Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Время истины наступило

04.09.08

Владислав Лосев

Уже почти полтора десятка лет выражением высшей формы внешнеполитической деятельности белорусская власть считает незамысловатое изречение – «ласковое теля – двух маток сосет». В этом-то и состоит суть так называемой многовекторной  политики официального Минска. И надо сказать, что одну «матку», то есть Российскую Федерацию, Республика Беларусь все эти годы «сосала» исправно .

И уже ни для кого не секрет, что недавнее «белорусское экономическое чудо», которым так в свое время восторгались российские левые, зиждилось на дешевых российских энергоресурсах и опять же дешевых российских (в основном технических) кредитах. К этому следует добавить существующий для белорусской стороны режим наибольшего благоприятствования в торговле и отсутствующую границу между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Все эти привилегии Минск получил в рамках проекта Союзного государства, который, однако, предполагает, что и белорусская сторона создаст соответствующие условия для российского капитала.

Но ничего подобного до сих пор так и не произошло. Хотя в последнее время разговоры на эту тему со стороны белорусских чиновников происходят все чаще. Например, в начале сентября заместитель председателя государственного концерна «Белнефтехим» Владимир Волков заявил, что «Белоруссия  считает возможным участие российской компании АК «Транснефть» в приватизации белорусских нефтепроводов». И все же  пока это только разговоры. Российский капитал до сего времени так и не стал желанным для белорусских властей и испытывает постоянные ограничения в своей деятельности.

До поры до времени руководство Российской Федерации сквозь пальцы смотрело на «необязательность» белорусских партнеров. Очевидно, в Кремле надеялись, что А.Г. Лукашенко, в конце концов, начнет-таки исполнять Договор о создании Союзного государства.

Однако, как оказалось, все эти годы, прикрываясь рассуждениями о славянском единстве, минский официоз усиленно искал вторую «матку» – и за океаном, и в Европе, и в Латинской Америке. Запад, конечно, обратил внимание на поиски минских власть имущих, но в отличие от Москвы сразу же дал понять, что не намерен заниматься экономической благотворительностью и выдвинул ряд политических условий для возможной (только возможной!) организации хоть какого-нибудь диалога.

Лукашенко было предложено провести такие общественно-политические преобразования, которые бы создали условия для беспроблемного прихода к власти в Белоруссии представителей прозападных сил. В тоже время  самому президенту никаких  юридически обязывающих гарантий  со стороны Вашингтона или  Брюсселя не поступало.  Все больше какие-то туманные посулы.

Судьба Слободана Милошевича, Саддама Хусейна и Радована Караджича неоспоримо свидетельствует о том, что ради достижения своих целей Запад может пообещать и даже гарантировать так называемым «недемократическим» диктаторам все что угодно. Когда же задача решена – югославские войска выведены из Косова (Милошевич), без особых усилий взят Багдад (Хусейн), оставлен пост президента (Караджич) – обещания «плохим парням» никогда не выполняются.  Обман в международных делах для западных политиков не является чем-то предосудительным, это всего лишь  технология достижения успеха.

Очевидно понимая это, Лукашенко (сам-то далеко не идеален) пытался торговаться с Западом и откровенно набивал себе цену и предлагал, к примеру, организовать этакую антигазпромовскую «Антанту». До последнего времени минский официоз отчаянно сигнализировал Западу, что не прочь уйти под его крыло, но при одном условии: нынешний белорусский политический режим должен быть признан в качестве демократического.

Не отсюда ли следует столь странная для официального союзника России привязанность белорусской власти к Тбилиси и соответственно нежелание вводить визовый режим с Грузией и прямо называть Саакашвили главным виновником убийства российских миротворцев и истребления тысяч жителей Южной Осетии? Ведь даже поддержав на словах действия России на Кавказе, Лукашенко умудрился-таки не назвать агрессором грузинские власти (наверное, он очень гордится своей политической «прозорливостью»!).

Загвоздка же в том, что Александр Лукашенко слишком своенравный деятель, чтобы в полной степени устраивать Вашингтон и поэтому по большому счету  путь ему в клуб «демократических» диктаторов заказан. Но, похоже, признавать это «стратегам» белорусской многовекторности очень не хочется. Ведь перед глазами стоит пример Саакашвили и Ющенко, которых Вашингтон поддерживает в любых, даже самых преступных, деяниях. Но у  минской верхушки в этом смысле есть серьезная проблема: грузинский и украинский властители являются непосредственным продуктом заокеанского производства, а Лукашенко «вырос» сам по себе.

Непонятно сколько бы еще продолжалась многовекторная «игра» Минска, но события распорядились по-иному. Молниеносная война на Кавказе поставила Республику Беларусь перед необходимостью окончательного  выбора. На этот раз увильнуть не удастся.  И Москва, и Вашингтон настоятельно предложили официальному Минску в конце концов  определиться – на чьей он стороне. И решающим шагом в этом должно стать признание или непризнание Южной Осетии и Абхазии.

В начале 27 августа посол России в Белоруссии Александр Суриков выразил непонимание молчанием Минска относительно государственного статуса признанных Российской Федерацией Южной Осетии и Абхазии: «Признать суверенитет или не признать - это суверенное право Белоруссии, но мы, честно говоря, на это рассчитываем, как на самого близкого партнера Российской Федерации». В свою очередь,  29 августа, официальный представитель Госдепартамента США Роберт Вуд предупредил Минск, что Соединенные Штаты «положительно не воспримут» возможное признание Республикой Беларусь независимости новых кавказских государств.

Так что время истины наступило и белорусскому президенту придется-таки недвусмысленно заявить, с кем он.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ