Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 Флот преткновения

Верховная рада готова принять закон о выводе Черноморского флота из Крыма в 2017 году

Взгляд, 21.05.08

В соответствии с указом президента Кабмин Украины начал подготовку к выводу из Севастополя российского Черноморского флота. До установленной договором даты, то есть до 2017 года, вывода кораблей никто не требует, но и продлевать соглашение с Россией Киев не намерен. Причин тому множество, начиная с экономических соображений, заканчивая желанием интегрироваться в НАТО. Российские эксперты уверены: Ющенко заранее хочет сделать продление договора невозможным.

Совет национальной безопасности и обороны Украины поручил Кабинету министров провести комплексную проверку последствий временного пребывания российского Черноморского флота на Украине. Причем в двухмесячный срок.

«Это, безусловно, вызов, причем не только России, но и гражданам Украины, которые имеют другую точку зрения»

Таким образом, Киев в очередной раз подтвердил, что не намерен продлевать срок пребывания ЧФ на своей территории, который обозначен 2017 годом. Об этом в последние годы регулярно заявляли как президент, так и МИД Украины.

Черноморскому флоту РФ посвящен, по сути, только один пункт в решении СНБО от 16 мая «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства», введенном в действие указом президента Ющенко.

Звучит он следующим образом: «Подготовить в двухмесячный срок и обеспечить внесение в установленном порядке законопроекта о приостановлении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации».

Кабмин к выполнению поручения президента уже приступил. Об этом на пресс-конференции в среду сообщила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, подчеркнув, что все процедуры по выводу российского Черноморского флота будут происходить в рамках ранее достигнутых договоренностей.

Заместитель главы фракции НУ-НС Роман Зварыч, в свою очередь, заявил о готовности его политической силы подготовить все необходимые законодательные акты для вывода ЧФ из Крыма.

«Шаг президента логичен, а вывод Черноморского флота России из Крыма в 2017 году является необходимым. И я заявляю о нашей готовности подготовить для этого шага всё необходимое законодательство», – сказал Зварыч.

По его убеждению, любое государство, которое себя уважает, не должно допускать на свою территорию иностранные военные базы. «Этот факт сам по себе уже ставит под сомнение суверенность государства», – уверен народный депутат.

Директор международных программ Центра имени Разумкова Валерий Чалый также убежден, что Украина должна требовать тщательного исполнения соглашения о пребывании ЧФ в Крыму. «Наши дипломаты должны настаивать на соблюдении всего комплекса соглашений по ЧФ – в том числе и относительно терминов пребывания флота», – заявил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД.

А аналитик при политической школе НАУКМА Петр Бурковский, в свою очередь, подчеркивает, что лучше не откладывать дело в долгий ящик и уже сейчас начинать переговоры о выведении российских войск с территории Украины.

«Если посчитать реальную стоимость земли в Крыму, то аренда всей этой инфраструктуры может стоить более 3 млрд евро в год. Пока Россия всё это использует безвозмездно», – пояснил эксперт, добавив, что шаги Киева, направленные на выполнение договора о выведении флота в 2017 году, воспринимаются в Москве чуть ли не как оскорбление.

Ярые противники пребывания ЧФ РФ на территории Украины заявляют, что существуют и более жесткие, чем поручение президента, шаги, например отключение электроэнергии, газа, блокирование арендованной территории.

«Все это нежелательно, поскольку жесткая реакция Украины приведет к обострению и так непростых двусторонних отношений между обеими странами», – подчеркивает Бурковский.

Кроме того, эксперты напоминают, что размещение в Крыму российской военной базы имеет ряд правовых проблем, вступающих в противоречие с национальным законодательством Украины.

Во-первых, вызывает вопрос деятельность ЧФ РФ как субъекта экономической деятельности. «Это вкупе с административными проблемами ставит под сомнение реальность украинской власти в Севастополе как регионе страны», – заявляет эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. Достаточно вспомнить недавние события вокруг парада, посвященного юбилею российского флота.

Во-вторых, сам факт нахождения ЧФ РФ на украинской территории противоречит национальному законодательству и, в частности, положению о внеблоковом статусе Украины (это, впрочем, не мешает республике регулярно проситься в НАТО). Мало того, ряд украинских экспертов считает, что пребывание российского флота противоречит и положению о безъядерном статусе республики, которое предполагает отсутствие не только ядерного оружия, но и его носителей. А ракетные корабли ЧФ вполне способны наносить тактические ядерные удары.

Есть еще разведка флота, действия которой могут привести к далеко идущим последствиям. Так, по мнению генерала Александра Скипальского, который в течение нескольких лет возглавлял Главное управление разведки Минобороны, пребывание в составе ЧФ разведывательных частей абсолютно противоречит интересам Украины, так как по своей сути разведка направлена на вмешательство во внутренние дела зарубежных государств.

В одном из своих интервью зарубежным журналистам он даже высказал скандальное мнение, что разведка Черноморского флота выполняет задачи, в частности, по Румынии, Болгарии и Турции.

Тем временем коммунисты уже собрали 188 тыс. подписей крымчан, выступающих за бессрочное пребывание Черноморского флота в Севастополе. В КПУ уверены: в случае ухода Военно-морского флота России из Крыма его место займут военные корабли стран НАТО.

Об этом газете ВЗГЛЯД сообщил второй секретарь Крымского республиканского комитета Коммунистической партии Украины Юрий Аксютин. По его словам, среди регионов Крыма лидерами по сбору подписей за бессрочное базирование в Севастополе ЧФ РФ являются Симферополь, Феодосия и поселок Черноморское. Данная акция продлится до 10 июня, и первый секретарь крымского рескома КПУ Леонид Грач убежден, что крымским коммунистам удастся добиться того, чтобы Черноморский флот РФ «навечно оставался» в Севастополе. Но вот в Киеве его поддерживают разве что коллеги по партии.

Что до позиции российских политиков, она общеизвестна: ЧФ должен продолжить базирование в Крыму и после 2017 года. Так, мэр Москвы Юрий Лужков уверен, что Киев не имеет никаких исторических прав на Севастополь (ввиду этого московский градоначальник уже объявлен на Украине персоной нон грата).

Директор Института стран СНГ, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин вообще считает, что действия Ющенко – это прямой вызов России. «Любой международный договор – он может быть продлен. Ющенко хочет заблаговременно законодательно исключить этот вариант», – заявил Затулин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

«Предложения по ЧФ являются не чем иным, как характерным желанием оранжевых нахрапом подавить любую волю к сопротивлению у диссидентов Севастополя и Крыма, которых насильно втягивают в НАТО. Ющенко дает им понять, что не только Черноморский флот, но и, по всей видимости, российские флаги и русский язык должны будут из Севастополя убраться. Это, безусловно, вызов, причем не только России, но и собственным гражданам, которые имеют другую точку зрения», – подчеркивает эксперт.

Разумеется, население Крыма на это реагирует. Затулин, в частности, напомнил, что сразу после объявления Лужкова персоной нон грата городской совет Севастополя начал процедуру присвоения мэру Москвы звания почетного гражданина города.

Что касается судьбы ЧФ, депутат уверен: она не решается только лишь указами Ющенко или законами Украины. «Как минимум, решение должно принадлежать обеим сторонам. При всем уважении к властям Украины, Черноморский флот будет подчиняться верховному главнокомандующему России, т.е. президенту России в 2017 году», – резюмирует Затулин.

Иванна Янина, Роман Федосеев
 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ