Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

А. Докучаева. Русские романтики на постсоветскомпространстве

 Ruvek.ru, 30.06.03

Александра Докучаева,  зав. отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ

15 лет назад, 23 мая 1993 года, Республиканское славянское движение «Лад» в Казахстане получило официальную регистрацию. Девять месяцев Минюст республики волокитил с утверждением документов учредительной конференции «Лада», прошедшей под Павлодаром в сентябре 1992 года. Накануне проведения конференции «вдруг» было отказано в помещении, которое заранее было арендовано, поэтому «Лад» учреждался под открытым небом, «на диком бреге Иртыша» - на территории заброшенного портового склада.

Делегаты от 10 областей Казахстана и столицы – Алма-Аты собрались тогда, чтобы, объединившись в общественно-политическую организацию, отстаивать достоинство русского, славянского населения в Казахстане, защитить свое право на сохранение русской культуры, русского языка, противостоять этнической дискриминации, призывы к которой зазвучали из среды активистов-националистов, провозглашавших «Казахстан - для казахов». Кровавые конфликты в соседних азиатских республиках не оставляли славянам иллюзий на благостное развитие ситуации, оставалось только одно - всем миром встать на свою защиту.

Объединения славян боялись. Им пугали казахстанцев, распространяя небылицы о якобы агрессивных намерениях ладовцев. Но что же «страшного» в Уставе «Лада»? Основой объединения стали четыре принципа:

- деятельность по сохранению русской и славянских культур народов, проживающих в Казахстане;

- поддержание дружеских, союзнических отношений Казахстана с Россией;

- требование равноправия для всех граждан Казахстана, независимо от национальности;

- установление государственного статуса для русского языка, наравне с казахским.

Под этими лозунгами создавался «Лад», от этих позиций он не отказывается и сейчас. А каковы же итоги прошедших 15 лет?

То, что русская, славянская культура в Казахстане жива, нельзя оспорить. И вклад «Лада» в это – самый непосредственный. Десятки коллективов русской песни, танца, поддерживаемых «Ладом», живут и радуют своими концертами. Дни славянской культуры и письменности стали общереспубликанским праздником благодаря многолетним совместным усилиям ладовских и других русских организаций по всему Казахстану. Уважительное отношение к православной традиции, сделавшее Рождество Христово государственным праздничным днем в Казахстане, закрепилось также и потому, что «Лад» в тесном сотрудничестве с православной церковью вынес Рождество, Масленицу, Пасху за пределы церковной ограды, сделал их яркими праздниками на площадях городов, благотворительными акциями для ветеранов и обойденных судьбой людей.

«Лад», объединяющий граждан Казахстана, по праву является организацией российских соотечественников. Как поется в песне, автором которой является руководитель кургальджинский организации «Лада» И. Деева, в сердцах у нас две половины - «Мой Казахстан и ты, Россия». Ладовцы последовательно выступают за укрепление союзнических отношений с Россией. В конце девяностых годов «Лад» провел сбор подписей за присоединение Казахстана к Союзу Белоруссии и России. Свыше 240 тысяч Казахстанцев поддержали «Лад». Тогда на «Лад» обрушились обвинения в покушении на суверенитет Казахстана. Очевидно, что обвинения – абсурдные. В Казахстане, где Президент сам является инициатором многих интеграционных инициатив, подобные обвинения звучат нелепо. Но не будем преувеличивать роль «Лада» в сохранении добрососедских отношений России и Казахстана. Определяющее значение в этом, очевидно, имеют геополитические и экономические интересы руководства наших стран. Но, слава Богу, что это так. Целям и желаниям ладовцев отвечает тот курс на дружбу с Россией, что держит Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. С его именем большинство русских в Казахстане связывают дружеский вектор в отношениях с Россией. Это было главным аргументом, когда «Лад» выступил с активной поддержкой действующего Президента в последней избирательной кампании. Для всех было ясно, что любая оппозиционная фигура отвернула бы Казахстан от России. «Цветные революции» в Грузии и на Украине – не оставляли сомнений в таком развитии событий, в случае смены главы республики..

Безоговорочная поддержка руководством «Лада» Президента Казахстана в прошедшей избирательной кампании вызвала немалое смущение у многих ладовцев. Действительно, разве устранены диспропорции в органах власти, где преобладают представители титульной нации? Нет – они налицо. Разве русский язык, не вытесняется в бытовую сферу в ходе тотального перевода делопроизводства на государственный язык? Это происходит. И именно это вызывает ту неуверенность в будущем, которая является основной причиной выезда русских из Казахстана – об этом свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения последних лет. Много острых вопросов остаются к Гаранту Конституции Казахстана. И «Лад» не снимает их с повестки дня. Но есть и объективное, политическое понимание того, что с другим руководителем республики – их решение было бы еще более проблематичным.

Ладовцы ведут правозащитную работу, защищая своих соотечественников в судах, ходатайствуя за них в органах власти разных уровней. Лад настойчиво требует исполнения конституционных норм в функционировании русского языка – официального использования во всех органах власти и местного самоуправления. Надо вспомнить, что сама эта конституционная норма была сформулирована в новой конституции Казахстана при непосредственном участии ладовцев – депутатов 13 созыва Верховного Совета Казахстана. Тогда в Верховном Совете действовала депутатская группа представителей «Лада», которую возглавлял В.П.Михайлов. Он входил в группу по подготовке проекта новой конституции и представлял там ладовскую позицию по статусу русского языка.

Важнейшим делом «Лада» стала его газета. Газета «Лад» была единственным информационным окном, рассказывающем правду о «Ладе», о проблемах русских в Казахстане. Сейчас эту миссию несет и известный интернет-портал «Русские в Казахстане».

Сейчас, 15 лет спустя, по-прежнему остаются актуальными задачи, которые ставил «Лад» при своем создании. Какой же из этого сделать вывод? Может, уйти с общественной сцены, самоликвидироваться? Нет – говорят большинство ладовцев. И я понимаю и поддерживаю их.

Разве проблемы, объединившие нас 16 лет назад, имеют свое окончательное решение? Разве поддержка русской славянской культуры когда-нибудь перестанет быть актуальной, пока в Казахстане живут русские и славяне? Разве развитие добрососедских отношений с Россией – перестанет быть жизненно важным обстоятельством для русских граждан Казахстана? Разве в реальном мире исчезнет необходимость помогать попавшим в беду и не имеющим защиты от зла и насилия? Разве равенство прав всех граждан, независимо от национальности, в условиях стран, вставших на путь рыночной конкуренции, не будет постоянно нарушаться под разными предлогами, и в первую очередь по этническим предпочтениям? И вопрос о статусе русского языка в Казахстане, отвечающего его реальной востребованности в обществе, не имеет скорого решения, но без его защитников он не будет решен никогда.

«Лад» нужен русским людям в Казахстане, всем, кто связывает себя с Россией, русской культурой.

Будем помнить всех, кто был у его истоков и кого уже нет с нами: Ю.Макарова, руководителя Павлодарской «Славии», собравшей первую, учредительную конференцию «Лада», Я.Белоусова - ладовского ветерана, участника Великой Отечественной войны, журналиста и интеллектуала, депутатов, представлявших «Лад» в Верховном Совете Казахстана: М.Головкова из Усть-Каменогорска и А. Лебедева из Рудного, В.Глушкова – первого редактора газеты «Лад».

Будем помнить тот чистый порыв к правде и справедливости, который собрал нас в 1992 году и который движет по сей день участников движения «Лад». Желаю «Ладу плодотворной жизни, успехов и побед в работе по осуществлению целей движения. Всем членам «Лада», всем, кто его поддерживает – крепкого здоровья, сил и оптимизма на благородном поприще единения казахстанского славянства, сохранения русской культуры и русского языка.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ