Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Военный буфер

 «Ольвия-пресс», Тирасполь, 07.08.08

А.Галин

В свое время Антон Павлович Чехов написал известную всем фразу о том, что если в пьесе, в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. В реальной жизни очень часто можно наблюдать то же самое, причем, не только на бытовом уровне. Если какое-то государство обладает внушительным количеством оружия и боевой техники, рано или поздно оно начнет стрелять. Наглядным примером тому может послужить Грузия, которая с 2002 года усиленно вооружалась, благодаря военной «помощи» США и НАТО.

Мы уже писали в статье «Информация к размышлению» о том, как это происходило, и что особую роль в деле милитаризации Грузии сыграл нынешний глава миссии ОБСЕ в Молдове Филипп Ремлер. Напомним, что в феврале 2002 года Россия заявила о том, что в Панкисском ущелье, находящемся на территории Грузии, скрываются чеченские боевики. Грузия категорически отрицала это, утверждая, что полностью контролирует всю территорию страны. Однако это не соответствовало действительности. К тому времени в ущелье находилось порядка 2000 боевиков, располагающих двумя вертолетами для транспортировки людей и грузов через горы в Чечню, и количество их день ото дня росло. Россия не могла начать военную операцию на чужой территории, дипломатические же переговоры ни к чему не приводили. И вдруг совершенно неожиданно на помощь России приходят США. В то время посол этой страны в Грузии Филипп Ремлер во всеуслышанье заявляет следующее: «Десятки боевиков «Аль-Каеды» и Талибана из Афганистана перешли границу нестабильной Грузии. Мы также знаем, что некоторые из них прячутся в Панкисском ущелье и поддерживают контакт с арабским террористом Хаттабом. Последний со своей стороны связан с Усамой бен Ладеном. Панкисское ущелье - очень опасное место для Грузии».

Понятно, что после такого заявления, правительство Шеварднадзе уже не могло отмахиваться от проблемы. Россия вновь предложила свою военную помощь, но получила отказ, хотя все понимали, что грузинская армия самостоятельно не сможет справиться с боевиками. И тогда Ремлер предложил Грузии помощь США. Правда, речь шла только о военных советниках, которые будут обучать грузинский спецназ, и создании антитеррористических сил. Но, как говорится, дело сделано. Американские военспецы оказались в Грузии и начали подготовку грузинских сил быстрого реагирования. Но для США этого было мало. Ремлер сделал новое заявление: «Америка хотела бы создать несколько центров по борьбе с терроризмом, которые подчинялись бы министерству обороны Грузии». Разумеется, Шеварднадзе не возражает.

Дальше – больше. 21 марта 2003 года парламент Грузии подписывает военное соглашение с США, предусматривающее «безвизовый въезд в Грузию американских военнослужащих, размещение на ее территории американской военной техники, вооружений, их свободное перемещение». Кроме того, американские военнослужащие получили исключительные права и полномочия и стали с этих пор пользоваться на территории Грузии привилегиями и иммунитетами административных и технических сотрудников Посольства США. Мало того, согласно этому документу, принадлежащие США летательные аппараты, морские суда и наземные транспортные средства получили право беспрепятственного пересечения границы Грузии в обоих направлениях и свободного передвижения по ее территории.

В течение 2002-2004 годов Грузия получает от США военную помощь более чем на 98 млн. долларов. В те годы по этому совокупному показателю она вышла на 20-е место среди зарубежных партнеров Вашингтона. Однако США не намерены останавливаться на достигнутом. Американское военное присутствие в Грузии год за годом нарастает. Кроме советников, здесь появляется американское тяжелое вооружение, создается бронетанковая группировка, укомплектованная американской техникой, идет модернизация военных аэродромов.

В 2005 году Америка начинает настойчиво требовать вывода российских военных баз из Грузии. Вашингтон и Тбилиси приступают к реализации американской программы военной помощи «Сохранение стабильности - SSOP-2», на которую Америка выделяет 60 млн. долларов. В 2006 году США обязуются оказать Грузии помощь уже по трем направлениям в военной сфере: в достижении унификации с НАТО и интеграции в НАТО, в осуществлении новой программы «Сохранение стабильности» и проведении структурных реформ с целью преобразования Генерального штаба ВС в Объединенный штаб.

Сегодня Грузия уже находится на пороге вступления в НАТО, ее вооруженные силы полностью переоснащены по стандартам Североатлантического альянса, однако военная помощь Грузии продолжается и по сей день. В мае 2008 года «Комсомольская правда» со ссылкой на сайт Министерства обороны Российской федерации привела интересные сведения о том, кто и как вооружает Грузию. Согласно этим данным, поставки военной техники в Грузию осуществляли:

США: 10 вертолетов; 2 патрульных катера; 230 ед. автомобильной техники различного назначения; 101 радиостанция; технические средства поиска и разминирования взрывных устройств; аппаратура обнаружения скрытых камер и подслушивающие системы.

Болгария: 7 самоходных гаубиц; 14 минометов; 12 зенитных установок; 4 зенитные системы; 500 ракет к ПЗРК «Игла»; 150 ПТРК «Конкурс», «Корнет» и 1500 ракет к ним; 300 ед. РПГ-7; 4 самолета Су-25; малые десантные корабли «Гурия» и «Атия»; 10 тыс. ящиков с автоматами Калашникова, РПГ-22 и боеприпасами; партия боеприпасов общим весом более 650 тонн (около 1 млн. патронов к легкому стрелковому оружию, 578 выстрелов к 82-мм миномету, 70 выстрелов к 120-мм миномету и 1100 ручных гранат).

Венгрия: 66 БТР; 1186 автоматов; 44 пулемета; 600 выстрелов к 82-мм минометам; 5 тыс. дымовых гранат.

Греция: Ракетный катер «Диоскурия»; сторожевые катера «Иверия» и «Местия»; 3 тыс. комплектов обмундирования, 10 радиопередатчиков и 60 минометов.

Латвия: 188 радиостанций; 30 устройств для подзарядки батарей; 240 аккумуляторов и 7 устройств для программирования радиочастот.

Литва: 14 тыс. автоматов Калашникова.

Турция: 60 бронетранспортеров; 2 вертолета; автоматы — 2500 шт.; штурмовые винтовки — 1500 шт.; гранатометы  — 500 шт.; реактивные снаряды — 4000 шт.; 155-мм снаряды — 20 000 шт.; 21,6 тыс. патронов и 320 тыс. пистолетных патронов 9x19 мм; большое количество ручных гранат, противопехотных и минометных мин; патрульный катер; оборудование связи и навигации, радиотехническое оборудование; 7 комплектов спутниковой системы навигации GPS, техника связи, военно-техническое имущество; партия автомобилей; оборудование связи и навигации; военное имущество и снаряжение на общую сумму 730 тыс. долл.

Франция: 1 РЛС.

Чехия: 175 танков; 24 самоходные гаубицы, 36 гаубиц Д-30, 25 минометов М-75, 6  РСЗО, 200 ПЗРК. 3,5 млн. патронов, 7 тыс. выстрелов калибра 30 мм, 65 тыс. — 40 мм, около 700 тыс. снарядов.

Эстония: компьютеризированная обучающая система взводного звена.

Израиль: 8 беспилотных летательных аппаратов; 100 переносных зарядов разминирования; 50 переносных зарядов разминирования; 500 комплектов маскировочных сетей.

Босния и Герцеговина: 45  минометов; 25  минометов  и 500 реактивных снарядов.

Сербия: 20 млн. автоматных патронов; 370 пистолетов; 50 помповых ружей; 3570 пиропатронов; 390 дымовых снарядов; 1 тыс. 125-мм кумулятивных снарядов; 1,69 тыс. бронебойных подкалиберных снарядов. В 2006 г. представители Грузии пытались приобрести в Сербии через Иорданию партию ПЗРК «Стрела-2М».

Украина: 31 танк; 20 БТР; 40 БМП; 12 самоходных гаубиц; 10 самолетов; 13 вертолетов; 10 ЗРК «Оса-АКМ»; комплекс РТР «Кольчуга-М»; ракетный катер; сторожевой катер; 2 РЛС 36Д6-М;  2 инженерные машины разграждения; 2 путепрокладчика; партия автомобилей «КрАЗ-6510»; 40 тонн боеприпасов к стрелковому оружию.

Цифры впечатляющие, и вызывают они закономерные вопросы. Зачем 30-тысячной грузинской армии столько боевой техники и боеприпасов? Или для чего Грузия тратит 9% своего бюджета на переоснащение армии. Такой процент характерен для воюющей страны. Обычные бюджетные затраты на армию в большинстве стран мира не превышают 2,5 — 3%. Грузия же сегодня находится на первом месте в мире по данному показателю. Кроме того, в ближайшее время Тбилиси планирует увеличить количественный состав своей армии до 37 тысяч человек, что также говорит о милитаристских устремлениях грузинского руководства.

Вопрос заключается в том, что все эти военные приготовления только ли для того, чтобы силовым путем разрешить грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, или же планы США в отношении Тбилиси гораздо шире? Сегодня грузинская армия вторая по военной мощи на Кавказе. Ее превосходят лишь войска Северо-Кавказского военного округа России: по личному составу - в 5 раз, по боевой технике - в 15-20 раз. Однако если Грузия в скором времени все же будет принята в Североатлантический блок, то за плечами грузинских вояк окажется вся военная мощь США и Европы. А то, что Грузия будет принята в НАТО, сегодня уже никто не сомневается. Но, согласно уставу  Североатлантического альянса, в него может вступить страна, у которой нет нерешенных территориальных проблем. Похоже, что Грузия собирается ликвидировать эту проблему силовым путем. К границе с Южной Осетией сегодня стягиваются войска, ежедневно обстреливается Цхинвал и близлежащие села из всех видов стрелкового оружия, а также минометов и гранатометов. Все говорит о том, что вот-вот на Кавказе полыхнет война.

За шесть лет США сделали все, чтобы дестабилизировать регион и создать мощную военную группировку на границе с Россией. В чуть меньшей степени мы можем наблюдать аналогичные действия в Молдове и Украине, где полным ходом идет перевооружение национальных армий по стандартам НАТО. Таким образом, страны ГУАМ становятся не только противоборствующей России политической силой, но и военной, что, по всей видимости, и было главной целью США при инициировании этой организации. Причем, молдавский нейтралитет, записанный в Конституции, для США никакой помехи не представляет.

На прошлой неделе президенту Молдовы заокеанские кукловоды четко и ясно объяснили, что ни о каком международном признании нейтралитета Молдовы речи быть не может. Как заявил сам Воронин: «посовещавшись с западными экспертами руководство Молдовы пришло к выводу, что эта идея - бессмысленна. Провозглашение нейтралитета - это все-таки внутренняя проблема каждого государства, которая не касается международных институтов. Мы больше не будем обсуждать проблему международного признания нейтралитета». Здесь молдавский президент явно покривил душой.

Идея международного признания нейтралитета вовсе не бессмысленна. Достаточно напомнить, что 12 декабря 1995 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана», предусматривающую «признание государствами-членами ООН Туркменистана в качестве постоянного нейтрального государства, уважение и поддержку этого международно-правового статуса Туркменистана, его независимости, суверенитета и территориальной целостности».

Следовательно, отказ Молдовы от международного признания нейтралитета может означать лишь одно: Вашингтон четко и ясно дал понять Кишиневу, что имеет в отношении его свои планы, в том числе и милитаристские. Так что, похоже, в ближайшем будущем Молдова может оказаться в рядах НАТО, благо приготовления к этому идут полным ходом, и к 2011 году молдавская армия полностью будет переформатирована по стандартам НАТО.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что сегодня на постсоветском пространстве полным ходом идет создание военного буфера вокруг России. Основным препятствием на этом пути по-прежнему являются непризнанные государства, ориентированные на Россию. Поэтому основной задачей Запада на сегодняшний момент является устранение этого препятствия. России же, в свою очередь, необходимо вести более прагматичную политику в этом вопросе. Но самое главное – не допустить уничтожения Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Если это произойдет, то следующей мишенью станет сама Россия, где давно создана пятая колонна для расчленения страны и последующего низведения ее в ранг марионеточного государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ