Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Политика двух стульев

10.09.2008. ИА "24.kg" (Киргизия)

Антон Лымарь

События на Кавказе неожиданно и быстро изменили ситуацию в мировой политике. Буквально за месяц все противоречия двух держав – России и США – стали вполне осязаемыми и уже не скрываются за обтекаемыми дипломатическими формулировками. Кавказские события встряхнули все серьезные и крупные межгосударственные союзы и альянсы, заставив их по-новому взглянуть на себя и на существующие внутри них отношения.

НАТО и Европейский союз, пытаясь выработать единую позицию по данному вопросу, погрязли в спорах. Часть стран Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, демонстрируя словесную поддержку России, неустанно оглядываются на реакцию Запада. СНГ, чья жизнеспособность уже давно подвергается сомнению, вновь оказалось у очередного своего Рубикона. В сложившейся ситуации можно говорить пока только об одном: настало время определяться с союзниками. В том числе и Кыргызстану…

Официальная внешняя политика Бишкека, красиво именуемая "многовекторностью", еще со времен первого президента Аскара Акаева больше напоминала гонку за дружбой со всеми подряд. Особенно с теми, кто дает деньги. Любой официальный визит главы государства за рубеж сопровождался появлением у Кыргызстана очередного стратегического партнера или союзника. А в итоге республике толком даже не удалось извлечь выгод от сотрудничества с теми, которые таковыми на самом деле и являются, - Россией, Китаем, Казахстаном.

Нынешняя внешняя политика страны и вовсе напоминает ее полное отсутствие. Первое же серьезное испытание она не выдержала. Стоит вспомнить 8 августа, когда Грузия напала на Южную Осетию. Максимум, что выдавил из себя официальный Бишкек, – маленькое заявление о необходимости провести консультации со странами СНГ по данному вопросу. А после этого Курманбек Бакиев, президент страны, председательствующей в СНГ, спокойно отправился в отпуск. Реакция на первый после начала 1990-х годов вооруженный конфликт двух стран Содружества оказалась, мягко говоря, неадекватной.

Это уже позже Кыргызстан фактически вынудили морально поддержать Россию и осудить Грузию. Сначала в конце августа на саммите ШОС в Душанбе, а потом в начале сентября в Москве на встрече глав государств ОДКБ. Но поставить подпись под соответствующим документом под жестким прессингом Москвы – не самое яркое проявление союзничества, которое, исходя из сложившейся ситуации, Кыргызстан только декларирует.

Конечно, республика не является сколько-нибудь значимым игроком на мировой арене, но и нынешняя позиция совсем ее не красит и авторитета не прибавляет. Кроме того, в стране до сих пор так и не озвучена официальная версия того, как все-таки власти относятся ко всему произошедшему за последний месяц в мире. Зато четко прослеживается невразумительность внешней политики, когда руководство Кыргызстана вновь пытается "усидеть на двух стульях", чтобы никого не обидеть и при этом сохранить свое лицо. Слышны только голоса экспертов, которые комментируют последствия для Кыргызстана происходящего политического переустройства мира.

Понятно, что сейчас в "Белом доме" пытаются выработать хоть какую-то модель дальнейшего поведения и использовать не раз спасавшую республику тактику лавирования - отмолчаться и дождаться, когда все само собой устаканится и рассосется. Вот только ситуация, к сожалению, сейчас не та, чтобы демонстрировать "политику страуса".

А ведь у республики была прекрасная возможность сыграть и более существенную роль во всем происходящем и не оказаться в положении оправдывающегося союзника. Например, по словам председателя Ассоциации неправительственных и некоммерческих организаций Токтайым Уметалиевой, "властям Кыргызстана следовало заняться той миротворческой миссией на Кавказе, которую сегодня исполняет президент Франции Николя Саркози". И стоит вспомнить, что Бишкеку уже удавалось усадить за стол переговоров конфликтующие стороны – таджикские власти и их противников.

Сейчас на роль миротворцев в конфликте между Россией и Грузией, а де-факто - Западом, уже претендуют Казахстан и Беларусь. Например, Александр Лукашенко заявил, что его страна "готова стать мостиком между Востоком и Западом". Бишкек пока не изъявил вообще никакого политического желания что-либо делать. Хотя, как считает Токтайым Уметалиева, Курманбеку Бакиеву стоит инициировать создание международной комиссии по расследованию причин событий на Кавказе. "Для этого он может использовать свое положение председателя СНГ и озвучить эту идею во время саммита лидеров стран Содружества в октябре 2008 года в Бишкеке", - подчеркивает она.

Не стоит забывать сейчас и о том, что Кыргызстан из-за наличия на своей территории авиабазы "Манас" становится едва ли не ключевой точкой в Центральной Азии, где могут столкнуться интересы России и США. А с учетом того, что Пакистан в ответ на войсковую операцию американской армии на своей территории, повлекшую жертвы среди мирного населения, пытается перекрыть единственную наземную трассу снабжения антитеррористической коалиции, северный путь поставок становится для них как никогда актуальным.

Правда, если Россия исполнит свою угрозу закрыть его, Бишкеку придется совсем туго. С одной стороны, властям республики жаль терять такой источник дохода, как авиабаза "Манас", да и с американцами ругаться не хочется, а с другой – аргументов для ее сохранения становится все меньше. Особенно после того, как Бишкек повел себя во время августовских событий.

По словам заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Михаила Александрова, "в ответ на давление Запада Россия может настоять на закрытии американской авиабазы в Кыргызстане". "В НАТО уже испугались, что мы перекроем им транзит в Афганистан, - подчеркнул он. - А еще мы можем начать настаивать на закрытии их военных баз в Кыргызстане и Узбекистане. Тогда натовская группировка в Афганистане "попадет в мешок", из которого придется убегать. Мы можем все это организовать, если они будут очень сильно напрашиваться".

Конечно, такая жесткая риторика российских экспертов сейчас в моде, но она подкреплена вполне реальными рычагами, которые может использовать сейчас Москва в отношении молчаливых союзников. Стоит лишь вспомнить, что в России трудятся сотни тысяч наших гастарбайтеров. Перспектива того, что они в одночасье могут оказаться в республике, наверняка устраивает "Белый дом" еще меньше, чем охлаждение отношений с Вашингтоном…

Да и общий настрой в республике явно на стороне России. По мнению экспертов, у Кыргызстана нет иного выбора, кроме как в пользу военно-стратегического и политического союза с Москвой. "Более 70 процентов жителей нашей страны желали бы объединения с Россией", – заявил в интервью РБК daily политолог Токтогул Какчекеев. "Необходимо продолжать сближение с Россией, ведь это наш исторический союзник", – добавляет лидер парламентской фракции Партии коммунистов Кыргызстана Исхак Масалиев. По словам депутата, в продолжение курса на сближение КР с РФ его партия вскоре намерена поднять в Жогорку Кенеше вопросы признания независимости Абхазии и Южной Осетии и вывода с территории республики американской авиабазы "Манас".

Так что Бишкеку в ближайшее время предстоит проявить все свои дипломатические способности, если таковые еще остались, чтобы выбраться из складывающейся ситуации с наименьшими потерями. Ведь, как отмечает директор казахской Группы оценки рисков Досым Сатпаев, "страны Центральной Азии хорошо усвоили простой урок: повысить свою значимость в геополитической игре можно, только балансируя между Россией, Китаем, ЕС и США, поэтому однозначный переход на российскую позицию им невыгоден".

Эксперт также считает, что России стоит помягче давить на азиатских партнеров по ОДКБ. Вот только насколько Москва, пока вынужденная оставаться в крайне некомфортном одиночестве в вопросе Абхазии и Южной Осетии и вошедшая в фазу жесткого противостояния с США и НАТО, воспримет этот совет? И усидит ли после этого Кыргызстан на двух стульях?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ