Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия призывает Европу к оружию

KM.ru, 09.10.08

Первые переговоры между президентами РФ и Франции по ситуации в зоне грузино-югоосетинского конфликта прошли в Кремле 12 августа. Тогда стороны согласовали 6 принципов урегулирования конфликтов в Грузии.

Сегодня Россия приступила к выводу своих миротворцев с постов, располагавшихся в южной части зоны безопасности между Грузией и Южной Осетией. Как ожидается, их вывод сегодня же должен и завершиться. Об этом сообщил по телефону РИА «Новости» помощник главкома Сухопутными войсками Вооруженных сил РФ полковник Игорь Конашенков. «Вывод шести наблюдательных постов с южной границы зоны безопасности начался, - передает агентство его слова. - В данный момент идет движение подразделений».

Напомним, что, после того как Россия провела операцию по принуждению Грузии к миру, посты российских миротворцев появились в районах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, - так называемых буферных зонах. Это было сделано для того, чтобы предотвратить повторение грузинской агрессии.

Согласно так называемому «второму соглашению Медведев-Саркози», Россия согласилась до 10 октября снять посты своих миротворцев в зонах безопасности – после того, как в этих зонах появились международные наблюдатели от Евросоюза. И вот сегодня помощник российского президента Сергей Приходько заявил, что эти наблюдатели должны быть вооружены. По словам Приходько, президент РФ Дмитрий Медведев озвучил эту позицию на переговорах в Москве с президентом Франции Николя Саркози.

Выходит, Россия сама призывает вооружиться наблюдателей ЕС, которые придут в буферные зоны на смену российским миротворцам. В связи с этим возникает вопрос: насколько оправданно такое доверие Москвы к западным наблюдателям? Ведь и до агрессии Грузии против Южной Осетии наблюдатели ОБСЕ вроде бы тоже присутствовали в зоне будущего конфликта. Но предотвратить его, как известно, не смогли – а, скорее, даже не пожелали. Стоит ли Москве повторно наступать на грабли?

Вопрос, как оказалось, очень даже не прост – хотя, как уверяет Приходько, сейчас в буферных зонах на Кавказе сотрудники международной миссии и российские миротворцы взаимодействуют друг с другом, между ними налажены корректные отношения. Да и сам Приходько признал наличие разногласий между Россией и Западом относительно важных фрагментов урегулирования конфликта на Кавказе.

Так, помощник президента РФ назвал необоснованными попытки связать начало переговоров по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом с началом консультаций о безопасности Южной Осетии и Абхазии, которые планируются на 15 октября в Женеве.

Как подчеркнул Приходько, в плане Медведева-Саркози нет положения, которое бы устанавливало связь между переговорами о Соглашении и женевскими консультациями. Причем, по словам помощника президента РФ, французская сторона придерживается этого же мнения, однако некоторые страны ЕС хотели бы расширить толкование пунктов плана. При этом Приходько четко дал понять, что представители Абхазии и Южной Осетии должны принять участие в женевских консультациях, и Россия будет придерживаться этой позиции. Из этих слов следует, по крайней мере, что далеко не все на Западе желают участия представителей Сухума и Цхинвала в этой встрече. А ведь участие Абхазии и Южной Осетии в международной дискуссии в Женеве – абсолютно обоснованно и логично. Было бы очень странно, если бы вопросы, напрямую касающиеся этих государств, обсуждались без них.

Однако можно с большой долей уверенности предполагать, что Запад будет выступать против приглашения представителей этих республик в Женеву. Дело в том, что Запад не признал их независимости, а участие Абхазии и Южной Осетии в международной дискуссии повышает дипломатический статус этих государств. Разумеется, это не устраивает тех, кто поддерживают Грузию в этом конфликте. Также очевидно, что Россия, напротив, должна стремиться убедить мировое сообщество признать свершившимся фактом распад Грузии и появление на карте мира двух новых стран – Абхазии и Южной Осетии. В этом смысле слова Приходько были вполне ожидаемы.

А вот его заявление о целесообразности вооружения международных наблюдателей в т. н. буферных зонах встречено экспертами неоднозначно. Во всяком случае, специалисты, которых опросил KM.RU, разошлись во мнении относительно целесообразности этого шага.

Михаил Александров, заведующий Отделом Кавказа Института стран СНГ:

- Приходько продолжает - вопреки всем очевидным фактам - гнуть линию к тому, что Запад является стратегическим партнером России, что Запад якобы искренне заинтересован в том, чтобы на Кавказе был мир, чтобы Грузия не нападала больше на Абхазию и Южную Осетию, и готов для этого предпринять эффективные меры. Но это совершенно противоречит всей истории проблемы. За последние 10 лет Запад, напротив, активно поддерживал чеченских сепаратистов, а потом поощрял Грузию к агрессии. Понятно, что Запад не является нашим другом, что Запад по-прежнему поддерживает Грузию, Запад не признает независимости Абхазии и Южной Осетии и, как свидетельствует опыт ОБСЕ в Южной Осетии, не будет способствовать прекращению диверсионно-террористической войны Грузии против Абхазии и Южной Осетии. Единственным способом, который может заставить Грузию воздержаться от диверсионно-террористических актов, является угроза повторного ввода российских войск на территорию Грузии в зону безопасности. Приходько же предлагает вооружить находящихся там наблюдателей ОБСЕ и таким образом предотвратить возможность ввода российских войск туда, потому что тогда это будет означать военный конфликт России уже с Евросоюзом.

Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований:

- Полагаю, что такое изменение позиции российской стороны может быть вызвано последними событиями, а именно рядом террористических, по сути дела, актов, совершенных с территории Грузии, сопредельной с Абхазией и Южной Осетией. Это и убийство строителя в Южной Осетии, и террористический акт в Цхинвале. Соответственно, Россия в такой ситуации заинтересована в том, чтобы не российские, а международные наблюдатели получили бы оружие и не могли бы уже отнекиваться. В ситуациях, происходящих в их зоне ответственности, они должны будут отвечать за поддержание мира и предотвращение террористической угрозы. Но, конечно, это имеет и обратную сторону. Малочисленность этих наблюдателей, скорее всего, не приведет к эффективному силовому подавлению террористов. Все мы видели кинокадры: западные наблюдатели даже облачены в белые рубашки, что разительно контрастирует с российскими миротворцами в этих зонах. Люди же, которые знают, что такое военное дело и кто им противостоит, и обмундирование, и одежду выбирают соответствующие.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ