Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Моментального "обвала" СНГ не будет

19.08.08

 Э.Велиев, Р.Габибоглу

Однако события вокруг Грузии ускорят этот процесс в европейской части Содружества

Последние события в Грузии, а до этого выборы в Украине отчетливо показали всю проблематичность претензий России на доминирование в СНГ. Судьба самого СНГ отчасти стала проблематичной после того, как европейские страны Содружества сделали ставку на интеграцию в объединенную Европу, что в свою очередь означает лишь одно - выбор этих стран не совпадает с нынешним российским вектором развития. Общеизвестно, что любая международная организация существует ровно до тех пор, пока в ней учитываются интересы всех стран, входящих в нее.

Как бы то ни было, но проводимая Кремлем постимперская политика привела к тому, что сегодня Грузия, а завтра возможно и Украина покинут СНГ. Ибо моральное право на политическое лидерство в СНГ могла иметь та страна, которая сама бы придерживалась демократического курса и выступала бы как лидер либеральных и демократических преобразований на постсоветском пространстве. Однако Россия не смогла соответствовать всем этим параметрам - тому свидетельство все та же Грузия: поддержание локальных конфликтов как рычагов не только давления на правительство, но и попытка его свержения, разжигание этнических конфликтов.

СНГ фактически превратилось в поле соперничества Запада и России. А навязывание своим соседям выбора "или мы, или Запад" в конечном итоге привело к неутешительным для Кремля результатам. Россия, вольно или невольно, оттолкнула от себя бывшие союзные республики. А поскольку существует еще полюс притяжения в виде Запада, то понятно куда направятся эти республики.

Разумеется, у России есть военно-стратегические интересы на территории СНГ. Однако ситуация в этом вопросе также представляется сложной. Становясь участницей урегулирования того или иного конфликта в СНГ, она начинала угрожать государствам, на территории которых эти конфликты происходили. Так, Россия вела постоянные игры с сепаратистами. Она вместо того, чтобы исполнять роль третейского судьи, сама становилась участницей одной из сторон конфликта. А благодаря играм с миротворцами в Южной Осетии она окончательно потеряла и этот статус.

Кроме того, Россия в рамках СНГ не смогла предложить ни модель нормального сотрудничества в военной сфере, ни концепцию обороны постсоветского пространства. Далее, агрессия против Грузии вряд ли будет способствовать налаживанию дружественных отношений между Россией и постсоветскими государствами, входящими в СНГ. Наоборот, даже самые лояльные к России страны СНГ, скорее всего, станут со страхом оглядываться на Москву. Ведь на примере Грузии Россия достаточно однозначно и без всякой дипломатии продемонстрировала как собирается наказывать всех непокорных союзников по СНГ. А страх вряд ли является фактором, способствующим сближению государств.

Не случайно, что ни одна из стран СНГ, даже такие верные союзники России, как Армения и Беларусь, не заявили об однозначной поддержке действий Кремля. Ну кому понравится перспектива того, чтобы в его доме хозяйничал чужой, причем ради приличия даже не спрашивая разрешения. Поэтому можно предположить, что относительно развитые и независимые государства, входящие в СНГ, в ближайшее время займутся поиском различных вариантов для нейтрализации подобного "покровительства" со стороны России.

Но самое главное - Россия продемонстрировала, что может поставить регион на грань военного противостояния, даже не посоветовавшись со своими союзниками по СНГ. Вспомним, как США и другие западные государства действовали в ситуации с Югославией, Косово, Ираком и Афганистаном. До того, как ввести войска, шла долгая дискуссия не только с союзниками, но и в рамках международных организаций, и прежде всего, в Совбезе ООН. Только в том случае, если в рамках Совбеза ООН не удавалось добиться консенсуса, США начинали действовать, но не самостоятельно, а совместно со своими союзниками по НАТО, при этом создавая вокруг Североатлантического блока намного более широкую коалицию. А Россия не соизволила провести консультации даже в рамках ОДКБ, которая является военным союзом, не говоря уже о СНГ. По сути, некоторые союзники России по СНГ против своей воли стали заложниками агрессивной политики Кремля. Грубо говоря, их даже за людей не посчитали. И как после этого доверять России и признавать ее доминирующую роль в СНГ.

В конце концов СНГ уже давно существует только в формате "клуба президентов". СНГ превратилось в тусовку руководителей, входящих в него стран, которые встречаются раз в году и обсуждают там судьбоносные проблемы, но почему-то не приходят к единому решению.

В то же время азербайджанские политологи считают, что выход Грузии и Украины из СНГ не станет причиной уменьшения эффективности и распада Содружества. "Деятельность Грузии и Украины в СНГ носила формальный характер, и эти страны не относились к данной организации серьезно", - сказал в пятницу Trend News политолог Хикмет Гаджизаде. "В СНГ останутся Армения, страны Средней Азии и Беларусь, находящиеся под сильным влиянием России, и структура продолжит свою деятельность", - добавил политолог.

По мнению Х.Гаджизаде, в настоящий период ни одна организация не заменит для Азербайджана пространство бывшего СССР, и это долгое время будет так. Политолог отметил: несмотря на то, что Азербайджан не представлен в военном союзе Содружества, он широко сотрудничает с бывшими советскими республиками в рамках СНГ в гуманитарной, социальной, торговой и экономической сферах.

"Эта организация действует в двух направлениях. Одно из них - военное под руководством России, другое - сотрудничество в гуманитарной, торговой, экономической сферах. Сотрудничество во втором важно для стран бывшего СССР. Граждане Азербайджана въезжают и выезжают в страны СНГ без визы. Такое сотрудничество нужно Азербайджану. Поэтому я против полного распада Содружества", - заявил он.

Как сообщил Trend News политолог Рустам Мамедов, по Уставу СНГ для создания содружества достаточно участия трех стран. "В данном случае выход Грузии и Украины из состава СНГ не повлечет за собой его распада. Для этого организацию должны покинуть все страны", - добавил политолог. По его мнению, шаг, предпринятый официальными Тбилиси и Киевом, показывает, что с политической точки зрения СНГ испытывает кризис.

Политолог отметил, что у Азербайджана нет оснований для незамедлительного выхода из Содружества. Он добавил, что страны СНГ, и в основном Россия, с экономической точки зрения являются основными союзниками Азербайджана. Поэтому с экономической точки зрения ликвидация этого сотрудничества не выгодна. "Разрыв связей может привести к кризису в экономике Азербайджана", - подытожил политолог.

В свою очередь политолог Зардушт Ализаде полагает, что СНГ разваливается. По его мнению, причиной является политика, проводимая Россией. "Предпринятые Грузией и Украиной шаги не станут причиной скорой ликвидации деятельности СНГ. Однако в будущем это Содружество обязательно распадется. А Азербайджан на данном этапе не должен торопиться с выходом из СНГ", - сказал Ализаде.

Напомним, что СНГ было создано в 1991 году 12 странами бывшего СССР. Входившие в состав Советского Союза страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония - отказались вступать в СНГ.

14 августа сего года парламент Грузии принял решение о выходе из СНГ. На повестку дня парламента Украины был вынесен законопроект о выходе страны из этой структуры. 1 сентября, после возвращения с каникул, законодательный орган Украины приступит к обсуждению законопроекта. По мнению экспертов, прозападная коалиция, составляющая большинство в парламенте Украины, обеспечит выход официального Киева из Содружества.

Вопросы экономического взаимодействия СНГ станут предметом обсуждения на 39-м заседании Экономического совета Содружества, которое состоится 12 сентября в Москве. Как сообщили "Новости-Азербайджан" в пресс-службе исполнительного комитета СНГ, в настоящий момент идут работы над составлением повестки дня заседания.

Намечается, что в ходе заседания будут обсуждены проект стратегии экономического развития Содружества до 2020 года, внесенный на рассмотрение глав правительств 23 мая, а также ряд вопросов, которые будут вынесены на рассмотрение заседаний Совета МИД СНГ и Совета глав государств Содружества, которые состоятся в октябре в Бишкеке.

Таким образом, вряд ли мы станем свидетелями моментального "обвала" СНГ. Однако события вокруг Грузии, скорее всего, ускорят этот процесс, особенно в европейской части постсоветского пространства. Вслед за Прибалтикой определились Грузия и Украина. И если Западу удастся "отбить" Грузию и Украину у Москвы, то с большой уверенностью можно предположить, что Россия в ближайшее время полностью потеряет европейскую часть постсоветского пространства. Ей не удастся удержать в сфере своего влияния даже Армению и Беларусь. Если события будут развиваться по этому сценарию, то примерно лет через пять СНГ превратится в азиатскую региональную организацию всего из нескольких стран. А эти страны будут находиться в вассальной зависимости от России. Одним словом, сегодня Запад, в целом и США, в частности, определяют выбор будущего европейской части постсоветского пространства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ