Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Оппозицию пригласили в ЦИК, но пропустят ли в парламент?

Белорусские новости. 24.06.08.

Александр Зайцев

Как и ожидалось, 24 июня президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ о назначении на 28 сентября выборов в Палату представителей. Эту дату главе государства предложил Центризбирком. Выборы депутатов нижней палаты парламента пройдут по 110 округам по мажоритарной системе. В среднем на территории одного избирательного округа проживает 64 тысячи избирателей. Затраты на проведение выборов составят 24,6 млрд. рублей.

Завтра ЦИК утвердит календарный план мероприятий, смету расходов и постановления о формах документов, касающихся проведения избирательной кампании. До 11 июля пройдет выдвижение кандидатов в составы окружных комиссий.

Сегодня же Александр Лукашенко подписал декрет, позволяющий членам политических партий участвовать в работе ЦИК с правом совещательного голоса.

Как сообщает пресс-служба президента, этот документ направлен на обеспечение «более широкого участия политических партий в избирательной кампании и предусматривает предоставление им права направлять в Центральную комиссию по одному члену комиссии с правом совещательного голоса».

«Принятие данного декрета будет способствовать более полной реализации политическими партиями их конституционного права на участие в выборах», — отмечается в сообщении пресс-службы.

Возможность представителям партий с правом совещательного голоса участвовать в работе ЦИК — отнюдь не либеральное ноу-хау нынешней избирательной кампании, хотя, вероятно, именно в такой тональности будет подаваться официальными СМИ. Вот и в комментарии к декрету пресс-службы президента отмечается, что «аналогичный подход к участию политических партий в выборах содержится в избирательном законодательстве ряда стран, он согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации избирательного процесса».

Мы же напомним, что подобное практиковалась и в предыдущие парламентские кампании 2000 и 2004 годов. Правда, восемь лет назад оппозиционные партии бойкотировали выборы, и правом направить в ЦИК своих представителей фактически не воспользовались.

Четыре года назад оппоненты власти также были настроены скептически относительно эффективности этого политического института и своего участия в его работе. Однако по прошествии времени некоторые из тех, кто на выборах-2004 работал в ЦИК, свои взгляды пересмотрели. В частности, тогда зампред БСДП (Грамада), а ныне рядовой член партии Владимир Нистюк уверен, что усилия представителей оппозиционных партий не пропали даром.

«ЦИК — это орган координирующий, и там не решаются вопросы, о которых у нас часто говорят, вроде фальсификации итогов. Но при решении спорных вопросов, входящих в компетенцию Центризбиркома, роль его членов достаточно высока», — считает Владимир Нистюк.

По его словам, в прошлую парламентскую кампанию благодаря вошедшим в ЦИК представителям оппозиционных партий порядка 65 человек, которым окружные комиссии отказали в регистрации, были в итоге все же зарегистрированы. «Ни одно заседание не прошло без нашего активного участия. Это нормальная возможность публично на государственном уровне отстаивать свою позицию. Я не абсолютизирую роль демократов в работе ЦИК, но свое влияние на ход кампании они оказали», — говорит Владимир Нистюк.

К тому же, отмечает политик, опыт участия в работе ЦИК позволил увидеть и собственные недостатки в подготовке к избирательной кампании. Как считает Владимир Нистюк, на прошлых выборах многие не получили регистрации кандидатами не столько из-за предвзятого отношения комиссий к представителям оппонирующих властям партий, сколько из-за элементарной невнимательности при подготовке документов.

«В этом плане нам самим еще надо очень многому учиться, — говорит Владимир Нистюк. — Плохое законодательство или хорошее — но документы должны ему соответствовать».

Скорее всего, участие представителей демократического лагеря в работе ЦИК в ходе нынешней избирательной кампании не будет сильно отличаться от кампании предыдущей, ведь право голоса у них будет только совещательное. Безусловно, «спасение» шести десятков оппозиционных кандидатов от регистрационных ножниц — большое дело в современных условиях. Но если сценарий выборов-2008 власть перепишет с предыдущих, то эффекта от таких усилий вновь не будет.

«Мы хотим продемонстрировать и Западу, и России, как надо проводить выборы. Мы их сделаем настолько демократичными, что вы убедитесь в реальном результате, кого сегодня поддерживает народ», — сказал Александр Лукашенко 24 июня в интервью «Комсомольской правде».

Впрочем, как полагает все тот же Владимир Нистюк, нынешняя ситуация в стране такова, что в появлении в парламенте оппонентов власти заинтересована не только оппозиция, но и в определенной степени сама власть. И такая вероятность существует, учитывая, что подобное пожелание высказал сам Александр Лукашенко, чьи слова, даже не оформленные документально, вертикалью власти принимаются к исполнению безоговорочно.

С окончательным решением по вопросу присутствия оппозиции в новом парламенте власть еще, наверняка, не определилась. Хотя, как кажется, количество плюсов от присутствия демократов в числе народных избранников должно перевешивать корзину с вероятным негативом. С одной стороны, пара-другая оппозиционеров, а больше вряд ли пропустят, погоды не сделает, но с другой — позволит властям пустить пыль в глаза пристально изучающим нашу ситуацию брюсселям и вашингтонам. К тому же, депутатов от оппозиции вполне можно будет использовать как канал парламентской связи официального Минска с Западом.

Впрочем, международная оценка белорусских выборов будет зависеть не только от количества мандатов, которые получат представители оппозиции, но и от хода избирательной кампании. В принципе, власти достаточно дать команду «не мешать», что уже само по себе подымет уровень демократичности выборной кампании и позволит официальному Минску продемонстрировать намерение работать не на усугубление отношений с Западом, а на их постепенное потепление.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ