Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

К итогам саммита Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе

29.08.08

Андрей Грозин, зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Шанхайская организация сотрудничества является одним из динамично развивающихся центров силы не только в Евразии, но и в мире в целом, потому что в нее входят в качестве лидеров Россия и Китай, а также целый ряд государств Центральной Азии. В числе последних - Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Все перечисленные страны являются полноправными постоянными членами ШОС. Кроме того, в эту организацию входят Монголия, Иран, Пакистан и Индия на правах наблюдателей.

В совокупности под крышей этого блока сейчас находится четыре государства, которые обладают ядерным оружием, страны, имеющие внушительный экономический и демографический потенциал, и даже постоянные члены Совбеза ООН. Перечисленные обстоятельства делают ШОС важным элементом системы глобальной безопасности.

Решение последнего, закончившегося 28 августа в душанбе саммита ШОС - в целом оказались в пользу России, поскольку фактически страны Шанхайской организации сотрудничества заявили, что понимают наши действия в Грузии. Это самым разительным образом отличается от оценки западных держав, которые пока демонстрируют единодушное и резкое осуждение действий Москвы в Закавказье.

При этом ясно, что государствам ШОС все же не хочется осложнять свои отношения с США и Европой, поэтому они постарались уклониться от однозначности и пока не пошли на полную и масштабную поддержку Кремля в виде признания Южной Осетии и Абхазии. Чтобы убедить их в необходимости признания, России придется заплатить определенную цену в дипломатическом, финансовом и экономическом плане.

Ни одна из стран ШОС не высказала готовность конфликтовать с Россией из-за того, что Москва, как и ранее Вашингтон, вышла из рамок Ялтинского мира и уже явно «омертвелых» ооновских правил. Одновременно с этим в Душанбе страны-участники выразили то, что для России сейчас особенно важно - именно молчаливое одобрение. На фоне истеричной реакции Запада неосуждение шагов Кремля есть молчаливое одобрение. Третий момент, важный для нас, - российская дипломатия выстроила устойчивые двусторонние коммуникации со всеми странами-членами и наблюдателями ШОС.

Единая позиция ШОС по миссии России на Кавказе далась организации не без труда. Не столько потому, что решения в ней принимаются консенсусом. Дело в том, что почти все страны - члены ШОС сами в той или иной мере сталкиваются с проблемами внутреннего сепаратизма: в случае с Китаем, например, это проблемы Тайванем, Тибетом и Синьцзянем. Открытая поддержка факта признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии вполне могла бы создать для самих членов ШОС дополнительные трудности.

Тем не менее, ШОС пришла к единой позиции по этому вопросу, которая Москву вполне удовлетворила.

Не вызывает никаких сомнений то, что Китай, как и Россия обеспокоенный присутствием США в регионе, который он считает сферой своих прямых национальных интересов, уже не первый год форсирует превращение Шанхайской организации сотрудничества, образовавшейся в 2001 г. из формата шанхайской "пятерки", в своеобразный региональный «противовес» «внерегиональным силам». Интересно, что в сентябре 2003 г., когда страны-участницы ШОС подписали в Пекине долгосрочную торгово-экономическую программу на период до 2020 года (включая создание пространства для свободного движения товаров и услуг), тогдашний премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов (ныне – министр обороны РК) заявил, что «ее принятие можно рассматривать как региональный ответ на вызовы глобализации».

Пока ШОС остается организацией ориентированной, в первую очередь, на «противодействие терроризму и формирование действующего механизма для выполнения этой задачи», но многое указывает на то, что при активном участии Пекина и Москвы, Шанхайская организация сотрудничества уже в обозримом будущем может стать мощным регулирующим и притягательным фактором в регионе.

ШОС, безусловно, не является военным блоком, но, тем не менее, с самого начала Запад к Шанхайской организации относился настороженно. Ясно, что после того, как ШОС в целом поддержала действия России в Южной Осетии, опасения Запада усилятся.

США изначально и не скрывали своего мнения, что этот блок создается в качестве некоей «восточной альтернативы НАТО», противовеса Западу в Центральной Азии. Кроме того, когда Вашингтон попытался получить статус наблюдателя в ШОС им было отказано.

Народно-освободительная армия Китая участвовала в нескольких совместных учениях с военными подразделениями других государств ШОС, в том числе в первых в истории двусторонних совместных учениях с российской армией, прошедших летом 2005 г. Летом 2007 г. впервые прошли широкомасштабные совместные военные учения "Мирная миссия-2007" стран-участниц ШОС и ОДКБ под Челябинском. Эти учения стали самым крупным за все время существования ШОС военным мероприятием. От России в нем участвовали 4,7 тыс. солдат, от Китая – 1,7 тыс. Казахстан и Таджикистан представляли десантно-штурмовые роты, Киргизию – десантно-штурмовой взвод. Узбекистан солдат не прислал, но его офицеры активно участвовали в штабных учениях и руководстве маневрами. В учениях было задействовано почти 2 тыс. единиц техники. Практически все расходы на их организацию (более 2 млрд рублей) взяла на себя России.

По оценкам западных экспертов, «способность к взаимодействию российских и китайских вооруженных сил многократно усиливает совокупную военную мощь двух стран в случае серьезного военного конфликта, и Пентагон очень встревожен возможностью скоординированных российско-китайских операций».

Саммит ШОС в Ташкенте (июнь 2004 г.) был отмечен не только заявлением глав стран-участниц организации о начале полноценной работы постоянно действующих органов ШОС (секретариат в Пекине и штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте), но и активизацией позиций КНР. Китай, помимо того, что именно на него ложится основное финансовое бремя в рамках ШОС, принял решение о выделении своим партнерам по ШОС торговых кредитов на сумму в 900 млн. долларов. Россия прохладно отнеслись к этому предложению. В случае принятия предложения Китая и дальнейшего развития в этом направлении ШОС угрожало бы превратиться в «экономический протекторат» Китая. На юбилейном саммите ШОС в Шанхае в июне 2006 г. Москва заявила о намерении инвестировать до 500 млн. долларов на крупные экономические проекты в рамках Фонда развития и Делового совета ШОС.

Сейчас ШОС находится этапе, когда члены организации пытаются направить свое сотрудничество и в экономическое русло. Активным сторонником этого сценария является Китай. Именно он предложил тактику "двух колес": первое колесо – это безопасность, второе – экономика. Китай все время расширяет сферы своего экономического сотрудничества. Это уже не только вопросы поставки энергоносителей и других видов сырья (хотя это направление и остается магистральным). Теперь речь идет о строительстве фабрик по производству продуктов питания и товаров легкой промышленности, объектов энергетики в ряде государств Центральной Азии.

Все же, хотя основную долю мероприятий по линии ШОС и составляют меры по совершенствованию экономического взаимодействия, военный аспект тоже ощутимо присутствует. Высока вероятность того, что в перспективе, в случае продолжения роста напряженности внутри и вокруг Центральной Азии, он может усилиться.

Представляется, что ШОС необходимо идти по пути превращения в своеобразные ООН и ОБСЕ для Центральной и Южной Азии. Необходимо принять в организацию Иран, Индию и Пакистан и решать все их проблемы на этой площадке. ООН и ОБСЕ –  уже политические трупы, не способные выполнять даже части тех функций, ради которых они были созданы. Именно ШОС способно решить проблемы региона, поскольку эти проблемы и принадлежат странам здесь расположенным.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ