Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Побудительный мотив нынешних действий России

ИА Regnum, 02.06.08

"Визит думца Алексея Островского в Кишинев и Тирасполь вписывается в тенденцию последнего времени - демонстрацию Россией активности в направлении приднестровского урегулирования", - заявил 2 июня 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политолог Виктор Жосу.

"Однако появился и элемент новизны, - продолжил политолог. - Речь об озвученном им тезисе, согласно которому Воронин, якобы, готов "к рассмотрению вопросов о федеративных отношениях с Приднестровьем" со всеми вытекающими отсюда последствиями: предоставлением "права вето Приднестровью в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса или вхождения в ту или иную международную политическую, военно-политическую или экономическую организацию".

По словам Жосу, вопрос о форме государственного устройства Молдавии остается ключевым в процессе приднестровского урегулирования. "Действительно, вопрос о том, оставаться ли Республике Молдова и впредь унитарным государством, как это записано в ее нынешней Конституции, или образовать с Приднестровьем (а тогда уж, если следовать здравой логике, и с Гагаузией) федерацию, остается камнем преткновения всего процесса приднестровского урегулирования после прекращения военных действий в 1992 году. Это - принципиально. Все остальное - статус русского языка, запрет для лиц с двойным гражданством становиться чиновниками, "воспрепятствование румынизации" - хотя и способно породить эффект "бури в стакане воды" в отдельных кишиневских политических кружках, на решение проблемы по большому счету не влияет", - отметил политолог.

Он напомнил, что Островский делал свои заявления после встречи с президентом Владимиром Ворониным. "А всем нам хорошо известна способность последнего не просто спонтанно, причем подчас весьма убедительно для окружающих, озвучивать те или иные "оригинальные" идеи (раздавать характеристики, навешивать ярлыки), но и, как ни в чем не бывало, не отвечать впоследствии за свои слова. Такой уж это политик, и ничего с этим не поделаешь. Но в данном случае даже не важно, что там такого мог или не мог сказать при личной встрече глава молдавского государства председателю комитета российской Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками. Важно понимать, каким именно политическим ресурсом обладает Воронин, чтобы подкрепить любые свои слова практическими делами. И в этом плане нельзя не признать, что на сегодняшний день ресурс этот у него куда как меньше, чем, скажем, в 2003 году. Тогда, напомним, подавляющее большинство озвученных Островским в Тирасполе в 2008 году идей уже нашли свое воплощение в формулировках документа, получившего название "Меморандум Козака". Документа, на каждой странице которого Воронин поставил свою подпись и который затем был им же похоронен", - заявил Жосу.

Политолог отметил, что "сегодня у возглавляемой Ворониным Партии коммунистов Республики Молдова, звезда которой, даже если пока не взошла ничья другая, неуклонно закатывается, нет ни конституционного большинства в парламенте, ни, что, пожалуй, даже главнее, морального-психологического преимущества в глазах населения, которое существовало во времена, когда ПКРМ еще была на подъеме". "Наверное, рискни Воронин тогда, идею федерации удалось бы протащить даже на референдуме (напомню, что по Конституции положение об унитарном характере молдавского государства может быть изменено только через референдум, причем поддержать это должно большинство всех граждан РМ, обладающих правом голоса). Ничего подобного не случилось, а сегодня, не в последнюю очередь стараниями самого Воронина (в последние годы он не раз публично заявлял, что "охладел к идее федерации"), население правобережной Молдавии в большинстве своем к самой идее относится отрицательно. Все, что остается в такой ситуации лидеру ПКРМ - это блефовать, пытаясь, с одной стороны, играть на недовольстве Кремля нынешним "драйвом" Украины и Грузии в стороны НАТО, а, с другой, пытаться вернуть себе в преддверии парламентских выборов 2009 года доверие части былого электората компартии, разочарованного воронинской антироссийской политикой 2005-2006 годов. Последнее обстоятельство главным образом и объясняет его последний внешнеполитический кульбит в сторону России. Что ж, Воронину и его команде следует отдать должное: то, что в Москве после всех его "шалостей" последних лет решили продемонстрировать, что готовы вновь иметь с ним дело, свидетельствует о способности мобильно и гибко приспосабливаться к постоянно меняющейся геополитической обстановке. Не ясно пока, как далеко решила зайти в этих играх Россия? Побудительный мотив ее нынешних действий в отношении Воронина - с паршивой овцы хоть шерсти клок - в общем-то, понятен. Посмотрим, что удастся "настричь". Вот только не хотелось бы, если все опять закончится "обломом", чтобы таковой привел к новой стадии ухудшения молдавско-российских отношений", - подвел итог Виктор Жосу.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, на встрече в Тирасполе с президиумом Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики 29 мая глава комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский заявил: "Стремление руководства и населения Приднестровья к признанию независимости республики - это путь в никуда. Нам непонятно желание видеть Россию в качестве гаранта признания независимости Приднестровья, которое исходит с левого берега Днестра. Мы выступаем за территориальную целостность государств во всем мире. Более того, ситуация, которая сейчас сложилась в Приднестровье, подталкивает Россию, в первую очередь, к тому, чтобы выходить на достижение каких-либо конкретных договоренностей с Молдавией. Должно быть взаимное желание и Кишинева, и Тирасполя сесть за стол переговоров и выработать пакетное соглашение, которое устраивало оба берега Днестра". "Руководство Молдавии готово обсуждать и документально фиксировать принципиально важные для Приднестровья позиции", - подчеркнул Островский. По его словам, "молдавское руководство готово к рассмотрению вопросов о федеративных отношениях с Приднестровьем и предоставлении права вето Приднестровью в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса или вхождения в ту или иную международную политическую, военно-политическую или экономическую организацию". "В рамках пакета соглашений молдавское руководство также согласно вести переговоры о перспективах участия единой Молдавии в ГУАМ, а также обсуждать вопрос о придании русскому языку особого статуса, - заявил глава думского комитета. - Также возможно подписание конкретных соглашений о воспрепятствовании румынизации единой Молдавии. Молдавия готова к тому, чтобы в рамках пакетных соглашений говорить об отмене закона о запрете для лиц, имеющих двойное гражданство, занимать государственные должности или быть депутатами парламентов различного уровня. В Молдавии также понимают озабоченность приднестровцев относительно принятого в 2005 году закона об особом статусе Приднестровья. Этот вопрос также может быть включен в пакет соглашений. Если будет достигнута договоренность об объединении Молдавии, этот закон фактически потеряет смысл".

В тот же день в ходе встречи с президентом Приднестровья Игорем Смирновым Алексей Островский подчеркнул, что "Российская Федерация считает, что, в первую очередь, решение должно быть таким, каким оно будет выгодно жителям Приднестровья". "Мы знаем о том, что 96% населения вашей республики высказались за суверенитет и независимость. (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого большинство избирателей высказались за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации, - прим. ИА REGNUM). Тем не менее, мы понимаем, что независимость Приднестровья на сегодня не готовы признать главные внешнеполитические игроки. Это и страны ЕС, и США. Мы считаем, что, в первую очередь, желание урегулировать проблему должно быть у Кишинева и Тирасполя. Только эти две столицы, в случае желания, смогут найти взаимоприемлемый вариант. Безусловно, при посреднических усилиях России и ряда других государств", - заявил Островский.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ