Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия вновь начала челночную дипломатию

26 мая 2008 г., «Ольвия-пресс», Тирасполь

1. В конце апреля – начале мае, после встречи Игоря Смирнова и Владимира Воронина, между Молдовой и Приднестровьем активизировался переговорный процесс. Встречались министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай и министр реинтеграции РМ Василий Шова, состоялось несколько раундов с участием групп экспертов. В Брюсселе встретились спикеры парламентов - Евгений Шевчук и Мариан Лупу. Василий Шова за это время принял специального представителя генерального секретаря Совета Европы в РМ Владимира Ристовского, послов России, США, Украины, стран ЕС, главу Миссии ОБСЕ в РМ Филиппа Ремлера. Британский посол Джон Байер, как сообщалось, впервые посетил Верховный Совет ПМР. Во всех случаях речь шла о различных аспектах молдо-приднестровского урегулирования.

Что касается посредников, то здесь наибольшую активность проявляет российская сторона. Так, 15 мая Тирасполь посетил Посол РФ в РМ Валерий Кузьмин. В беседе с Президентом Игорем Смирновым он высказал мнение, что хоть в переговорном процессе и есть свои сложности, но все же должна быть новая динамика. Чуть ранее Посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин отметил, что в приднестровском урегулировании, в отличие от грузино-абхазского и грузино-осетинского, есть возможность продвинуться вперед.

На минувшей неделе Россия подключила и тяжеловесов. 20 мая министр иностранных дел Сергей Лавров призвал внешних игроков не вмешиваться в ход урегулирования, а лишь «помогать сторонам договариваться». В тот же день с президентом Владимиром Ворониным встретился спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов. Миронов заявил, что сейчас существуют хорошие предпосылки для решения молдо-приднестровского конфликта с определением особого статуса Приднестровья в составе РМ.

Все это заставило некоторых экспертов думать, что Россия может форсировать переговорный процесс. Тем более, что Кишинев вроде бы создает для этого условия. На минувшей неделе парламент РМ принял новую концепцию национальной безопасности. В ней подтвержден ключевой момент, о котором не раз говорили Владимир Воронин и Владимир Путин. Это молдавский нейтралитет, отказ от вступления в военные блоки и, в частности, в НАТО.

Аналитики сделали вывод - фон урегулирования улучшается, дипломатическая активность в последнее время высокая, значит, жди резких перемен, и очень скоро. Может быть. А возможно, и нет.

2. Для России молдо-приднестровское урегулирование действительно становится стратегическим моментом. Об этом говорит хотя бы визит в Молдову спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Миронов - фигура в российской политике своеобразная и весьма значимая, несмотря на некоторую символичность. Можно вспомнить ту роль, которую председатель СФ сыграл в операции под названием Владимир Путин остается во власти. Сначала Миронов стал инициатором кампании: Владимиру Путину - третий президентский срок. Его поддержали губернаторы, и была создана тема для общественной дискуссии. Когда стало ясно, что 70% россиян высказались бы за то, чтобы Путин остался, Сергей Миронов выступил с другой идеей - президент нарушать Конституцию не будет, но должен работать на благо России и дальше. И эта идея была воспринята подавляющим большинством россиян. В результате Владимир Путин стал премьером, причем доверие населения, о котором было четко известно заранее, придало ему дополнительную легитимность как внутри страны, так и на Западе. Председатель Совета Федерации был одной из главных фигур, раскручивавших проект народное доверие.

Сергей Миронов сыграл важную роль и как партийный лидер, глава второй пропрезидентской партии - Справедливая Россия. СР была запасным полком на случай, если бы Единая Россия вдруг не набрала бы конституционного большинства в Думе. Тогда необходимое большинство (2/3) ЕР создала бы именно с СР. Миронов и его партия страховали партию Путина (хотя, как потом выяснилось, в этом не было надобности - ЕР получила в Госдуме 315 мест из 450).

Роль Сергея Миронова в российской политике такова, что он может сказать некоторые вещи более откровенно, чем, скажем, администрация президента или МИД. Он участвует в подготовке общественного мнения, в том числе и международного.

Сегодня спикер СФ высказывается и по молдо-приднестровской проблеме. Вместе со всеми другими факторами это может говорить о том, что Россия готовит что-то серьезное, что она создает условия, чтобы представить очередной проект урегулирования.

Другие участники формата 5+2, судя по всему, видят это. Помощник госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека Дэвид Крамер, предполагая, видимо, что молдавские власти могут столкнуться с российским планом, на минувшей неделе посоветовал Кишиневу уделять внимание деталям, которые очень важны.

Будет ли российский план представлен еще до начала июля, как не исключают некоторые эксперты? Все-таки вряд ли. Есть много деталей, которые необходимо учесть. В первую очередь они касаются статуса Приднестровья. Россия все-таки, очевидно, будет настаивать на том, чтобы статус был в рамках федеративной или конфедеративной модели. Молдова будет ссылаться на закон об основных принципах урегулирования приднестровского конфликта от 2005 года. Закон этот, как известно, предлагает формулировку автономно-территориальное образование в составе унитарного государства. О другом устройстве речь не идет. Найти компромисс между федеративными концепциями и автономией сложно, на это, во всяком случае, необходимо время.

Есть еще несколько причин думать, что возможный российский план не будет обнародован до июля. Фон урегулирования пока все-таки еще недостаточно хорош. Для того, чтобы российский проект урегулирования был уместен, необходимо хотя бы несколько значимых успехов в работе групп экспертов Молдовы и Приднестровья. А успехов на сегодня нет. Поэтому экспертам, скорее всего, дадут еще 2-3 месяца.

Не исключено, что как минимум 2-3 месяца Россия будет также ждать, пока Молдова завершит принятие всех документов, связанных с новой концепцией национальной безопасности и оговоренным в ней нейтралитетом. Концепция принята, но нет пока, например, стратегии ее реализации. Разработка и утверждение этого документа тоже требует времени, а без него концепция остается в какой-то мере декларацией.

Важно еще и то, как возможный проект урегулирования будет воспринят в Приднестровье. Естественно, не может быть и речи, чтобы он основывался на упомянутом законе РМ от 2005 года.

Так что, скорее всего, российский план (если он есть), будет представлен несколько позже. Очень заманчиво для России было бы предложить свой проект в начале предвыборной кампании в Молдове (сентябрь-октябрь), чтобы вынудить коммунистов пойти на уступки в отношении, скажем, федеративной или конфедеративной модели. Правящая партия станет перед дилеммой - соглашение с Россией и благоприятная предвыборная кампания или же конфронтация с ней и поражение на выборах.

Но тут есть и риски - борьба против возможной российской инициативы даст дополнительные шансы прозападным и прорумынским силам. Влияние будущей предвыборной кампании на молдо-приднестровское урегулирование - это, конечно, тема отдельного разговора.

Любой российский план, когда бы он ни был предложен, столкнется с одной проблемой. Эта проблема была всегда. Российские проекты держатся на зыбких основаниях. Они предполагают нейтралитет Молдовы, а он все-таки относителен, так как сотрудничество РМ и НАТО расширяется.

Авторы планов также имеют в виду, что возможная федеративная или конфедеративная модель (в случае объединения Молдовы и Приднестровья) будет работать. Но она не работает четко порой даже в европейских государствах с давней традицией федеративного государственного устройства. Там существуют разногласия и проблемы, доходящие до открытых столкновений. Тем более они будут в отношениях двух субъектов, бывших сторонами военного конфликта.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ