представительства ФМС действуют лишь в пяти постсоветских республиках - Армении, Кыргызстане, Латвии, Таджикистане и Туркменистане. Ведется подготовка к открытию еще двух - в Казахстане и Узбекистане. А из Молдовы и Украины, где посчитали "нецелесообразным" появление таких структур, недавно пришел отказ на соответствующее предложение российской стороны.

В качестве связующего звена способны выступать общественные организации. Но по закону они лишены права представлять интересы соотечественников в уполномоченных органах. И могут ограничиваться только разъяснительной, консультационной деятельностью.

Остается добавить, что в самой России еще не сформировалось однозначное мнение по поводу того, кого считать соотечественниками. В специальной памятке, подготовленной Федеральной миграционной службой РФ, предлагается, к примеру, такая трактовка: "Соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным гражданам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств".

Несмотря на обширность трактовки, одни - и в России, и за ее пределами - предлагают еще больше расширить ее, другие - наоборот, сузить, ограничить определенными рамками.

Споры продолжаются. И пока имеют место разночтения, возникают и дополнительные сложности для переселенцев.

Будет ли пиковым пик?

Со многими проблемами, о которых идет речь, в той или иной степени сталкиваются и граждане Кыргызстана, решившие воспользоваться возможностями госпрограммы. Но все же сталкиваются, пожалуй, в меньшей степени, нежели жители большинства республик СНГ. У нас, как уже говорилось, действует представительство ФМС, которое в феврале 2008–го отметило десятилетие своего пребывания в Кыргызстане. Им накоплен весьма солидный опыт работы с российскими соотечественниками, который помогает активно включаться и в реализацию новой программы.

- К настоящему моменту, - рассказывает глава представительства Владимир Филиппов, - заполнено уже около 800 анкет, к новому месту жительства отправилось несколько десятков человек. Большинство в Калининградскую, Липецкую, Калужскую и некоторые другие области. Пока отзывы поступают положительные.

Владимир Филиппов так же, как и его коллеги из центрального аппарата ФМС в Москве, подчеркивает: суть вопроса не в цифровых показателях, а в реальном содействии тем, кто окончательно и бесповоротно решился на такой шаг. Ежедневно в это представительство обращаются до ста и более человек, но отнюдь не все они спешат заполнять анкеты. Немало среди них тех, кто просто хочет получить необходимую консультацию.

Однако надо иметь в виду, что пик отъезда, традиционно приходящийся на теплые месяцы, еще только начинается. Прогнозировать, каким он окажется в нынешнем году, довольно сложно. Но, к примеру, в 2007–м республику, по официальным данным, покинули около 50 тысяч человек. В их числе немало людей трудоспособного возраста, квалифицированных специалистов, дефицит которых все острее ощущается в Кыргызстане.

Время делать выводы из складывающейся ситуации давно уже прошло. Сегодня необходимы действенные меры для эффективного решения в нашей стране проблемы трудозанятости населения. Российская госпрограмма по оказанию добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, конечно, еще страдает изъянами и недоработками. Но она довольно быстро совершенствуется и набирает обороты...

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ