Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Армения – Россия: момент истины

Постсоветское пространство,08.09.08

Яна Амелина

Как известно, саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) завершился в минувшую пятницу принятием совместной декларации, авторы которой высказали глубокую озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленных жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». Государства-члены ОДКБ — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и сама Российская Федерация — заявили, что «поддерживают активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе и выступают за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии».

Однако общего решения о признании независимости двух республик они так и не приняли. «Все наши партнеры по ОДКБ будут определяться по этому вопросу самостоятельно, исходя из общих принципов и норм международного права, руководствуясь при этом, естественно, своими национальными интересами, – сообщил президент РФ Дмитрий Медведев. – Россия считает это абсолютно правильным».

Тем временем председательство в ОДКБ перешло к Армении, которая, устами своего президента Сержа Саркисяна, недвусмысленно заявила, что признавать Южную Осетию и Абхазию не собирается. «Периодически звучит вопрос о том, почему Армения не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, – сказал глава армянского государства на встрече с армянскими послами в зарубежных странах и представителями республики в международных организациях. – Ответ четок – по той самой причине, по которой в свое время Армения не признала независимость Косово. При наличии нагорно-карабахского конфликта Армения не может признать находящееся в аналогичной ситуации иное образование, пока не признала Нагорно-Карабахскую Республику».

Почему Ереван, представляющий интересы НКР на международной арене (в отличие от РЮО и Абхазии, Нагорный Карабах до сих пор не является стороной переговоров по урегулированию конфликта), до сих пор сам не признал независимость Степанакерта, как это сделала Москва в отношении Цхинвала и Сухума? Армения небезосновательно опасается двух последствий: перехода карабахского конфликта из переговорной стадии в военную и резкого ухудшения отношений с Грузией, от которой в значительной степени зависит, ведь турецкая и азербайджанская границы Армении закрыты уже много лет.

Армянский лидер уверен, что реализация права народа на самоопределение путем отделения от существующего государства требует времени, в результате чего с этим фактом должны смириться все заинтересованные стороны, как это случилось во время распада СССР или Чехословакии, передает ход мысли Сарксисяна ИА «Новости-Армения». «Именно об этом наши переговоры с Азербайджаном по Нагорному Карабаху, – разъяснил президент Армении. – Наша наивысшая цель – мирным путем, посредством переговоров, убедить азербайджанскую сторону в том, что признание права Нагорного Карабаха на самоопределение неизбежно».

Логические построения Сержа Саркисяна не выдерживают критики, с какой стороны ни взгляни. Невозможно предположить, что глава армянского государства не понимает: переговоры с Баку о признании НКР могут длиться вечно, но и на шаг не сдвинутся в нужном Еревану направлении. Азербайджан никогда, ни при каких обстоятельствах не признает «право на самоопределение» Нагорного Карабаха. Отказ Азербайджана от «20% территории» будет означать крах азербайджанской государственности – по этому поводу в стране существует полный консенсус.

Компромисс между Арменией и Азербайджаном возможен только за счет интересов и самого существования НКР. Переговоры ведутся именно об этом, сколько бы некоторые их участники ни пытались делать вид, будто обсуждают условия «цивилизованного развода». При этом «сдача» Карабаха Ереваном обернется катастрофическими последствиями уже для армянской нации и политической элиты. Несомненно, в Ереване все это прекрасно известно, поэтому местным политикам приходится изобретать все более нелепые доводы, «объясняющие» непризнание НКР.

«Подход Армении в вопросе признания республик таков, что она признает лишь те государства, процесс отделения которых завершен, – вторит президенту Саркисяну представитель Верховного органа Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн Армен Рустамян. – В этом отношении Абхазия и Южная Осетия имеют намного меньше оснований, чем тот же Карабах». Один «нюанс», который не заметил дашнак — в отличие от НКР, эти республики уже признаны, а вот Нагорный Карабах остается все в том же неправовом поле, что и ранее.

Благодаря таким «советчикам» НКР оказалась еще и в весьма двусмысленной ситуации. Дело в том, что на протяжении последних лет ее руководство сознательно дистанцировалось от каких-либо совместных акций и даже заявлений с РЮО и Абхазией, мотивируя это тем, что Карабах, мол, «самое признанное из всех непризнанных государств». Исповедуемая Ереваном политика комплементарности — проще говоря, многовекторности — сыграла с Карабахом злую шутку: надежды на легитимацию НКР со стороны стран Запада, естественно, оказались тщетными. И сейчас республика приветствовала признание Россией двух кавказских «товарищей по несчастью».

Возможно, Степанакерту пора существенно изменить позицию в отношении межгосударственного союза бывших и нынешних непризнанных — и, в конечном счете, в отношении России? Поскольку очевидно: попытка ереванских властей перехитрить всех, действуя в стиле «и вашим, и нашим», мягко говоря, наивна и не доведет до добра, прежде всего, жителей Нагорного Карабаха.

«Демонстрируемая миру «армянская логика» будет почище пресловутой женской, – заметил «Росбалту» эксперт-аналитик Института национальной стратегии Владимир Горюнов. – Ведь на самом деле ситуация, в которой находится Армения, аналогична российской. Еще понятно, если бы позицию, изложенную Сержем Саркисяном, занял Азербайджан. То, что делает сейчас официальный Ереван, называется двурушничеством (причем направленным явно на угождение Западу, который в ситуации вокруг Южной Осетии повел себя как «коллективный подонок»), и Россия должна на это реагировать».

Учитывая, что на территории Армении находится российская военная база, выводы не обязательно должны быть немедленными, однако Москве следует начать подыскивать «нормального союзника» в этом регионе, считает эксперт: прежде всего, необходимо «предметно» поговорить с Турцией и тем же Азербайджаном.

Впрочем, следует сказать и о том, что армянское общество вовсе не едино в поддержке позиции президента Саркисяна. «Армения обязана признать государственный суверенитет Южной Осетии и Абхазии, если не хочет применения двойных стандартов к Карабаху, – заявил «Росбалту» известный армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян. – Если Армения обвиняет другие страны в политическом подходе к карабахской проблеме и игнорировании правового аспекта провозглашения НКР, она сама должна показать пример истинно правового подхода к проблеме РЮО и Абхазии».

Кроме того, Армении нужно четко выразить свое одобрение действиям России, направленным на сохранение коренных наций в Закавказье, убежден он. Ереван должен подписать с НКР межгосударственные договора, охватывающие все сферы государственной жизнедеятельности – экономическую, политическую, военную, социальную, — полагает эксперт, после чего обратиться к странам мира с предложением признать независимость НКР. В случае, если подобное признание запоздает, Армении надо первой признать НКР. А все переговоры по урегулированию конфликта с Азербайджаном следует заморозить до подписания между Баку и Степанакертом Соглашения о неприменении силы, подчеркнул Левон Мелик-Шахназарян.

Аргументы оппонентов, отметил армянский политолог, сводятся к трем основным пунктам: а) если Армения признает РЮО и Абхазию, Грузия перекроет железную дорогу, по которой в Армению поставляется основная масса грузов; б) Южную Осетию и Абхазию следует признать, если Москва согласится в свою очередь признать также и НКР; в) вместе с РЮО и Абхазией Еревану следует признать и Косово, сохранив тем самым политику комплементаризма.

«Однако Грузия и без того является недружественным по отношению к нам государством: во всех международных институтах она голосует против нас, участвует во всех региональных экономических и коммуникационных программах, направленных на изоляцию Армении, – комментирует Мелик-Шахназарян. – Если же Грузия блокирует Армению, то блокада – это акт войны со всеми вытекающими из этого последствиями. Возникнет возможность разом решить проблему Джавахка» (армянонаселенного района Грузии, — прим.)».

Что касается признания Косово, то этот край для сербов – «это Нахиджеван для армян, когда сильные мира сего отрезали от народа (сербского и армянского) его историческую территорию и передали пришельцам», – убежден политолог. «Признать Косово – означает совершить преступление перед справедливостью и правом, а также потерять моральное и юридическое право бороться за освобождение исконно армянских территорий, – уверен он. – Однако правительство Армении, судя по всему, лелеет надежду сохранить комплементарную внешнюю политику». Впрочем, резюмировал эксперт, сторонников изложенного им подхода в Армении становится все больше. «Надеюсь, что ситуация вскоре выправится», – заключил Мелик-Шахназарян.

«В глобальном плане заявление Саркисяна — это хорошо, – считает в свою очередь Владимир Горюнов. – Это — момент истины для России. Пора понимать, кто наш настоящий союзник, а кто погулять вышел, что есть ОДКБ и из кого она на самом деле должна состоять».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ