Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О «плюсиках»

«Ольвия-пресс», Тирасполь, 19.09.08

Если не брать в расчёт экзотические прожекты, наподобие предложений румынского президента о вовлечении Румынии в молдо-приднестровское урегулирование, то наиболее обсуждаемыми вариантами разрешения данного «замороженного конфликта» в настоящее время являются  возобновление переговорного процесса в формате «5+2» и возвращение к «плану Козака». Со стороны многих приднестровских экспертов после того, как Сергей Лавров заявил о возможности возвращения к «меморандуму Козака», прозвучало мнение об анахроничности данного варианта.

Аргументы – он изначально не устраивал Приднестровье. Правда, на официальном уровне об этом никто из первых лиц не заявлял. Да и на неофициальном, в многочисленных интервью сквозила мысль – план устарел, но в нём есть положительные моменты. То есть, по мнению приднестровской стороны,  «меморандум Козака» мог бы стать базовым документом для обсуждения. И отталкиваясь от его положений, стороны могли бы выработать свой вариант разрешения конфликта. Что же касается наших визави в переговорном процессе, то официальный Кишинёв устами Зинаиды Гречаной сразу же дал понять ни о каком федерализме или о чём-нибудь подобном Приднестровью при определении его статуса мечтать не стоит. А ведь федерация Молдовы и Приднестровья и была сутью данного проекта. Дальше – больше….  Вчера Василий Шова – главный «реинтегратор» Приднестровья с Молдовой заявил в интервью «Интерфаксу»: «Меморандум Козака остался в истории, возврата к нему нет». Прямо скажем, в отличие от приднестровских политиков, высказывавшихся с осторожностью, Шова, что называется  «махнул шашкой», зарубив козаковский меморандум. «Есть несколько документов, которые находятся в процессе разработки. О них преждевременно говорить, так как они рассматриваются экспертами как варианты. На этапе разработки документов нельзя давать окончательные оценки. Законопроект, который будет согласован сторонами, будет предан огласке для обсуждения», - также сказал молдавский министр реинтеграции в интервью «Интерфаксу».

Молдова уже не первый раз пытается взбудоражить всех, кто интересуется приднестровским вопросом очередной «свежатинкой», которая на вкус ничем не отличается от протухшего Закона об особом статусе «левобережных районов Днестра». Если молдавское руководство надеется с теми же самыми идеями «широкой автономии» (которая, как показывает практика, запросто может быть сужена до обычной или даже фиктивной, пример Гагаузии у всех перед глазами) вступать в переговоры с Приднестровьем, то здесь не надо быть пророком для того, чтобы предречь их фиаско. Но и это было не последним откровением Василия Шовы нашим «интерфаксовским» коллегам. Кишинёв устами Шовы всячески открестился от идеи модернизировать формат переговорного процесса. Ранее приднестровские политики говорили о необходимости из формата «5+2» удалить «+2». Мол, наблюдать США и странам Евросоюза можно и посредством ОБСЕ, куда они входят. Тем более, что кроме заокеанских дипломатов молдавская миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе никого больше не знавала в качестве своего руководителя. Не говоря уже о том, что Россию, которая является таким же полноправным членом ОБСЕ, как и США и ведущие европейские державы, за километр не подпускают к решению приднестровского вопроса в рамках организации. Логика молдавского руководства очень проста – расширение формата переговорного процесса, даже если плюс с последующей цифрой и означает всего лишь наблюдателей в нём, компромиссом никогда не закончится. У каждого из переговорной семёрки свои интересы. Они, правда, зачастую объединяются, но не в пользу России и естественно Приднестровья.   Молдове же, даже, несмотря на задекларированную в последнее время пророссийскую позицию, удаётся это использовать.

Смысл? Бесплодные переговоры ведут лишь к одному – к оттягиванию определения статуса Приднестровья. Молдове и так не плохо, даже учитывая то, что её юрисдикция не распространяется на эту территорию. Приднестровские предприятия, зарегистрированные в Молдове, исправно отчисляют средства в молдавский бюджет из которого, при том, что Приднестровье - часть Молдовы с точки зрения официального Кишинёва, не получает ничего. Вообще-то, поданных кормить нужно.  Зарплаты, пенсии, стипендии и прочие пособия выплачивать. Более того, при всяком удобном случае Молдова старается ещё больше осложнить жизнь собственных «сограждан».  И чем дольше будут вестись априори бесплодные переговоры, тем дольше мы будем кормить кишинёвскую бюрократию. Поэтому Молдова никогда и не согласиться на урезание формата до «3» и даже до «5»…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ