Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сенсация: Запад готов предать Грузию!

КМ.RU, 27.06.08

Территориальная целостность Грузии, оказывается, не такая уж «священная корова» для Запада. И Тбилиси вполне может лишиться поддержки Запада в этом вопросе, несмотря на все заявления американцев и их сателлитов, если та же Южная Осетия, например, объединится с Северной и они вместе выйдут из состава России.

К такому выводу приводит анализ возросшей за последнее время активности Запада на осетинском направлении. Нет, сами западники пока в потаенной мечте об отрыве от России Осетии, разумеется, не признаются, во всяком случае, на официальном уровне. Но вот на неофициальном…

В этом плане весьма показателен доклад, появившийся 5 июня сего года на сайте International Crisis Group («Международная антикризисная группа» - МАГ), который процитировал в своей статье «Южная Осетия 2008: Евросоюз и «третья сила», опубликованной информагентством REGNUM, обозреватель Андрей Битаров.

Перед тем, как перейти к этому документу, сразу же стоит отметить, что хотя доклад посвящен лишь грузино-абхазскому конфликту, рекомендации, которые его авторы адресуют Тбилиси, вполне могут быть распространены и на взаимоотношения Грузии с Южной Осетией.

А рекомендации эти, надо сказать, заметно отличаются от официальной позиции того же Вашингтона, который (во всяком случае, на словах) демонстрирует твердую приверженность принципу сохранения территориальной целостности Грузии. МАГ же в своем докладе дает официальному Тбилиси несколько иные «советы»:

• «прекратить всякие приготовления для проведения военной операции, а также воинственную риторику (включая лживые сообщения в СМИ)»;

• «показать уважение самоопределению Абхазии»;

• отложить на неопределенное время обсуждение политического статуса Абхазии в составе грузинского государства;

• вывести из Кодорского ущелья вооруженные формирования;

• принести официальные извинения Абхазии за имевшие место в начале 1990-х годов события;

• заняться выстраиванием с Сухуми дружеских, горизонтальных и абсолютно равноправных отношений, подписав безо всяких условий Договор о ненападении и неприменении силы.

Согласитесь, непосвященный может подумать, что перед нами – чуть ли не официальная позиция самой Абхазии. Но на самом деле «кризисные менеджеры» МАГ отнюдь не являются «агентами Сухуми». Они представляют Западную Европу, и в этой связи вышеприведенные цитаты являются самой настоящей сенсацией.

Как отмечает в своей статье Андрей Битаров, та же МАГ уже давно рекомендует Евросоюзу подключиться к урегулированию конфликтов на Южном Кавказе. При этом европейское экспертное сообщество, пишет автор, в целом единодушно рекомендует Брюсселю сосредоточиться на:

• определенных дипломатических усилиях по недопущению вооруженной эскалации конфликта;

• поддержке процессов «долгосрочной трансформации» и создания в Южной Осетии «условий, благоприятствующих политическому разрешению конфликта», под которыми подразумевается «вовлечение сторон конфликта в конструктивные взаимоотношения» в области образования, обмена информацией, соблюдения международных стандартов в области СМИ, экономического развития, торговли, среднего и мелкого бизнеса;

• активизации деятельности в Южной Осетии т. н. «третьего сектора», различного рода общественных и неправительственных организаций, действенной финансовой поддержке групп гражданского общества, объединенных в союзы или крупные организации «сетевого типа»;

• повышении способности «групп граждан требовать от властей внимания к своим нуждам» при непосредственной поддержке международных правительственных и неправительственных организаций;

• акцентировании внимания широкой общественности Южной Осетии не на определении политического статуса, а на решении внутриполитических проблем, таких, как коррупция, отсутствие демократических институтов и развитие гражданского общества;

• дальнейшей экономической реабилитации зоны конфликта и создании условий для развития мелкого и среднего бизнеса, из которого впоследствии должна сформироваться социальная среда, способная также оказывать влияние на протекающие в регионе политические процессы;

• изменении формата переговоров, перевод их в рамки грузино-осетинского диалога с участием в нем России, ОБСЕ и ЕС в качестве наблюдателей;

• создании совместной структуры охраны правопорядка с участием компонента международной полиции с постепенным свертыванием деятельности Смешанных сил по поддержанию мира и замены их «гибким антикризисным механизмом».

Почти все указанные положения, продолжает Битаров, были озвучены в ходе прошедшего 15 октября 2007 года в Париже семинара на тему «ЕС и урегулирование конфликтов в Грузии» и легли в основу документа «Меры по построению доверия в Грузии». Уже в декабре 2007 года указанный документ был представлен специальным представителем ЕС на Южном Кавказе Питером Семнеби властям Южной Осетии и Абхазии, а в 2008 году заложенные в нем положения вошли в программу Европейской комиссии по Грузии «Неправительственные субъекты и местные власти в процессе развития». Согласно данной программе, в 2008 году ЕС планирует выделить на финансирование неправительственных организаций в Южной Осетии и Абхазии сумму в 600 тыс. евро (500 тыс. для Абхазии и 100 тыс. - для Южной Осетии).

И примечательно, отмечает Битаров, что сразу же после парижского семинара как в Южной, так и Северной Осетии активизировались прозападно настроенные общественно-политические силы, которые не просто взяли на вооружение наработки европейских экспертов, но прямо заявили о необходимости диверсификации внешней политики Южной Осетии, о неизбежности «глубоких демократических преобразований» и «развития в Южной Осетии гражданского общества» (на западные, естественно, деньги); о реализации экономических проектов, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, с последующим вовлечением представителей НПО и бизнеса в переговорный процесс и о смене переговорного формата и формата миротворческой операции.

При этом одними разговорами дело не ограничилось, отмечает Битаров. Уже в ноябре 2007 года в Ереване инициативной группой было заявлено о создании т. н. «Осетино-грузинского гражданского форума» (ОГГФ), неправительственной организации сетевого типа. Спонсором проекта выступила голландская неправительственная организация IKV PAX CHRISTI.

Примерно с декабря 2007 по март 2008 года в североосетинской прессе и ряде электронных изданий как Северной, так и Южной Осетии начинают широко публиковаться материалы осетинских прозападно настроенных общественных деятелей. Во всех этих материалах как сквозные проходят темы о слабости политического руководства России, его неспособности пойти на признание Южной Осетии и Абхазии – даже после косовского прецедента, о допущенной руководством Южной Осетии внешнеполитической ошибке, под которой понимается пророссийский курс ее руководства, об институциональной слабости политической системы Республики Южная Осетия, о неизбежности ухода России с Северного Кавказа и необходимости строительства в связи с этим «независимого демократического осетинского» государства. При этом в наиболее радикальных материалах, например, таких, как «Дуплексное мирное соглашение в грузино-югоосетинском конфликте» В.Дзуцева, допускается возможность реализации такого сценария урегулирования грузино-осетинского конфликта, при котором Северная Осетия (РСО-А) должна будет объединиться с Южной Осетией и выйти из состава РФ. При этом вовлечение в процесс урегулирования конфликта в том или ином виде ЕС и США рассматривается практически всеми авторами как единственная возможность «гарантировать Южной Осетии соблюдение ее национальных интересов».

В общих контурах, продолжает автор статьи, выдвинутая осетинскими западниками «новая концепция» урегулирования грузино-осетинского конфликта выглядит следующим образом.

1. Южная Осетия отказывается от пророссийской ориентации и заявляет Западу о политико-правовых основаниях своей независимости.

 2. Южная Осетия выходит из Дагомысских соглашений и начинает прямой диалог с Грузией по поводу своего политического статуса.

3. На время переговоров Южная Осетия переходит под международный протекторат ООН или ЕС, признается «временно независимой» и на ее территорию вводятся международные полицейские силы.

4. Под их прикрытием к власти в Южной Осетии приходит т. н. «третья сила», которая провозглашает курс на полное сближение с Западом и, на первых порах, строительство с Грузией «совместного государства грузин и осетин». Грузия объявляет о решении конфликта и вступает в НАТО.

5. После этого Южная Осетия, используя косовский сценарий, а также проводимую в ЕС «геополитическую революцию» по демонтажу национально-государственных образований как таковых, при прямой поддержке США начинает движение в сторону независимости, строительства «демократического осетинского государства», одновременно раскручивая тезис о разделенном народе и инициируя сепаратистские настроения в Северной Осетии.

 6. Северная Осетия выходит из состава России, объединяется с Южной Осетией, вместе они создают «осетинское демократическое государство», подчиняющееся, как и Косово, напрямую Вашингтону и Брюсселю. НАТО приходит на Северный Кавказ.

Словом, работу на осетинском направлении (как, впрочем, и на абхазском) Запад в последнее время явно активизировал. Да и цели свои он не скрывает. «Вопрос о том, может ли регион между Черным морем и Каспием на деле присоединиться к Европе и ее институтам, решается уже сейчас», - заявил 18 июня в конгрессе США помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид.

Урегулирование конфликтов в Грузии и Молдавии является приоритетом для Евросоюза, вторил ему сегодня представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

Последний, кстати, находится сейчас в Ханты-Мансийске, где принимает участие в открывшемся сегодня саммите ЕС-Россия. И среди наиболее значимых тем, которые там будут обсуждаться, значатся как раз вопросы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ