Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

СНГ наградили агентством

27.04.2008. ИА «Росбалт»

Беседовал Максим Василенко

Премьер-министр России Владимир Путин, оглашая структуру нового кабинета министров, объявил о создании Федерального агентства по делам СНГ. О том, зачем может быть нужно такое агентство, «Росбалту» рассказывает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.

Михаил Владимирович, чем, по Вашему мнению, будет подведомственное МИДу Федеральное агентство по делам СНГ? Чем обусловлена его необходимость, и каковы должны быть его полномочия?

Создание этого агентства – ожидаемый шаг. Еще в начале года в Комитете Госдумы по делам СНГ рядом депутатов было высказано предложение: создать государственное учреждение, которое занималось бы проблемами содружества. МИД по роду своей деятельности не в силах справляться с определенными аспектами работы на пространстве СНГ. Он занимается межгосударственными, политическими и в какой-то степени – экономическими отношениями. Но неохваченным остается огромный спектр отношений. Это, к примеру, неправительственные организации, организации, работающие в сфере культуры, гуманитарные организации. Речь идет и о правах человека на территории СНГ. Это обычно не тема МИДа.

Учитывая, какой объем работы нужно проделать России на пространстве СНГ, желательно было иметь орган, который бы постоянно, в рабочем режиме занимался упомянутыми вопросами. Что важно, это должно было быть ведомство со своим рабочим бюджетом. У МИДа не было специального бюджета, рассчитанного на эти дела. Это создавало определенные сложности и препятствовало оперативности решения вопросов.

Хотелось бы, чтобы новое агентство быстрее сформировалось, и чтобы туда были назначены действительно специалисты по делам СНГ, много лет занимающиеся проблематикой содружества, а не госчиновники, не имевшие ранее непосредственного отношения к этой теме.

Кто в нынешней ситуации будет заниматься российскими соотечественниками за рубежом? Как будут складываться отношения нового агентства и Росзарубежцентра?

Я считаю, было бы логично, если бы Росзарубежцентр передал вопросы работы с соотечественниками на пространстве СНГ именно Агентству по делам СНГ, а сам бы продолжал заниматься соотечественниками за пределами СНГ.

После известий о появлении новой структуры, занимающейся СНГ, можно было услышать предположения, что речь идет о попытках «вдохнуть новую жизнь», «реанимировать» СНГ и т.д. Все это неверно?

Конечно, нет. Главное – понимать, что агентство будет создано при Министерстве иностранных дел. В прошлом существовало ведомство, занимавшееся СНГ. Оно конкурировало с МИДом. Теперь же, когда агентство будет при МИДе, внутренней конкуренции не будет. Даже наоборот, МИД и агентство будут действовать в тандеме для достижения общих целей.

О какой конкуренции речь?

Раньше было Министерство по делам СНГ. Оно занималось всеми вопросами отношений с СНГ, включая политические и межгосударственные, в то время как обычно государственными и политическими вопросами занимается МИД. Это создавало очень странную ситуацию. Послы стран содружества порой не знали, куда им идти – в МИД или в Министерство по делам СНГ. Возникал разнобой в оценках ситуации на пространстве СНГ. Этого сейчас уже не будет.

А каково может быть участие агентства в таких сложных вопросах, как, например, Севастополь или грузино-абхазский конфликт? Оно не будет связано с этими проблемами? Раз эти вопросы политические, ими будет заниматься исключительно МИД?

Агентство будет внутри единой структуры МИДа. Оно будет подчиняться министру иностранных дел. Министр и будет по каждому конкретному вопросу, связанному с СНГ, решать, кто будет действовать, соответствующий Департамент МИДа или агентство по делам СНГ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ