Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

На турецкой платформе

Новое Время (Ереван), 11.09.08

Артем Ерканян 

12-го августа в Москве премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган огласил свою инициативу, связанную с созданием “Платформы мира и стабильности на Кавказе”. Представители политического руководства Турции обсудили эту идею с лидерами всех четырех стран, которым она была адресована. Первый круг уже позади. Все соседи на словах приветствовали инициативу. Но впереди самое сложное. Теперь Анкара уже должна изложить конкретные детали своих планов, которые скорее всего вызовут в некоторых кавказских столицах вопросы, требующие весьма непростых ответов. 

К перспективам турецкой инициативы эксперты относятся достаточно скептически. Предложение неново. Ранее подобные идеи в разных формах и по разным поводам выдвигали Сулейман Демирель и Гейдар Алиев. Но тогда шансов на успех не было никаких. Причин как минимум две. Во-первых, в планах не была отчетливо оформлена роль России, без которой любой проект в регионе обречен на провал. Во-вторых, не приходилось верить в возможность участия Армении в сотрудничестве подобного формата. А без одной из трех южнокавказских стран партнерство не может быть полноценным и результативным. Сейчас ситуация несколько иная. Совершенно очевидно, что Анкара согласовала свои планы с Москвой, которая дала зеленый свет и обещала всяческую поддержку. Очевидно и изменение общего политического фона в регионе, который позволяет надеяться на то, что Турция готова видеть в лице Армении равноправного партнера. “Присоединение Армении к этому союзу послужит миру и стабильности в регионе”, — заявил Эрдоган. В то же время сам Ереван, соглашаясь играть в незнакомую игру, может не сильно опасаться, так как рядом будет союзник, знающий в играх толк. 

Но есть и существенные трудности, которые осложняют задачу авторов “Платформы”. Это прежде всего фактор Соединенных Штатов, которые осознают, что инициатива Эрдогана направлена прежде всего на ограничение роли Вашингтона в регионе. Турция стремится стать самостоятельным игроком и желает выйти из-под контроля американцев. Белый дом уже дал понять, что ему не нравится поведение Анкары. Помощник заместителя госсекретаря Метью Брайза достаточно прозрачно намекнул на то, что отношения руководства США с Турцией могут измениться, если Анкара и впредь будет позволять себе не согласованные с Вашингтоном действия. Брайза откровенно признался в том, что инициатива, озвученная Эрдоганом в Москве, оказалась для Джорджа Буша сюрпризом. Это позволяет заметить, что в отношениях между союзниками не все гладко. Соединенные Штаты обладают действенным механизмом, позволяющим воспрепятствовать реализации планов по созданию “Платформы мира и стабильности”. Этот механизм — Грузия, руководство которой наиболее скептически настроено в отношении перспектив пятистороннего партнерства. Министр иностранных дел уже заявила, что о сотрудничестве в подобном формате может идти речь лишь после ухода русских с территории Грузии. (Понятно, что имеется в виду территория Абхазии и Южной Осетии.) Всем ясно, что Москва уже никогда не уйдет из Сухуми и Цхинвали. Так что уже сейчас понятно, что Грузия намерена тормозить процесс сотрудничества кавказских государств, что, судя по всему, исходит и из интересов Вашингтона.

Впрочем, в Баку тоже не все верят в то, что “Платформа” способна стать той самой почвой, на которой все страны региона найдут понимание по принципиальным проблемам. Хотя азербайджанские лидеры публично на этот счет ничего негативного не говорят, анонимный источник в МИД Азербайджана высказал бакинским журналистам свое сомнение в перспективности затеи турецких партнеров. И это понятно. Ведь до сих пор официальный Баку избегал какого бы то ни было сотрудничества с армянской стороной и при этом делал все для вытеснения Армении из процессов региональной интеграции. А предложение Эрдогана предполагает достаточно тесное взаимодействие, результатом которого должна стать выработка общих “правил поведения”. Видение этих правил в Ереване и в Баку пока что полярно противоположное. Да и между Анкарой и Москвой есть принципиальные разногласия по наиболее важным проблемам. Эрдоган в Тбилиси заявил, что “территориальная целостность Грузии очень важна для Турции”. Между тем в Москве считают, что в этом вопросе поставлена жирная точка и тема территориальной целостности Грузии окончательно потеряла актуальность. Впрочем, следует заметить, что турецкий премьер часто противоречит сам себе. В присутствии Саакашвили он говорит одно, будучи гостем Медведева — совсем другое. “Я приехал продемонстрировать солидарность Турции с Россией”, — заявил он, прибыв из Тбилиси в Москву на следующий день после того, как российские самолеты разбомбили марнеульский аэродром, оснащенный турецкими специалистами. С одной стороны, Анкара выделяла миллионы долларов для оказания помощи грузинской армии, с другой — выказывала косвенную поддержку действиям российской стороны. 

Подходы официального Еревана к предложению Анкары, по-видимому, будут окончательно сформированы уже после предстоящей встречи министров иностранных дел. Переговоры Эдварда Налбандяна с Али Бабаджаном состоятся в последних числах сентября в Нью-Йорке. Ночной разговор министров в Ереване оказался продуктивным и создал почву для оптимизма, в том числе и в вопросе перспектив участия Армении в инициированной Турцией “Платформе”. Руководство Армении, похоже, не смущает даже то, что под видом консультаций вокруг принципов пятистороннего партнерства Анкара, по сути, предлагает посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта. Турецкая газета “Хурриет” утверждает, что в ходе переговоров с Сержем Саргсяном Абдулла Гюль предложил организовать встречу президента Армении с главой Азербайджана. При этом отмечается, что Саргсян уже дал свое согласие. Но самое любопытное то, что эта информация совпала с появлением в московской газете “Коммерсант” сведений об аналогичной инициативе Дмитрия Медведева. Это “совпадение” позволяет предположить, что речь идет об одном и том же. Судя по всему, идет подготовка к четырехсторонней встрече с участием президентов России, Турции, Армении и Азербайджана, в ходе которой кроме перспектив формирования “Платформы мира и стабильности” будет обсуждаться и карабахский вопрос. По-видимому, именно эту встречу и “анонсировали” “Хурриет” и “Коммерсант”. Роль посредника при этом каждая из газет приписывала своему лидеру. 

Но кто бы ни претендовал на роль “главного посредника”, Еревану опасаться нечего. Вовлечение в консультации вокруг “принципов поведения” в регионе уже само по себе выгодно Армении, так как позволяет наладить диалог с соседями без каких бы то ни было предварительных условий. И если соседи готовы разговаривать с нами без ультиматумов и требований, то почему бы нам не попытаться найти с ними общий язык? 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ