Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Карта русского: перспективы реализации.

07.10.08,  russian.kiev.ua

Фёдор Яковлев

Государственная Дума РФ готовится к рассмотрению законопроекта «О «Карте русского», представленного 29 апреля 2008 года российским Фондом содействия объединению русского народа «Русские».

Очевидно, что интерес российских законодателей к проекту, представленному общественной организацией, не случаен. Повсеместная пробуксовка программы по переселению соотечественников, видимо, всё-таки отрезвила часть наиболее здравомыслящих российских политиков и заставила их более реально посмотреть на действительное положение дел в работе с проживающими за рубежом соотечественниками.

Этому факту в немалой мере поспособствовало проведение фондом «Русские» 24 июня 2008 в пресс-центре еженедельника «Аргументы и факты» Круглого стола по теме: "Проект Федерального закона «О Карте русского» как нормативно-правового и морально-этического механизма подтверждения идентичности и гуманитарной поддержки соотечественников за рубежом". В рамках Круглого стола состоялось обсуждение актуальных вопросов, касающихся положения русских в бывших союзных республиках СССР. Были рассмотрены предложения о содержательном наполнении проекта Закона "О Карте русского", сделан анализ откликов на "Карту русского" из России и из-за рубежа. В работе Круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Федерального Собрания, представители Администрации Президента РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной миграционной службы, Росзарубежцентра, российских и зарубежных организаций, журналисты.

Выступая на совещании в МИДе, 15-16 июля 2008г., на котором присутствовали послы и руководители дипломатических миссий России со всего мира, Президент РФ Д. Медведев представил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, дополняющую и развивающую концепцию, принятую в 2000 году. В новой Концепции, среди основных целей внешнеполитических усилий России, особо отмечена «всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом». Кроме того, в рамках обсуждения работы по совершенствованию закона о соотечественниках, в числе других вопросов, акцентировалось внимание на исключительную тонкость определения термина «соотечественник за рубежом» и проблемы, связанные с разделением соотечественников по этническому принципу. С учётом этого немаловажного фактора, принимая во внимание многонациональный состав РФ, действительно, возможно целесообразнее назвать «карту русского» удостоверением соотечественника, тем более, что такая норма в законодательстве РФ уже есть, но без конкретного наполнения она пока не работает.

Законопроект привлекает пристальное внимание и живущих на Украине российских соотечественников, даже, несмотря на недостаток информации о нём, что в немалой степени обусловлено украинской реальностью, с которой повсеместно и ежедневно им приходится сталкиваться.  Несмотря на то, что количество русскоязычных на Украине не менее половины её населения, в настоящее время в стране нет ни одной влиятельной политической партии, которая бы занимала пророссийскую позицию, как нет и ни одной достаточно авторитетной общественной организации русских соотечественников, которая могла бы существенно влиять на происходящие на Украине общественно-политические процессы (Крым не в счёт, там совершенно другая ситуация, абсолютно нехарактерная даже для близлежащих юго-восточных областей Украины).

Правда, это скорее не вина, а беда общественно-политических сил русской диаспоры на Украине, страдающих, практически, полным отсутствием внимания со стороны высших российских государственных органов. Начиная с АП РФ, и, в первую очередь, экс-президента, который за два срока пребывания на этом высоком посту ни разу(!) не встретился с представителями русских общественных организаций за время своих многочисленных визитов на Украину. Хотя, тот факт, что, например, в Казахстане, Германии, Австралии время для таких встреч у него находилось, свидетельствует не столько о позиции самого экс-президента, сколько о стараниях посольства РФ на Украине оградить его от встреч с соотечественниками.

Как следствие такой «плодотворной» работы посольства и Росзарубежцентра, за 17 лет независимости на Украине в 1999 году была всего лишь одна, и то не совсем удачная попытка проведения Всеукраинского съезда русских соотечественников, поскольку о единстве среди руководителей общественных организаций русских соотечественников, как всеукраинского, так и регионального уровней, говорить явно не приходится. Посольство такая ситуация вполне устраивает, так как на все проводимые в России мероприятия, - конгрессы, конференции, круглые столы и т.п., так называемые «делегаты» от Украины назначаются чиновниками посольства РФ, исходя из их личных интересов по критериям, которые, мягко говоря, весьма далеки от объективности. А сам посол до сих пор явно и достаточно успешно избегает встреч со своими соотечественниками в любом формате, дав весьма своеобразную оценку своему восьмилетнему пребыванию на Украине и работе посольства за этот период в интервью одной из украинских газет в июле с.г., заявив, что «Мы в России не знаем, что такое Украина. А Украина совсем не знает Россию». Вот и не верь после этого в реальность унтер-офицерских вдов! После такого откровенного заявления о своей полной бездеятельности, в своём кресле не усидел бы ни один посол ни одной страны мира.

Российский капитал, не только не поддерживает общественные организации русских соотечественников, а в угоду своим экономическим интересам на Украине, а зачастую и просто по глупости, не желая вникать в последствия своих действий, активно способствует созданию негативного образа России и русских, совершенно открыто финансируя антирусские и антпроссийские выступления, мероприятия, произведения различных жанров и т.п. Не отстают от российских бизнесменов  и государственные чиновники РФ.

В качестве одного из самых наглядных примеров, можно привести мультфильм, созданный талантливым украинским мультипликатором С. Ковалем по сценарию украинца же А.Татарского «Злыдни». В фильме красочно показано, как на украиноговорящих гуцулов нападают злыдни, говорящие исключительно на русском языке с московским говорком, и как добропорядочные гуцулы от них избавляются. Этим, действительно прекрасно сделанным мультиком, в сознание подрастающего поколения граждан Украины с «младых ногтей» чётко и однозначно впечатывается понимание того, откуда берутся «злыдни» у украинского народа. Нужно ли говорить, что юное поколение Украины, воспитанное на такой языково-идеологической продукции, повзрослев, как должное будет воспринимать утверждение, что «голодомор-геноцид» тоже организовали «кляті москалі» и сожалеть, что в Полтавской битве одержал победу Пётр 1. Это не вызвало бы никакого удивления, поскольку названный мультфильм вполне вписывается в рамки официальной пропаганды культурологической и исторической ненависти ко всему русскому, льющейся в последнее время со страниц газет и экранов телевизоров на Украине непрерывным потоком, если бы не одно существенное «но»!  Мультфильм снят по заказу… министерства культуры РФ и сделан в России на студии «Пилот»! Т.е., в России, по российскому государственному заказу снят антирусский и антироссийский мультфильм с не только эффектным, но эффективным и весьма «долгоиграющим» идеологическим воздействием. И таких примеров, к сожалению, можно приводить десятки!

И всё это на фоне того, что США, НАТО и западноевропейские страны и так тратят десятки миллионов долларов на пропаганду вступления Украины в НАТО, причём именно, как альтернативу развитию отношений с Россией. Да, на Украине есть журналисты и отдельные СМИ, которые в соответствии со своими убеждениями, пока ещё имеют возможность отстаивать идею добрососедских отношений с Россией, не получая при этом от неё, хотя бы, моральной поддержки, но их голос просто теряется в потоках клеветы и лжи щедро финансируемой с Запада и не только, как видно из вышеприведённого примера. А  таких примеров, к сожалению, можно приводить десятки!

А ведь поддержать СМИ организаций русских соотечественников, при наличии желания Кремля, поскольку отношение к соотечественникам за рубежом формируется и исходит именно оттуда, достаточно просто и не требует особых финансовых издержек для самого государства. При этом, я даже не буду говорить о такой общепринятой и совершенно законной форме поддержки СМИ и их корреспондентов, как гранты, поскольку это из области фантастики. На Украине в настоящее время работает до десятка российских банков, в том числе, государственные ВТБ и Сбербанк России. Если, хотя бы, только их филиалы регулярно размещали свою рекламу в изданиях организаций соотечественников, особенно в областных, городских и районных, то только одно это позволило бы существенно увеличить тираж изданий и, соответственно, эффективно пропагандировать идею укрепления украинско-российских отношений абсолютно во всех регионах Украины, развенчивая при этом лживую риторику оппонентов. Кроме того, если бы кадровый подбор, хотя бы, руководителей этих структур на Украине осуществлялся с участием организаций русских соотечественников, то насколько укрепился авторитет и влиятельность этих организаций. А если в СМИ регулярно будет звучать вопросы Президента и Премьера РФ к руководителям крупнейших российских государственных и частных компаний, имеющим зарубежные филиалы, о том, какую они оказывают поддержку организациям русских соотечественников за рубежом, то проблемы с финансированием у этих организаций, практически исчезнут.

Южно-осетинская трагедия и последовавшие за ней события достаточно наглядно показали к чему приводит подобная политика. А ведь если Россия, хотя бы треть от суммы потерь от военной операции по принуждению грузинского агрессора к миру, не говоря уже о других финансово-экономических потерях в результате её проведения и то не сразу, а в течение последних десяти лет, потратила на поддержание работы общественных организаций своих соотечественников в республиках бывшего СССР, то войны с Грузией просто бы не было, как не было бы исков Грузии к российским компаниям и антироссийских заявлений украинского президента.

Вполне вероятно, что именно после августовских событий перед кремлёвскими лидерами встал вопрос коренного изменения сложившейся ситуации. И инициатива общественной организации оказалась, как нельзя кстати. Реализация этого проекта действительно может реально способствовать поддержке, в том числе и на Украине, здоровых общественно-политических сил, уже длительное время выступающих за нормализацию отношений с Россией, причём без набивших оскомину громких территориально-газовых политических заявлений, которые, кроме вреда, ничего ни межгосударственным, ни межличностным отношениям всех уровней не приносят.

Вместе с тем, ряд вопросов, имеющих существенное значение для эффективности реализации проекта Закона, его судьбы в целом, влияния на украинскую действительность и состояние российско-украинских отношений, остался пока вне поля обсуждения. При этом надо учитывать, что поскольку подавляющее большинство  граждан Украины подпадает под требования этого Закона, а, желающих получить этот документ, учитывая преференции, которые он предоставляет, будет ещё больше, «Карта русского», как и всякий объект ажиотажного спроса, привлечёт к себе массу спекулянтов разных мастей. Некоторые аналитики уже сейчас называют разные цифры в пределах до 10 миллионов человек, которые захотят получить такие карты, хотя, вполне возможно, что в действительности их число будет гораздо выше. А эта цифра, кроме всего прочего, означает ещё и количество избирателей, не просто ориентированных, а отныне достаточно крепко  «привязанных» картой к интересам сопредельного государства и достаточно чутко реагирующих на политические «симпатии соседа».

Понятно, что за эти публичные проявления политической «симпатии» со стороны России среди ряда политических партий уже сейчас развернулась нешуточная борьба с громогласными уверениями в «совершеннейшем почтении» к ней, при этом, как правило, весьма далёкими от искренности и, преимущественно, декларативными. Но при реализации проекта необходимо обязательно учитывать, что его чрезмерная политизация со стороны, так называемых политических «помощников», принесёт ему гораздо больше вреда, нежели пользы и даст основание для новой волны оголтелой антирусской и антироссийской пропаганды. Хватит ли у Кремля ума, объективности и, самое главное, желания их проявить, чтобы отделить «зёрна от плевел», конечно, покажет только время. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при сохранении посла, которого на Украине, кроме газовой трубы и охоты, больше ничего не интересует, эффект от реализации Закона может быть таким же, как и от предыдущих программ и проектов, несмотря на его очевидную привлекательность.

Интерес к Закону «О Карте русского» обусловлен также тем, что после его принятия появляются совершенно новые аспекты, в первую очередь, в сфере трудовой миграции, касающиеся весьма значительной части населения Украины всех регионов. Ведь совершенно понятно, что означает такой документ для тех миллионов граждан Украины, в том числе из западных областей, которые уже сейчас практически постоянно работают в России, и как они за ним ринутся. И дело даже не в отсутствии у них украинского патриотизма или наличии страстного желания к русской самоидентификации, а в обычном материальном стимуле, поскольку их фактически нелегальное положение в РФ напрямую негативно отражается на зарплате.

Украине уже есть, с чем сравнить, поскольку в 2007 г. польский парламент принял закон о так называемой «карте поляка», согласно которому с 1 апреля 2008г. граждане Украины могут получить этот документ. «Карта поляка» дает возможность украинцам безвозмездно и в облегченном порядке получать многоразовые визы, заниматься предпринимательством на территории Польши, учиться в польских вузах наравне с гражданами Польши, получать скидки на транспортные и медицинские услуги. То есть, «карта» предоставляет её владельцу определённые права граждан Польши и одновременно «обходит» украинское законодательство, запрещающее двойное гражданство. При этом, претенденты на получение «карты» должны подтвердить свое польское происхождение, письменно задекларировать свою принадлежность к польскому народу, знать его историю, язык и обычаи. Кроме того, получить «карту» смогут и те украинцы, близкие родственники которых до 1939 г. были гражданами Польши, то есть практически все коренные жители западноукраинских областей (Волынской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской и Тернопольской), которые до 1939 г. входили в состав Польши. Естественно, что желание получить  «карту поляка» приобрело среди них характер эпидемии и уже ознаменовалось рядом коррупционных скандалов, поскольку национальная сознательность и патриотизм западных украинцев, как правило, при первой же возможности незамедлительно обмениваются на материальные блага. Кроме того, «карта поляка» рассматривается не только, как своеобразный пропуск в Польшу, но и как возможность проникновения далее в страны ЕС.

Надо учитывать, что принятие Закона «О «Карте русского» серьёзно повлияет на качественный состав трудовых мигрантов, поскольку с её получением на смену нелегальным строительным «шарашкам» и вахтовикам сможет абсолютно легально прийти на работу в банки, крупные и средние компании, предприятия, учреждения самая высокообразованная часть украинских трудовых ресурсов, которой, с получением карты, уже не надо будет получать разрешения на работу и проживание и, соответственно, прятаться от проверок. Немало будет способствовать карта оттоку научно-преподавательского персонала, особенно ввиду истерии министерства образования Украины по поводу насильственной украинизации преподавания в ВУЗах. Кроме того, откроются весьма привлекательные перспективы трудоустройства в России для талантливой украинской молодёжи, а у школьников – учёбы в российских ВУЗах. А российские банки, компании, их филиалы и дочерние предприятия, которых достаточно много на Украине, весьма эффективно могут вести такой своеобразный «селекционный отбор» прямо на Украине, предлагая работу наиболее перспективным украинским сотрудникам в своих структурах в России, естественно при наличии у них «Карты русского». Надо отметить, что, если программа переселения соотечественников фактически была рассчитана, в основном, на тех, кто не смог реализовать себя на Украине и был готов ехать, куда скажут, то «Карта русского» даёт возможность людям вполне самодостаточным и состоявшимся на Украине гораздо лучше устроиться в России и именно там, где они видят себе применение. Ведь даже «самая светлая голова Украины», директор Института философии имени Сковороды Мирослав Попович( кстати, первый председатель Народного Руха Украины) был вынужден в одном из интервью признать, что в России «получают в два раза большую зарплату и пенсию»

Косвенно Закон будет также влиять на многие сферы повседневной жизни на Украине, напрямую в нём не обозначенные. Представьте себе украинского офицера или дипломата с «Картой русского», представляющего интересы Украины в штаб-квартире НАТО. Законодательно ограничить доступ владельцам карт к секретам или должностям не получится по Конституции, придётся вводить «темники». А где гарантия, что эти «темники» не попадут к владельцам карт и как их вообще выявлять? Скрывать наличие карт особо никто не будет, но и база данных на владельцев карт вряд ли будет настолько открытой, что туда сможет иметь доступ любой желающий. Опять придётся перед СБУ ставить новые задачи, занявшись после «декагебизации» ещё и её «дерусификацией». А как можно «дерусифицировать» СБУ или госаппарат, например,  в Крыму или Донецке? Вместе с тем понятно, что необходимо определить не только порядок и место хранения данных на владельцев карт, но и порядок их выдаче по запросам, - чьих и в каком случае.

Необходимо также учитывать, что с таким наплывом, да ещё практически одновременным, желающих получить карту, посольство при действующем штате и пяти консульских округах не справится даже в ближайшее десятилетие, а чрезмерное затягивание её получения, стояние в очередях и т.п., может вызвать и противоположный эффект. Поэтому уже сейчас необходимо определиться, кто, где и каким образом будет эти документы принимать, а также какие конкретно документы, кроме заявления, заявитель должен будет представить. Будет, наверное, логично, если этим займётся вновь созданное при МИДе Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничество»). Это целесообразно и по финансовым причинам, поскольку понятно, что для претворения в жизнь Закона «О Карте русского» потребуется довольно значительное финансирование, связанное не только с изготовлением и выдачей самих карт, но с подготовкой и оплатой специалистов, проведением семинаров, круглых столов, пресс-конференций, выпуском методической литературы, проведением рекламно-агитационной кампании, арендой помещений для проведения тестирования и т.п. Поэтому, желательно, чтобы финансовые потоки находились под жёстким контролем и использовались по прямому назначению с максимальной эффективностью, а не становились тем одеялом, которое каждая причастная к этой работе организация будет стараться перетянуть на себя, естественно, с максимальной личной выгодой.

Работа предстоит довольно объёмная, поскольку документов для оформления «Карты русского» потребуется достаточно много, и при этом пока не совсем понятных. Например, каким образом заявитель должен будет подтвердить свою «приверженность русским обычаям и традициям»? Если по русскому языку и истории можно определить уровень базовых требований и разработать соответствующие тесты, результаты которых приобщать к заявлению, то сразу возникает вопрос, кто и где будет проводить тестирование и оценивать его результаты? И опять таки, если тестирование по русскому языку могут проводить на местах украинские учителя русского языка, прошедшие стажировку в России, которые есть, практически, в каждой области, то специалистов по истории России на Украине в таком количестве просто нет, а те, что есть, занимаются, в основном, её очернением. Таким образом, уже сейчас усматривается необходимость проведения семинаров либо в РФ, либо на Украине для тех, кто будет такое тестирование проводить. При этом надо особое внимание обратить на подбор историков, чтобы в очередной раз не попасть в абсурднейшую ситуацию, когда тестирование по истории Российского государства будут проводить «специалисты» по «победе» Украины в Конотопской битве. Не говоря уже о том, что уже сейчас необходимо выпустить методическое пособие по истории России, по которому будет проводиться тестирование и достаточно приличным тиражом, а также разместить его в Интернете. Возможно, необходимо рассмотреть вопрос о разделении проведения тестирования и его оценке, когда материалы тестирования в областях, где нет специалистов, способных проверить тесты, будут направляться на проверку туда, где они есть. Представляется целесообразным освободить от тестов по русскому языку тех, кто закончил русские школы, проходил обучение в ВУЗах на русском языке, победителей олимпиад по русскому языку и литературе не ниже областного уровня, имел отличные и хорошие оценки по русскому языку и литературе в национальных школах. Надо обязательно сделать всё для того, чтобы Закон стимулировал изучение русского языка и литературы в школах Украины, возможно, даже через организацию в них факультативов по программам российских школ, что, с одной стороны, даст возможность, хотя бы частично, трудоустроить многих учителей русского языка, оставшихся без работы в результате насильственной украинизации школьного образования, а с другой, даст возможность украинским школьникам читать русских поэтов и писателей в оригинале, а не в переводе на украинский.  Следует также  сразу определить, будет ли участие в тестировании для соискателей карты платным.

Возникают определённые вопросы и по Православию. Чем подтверждать заявителю свою принадлежность Православию, - справкой церковной общины или достаточно копии свидетельства о крещении? При этом надо учитывать, что большинство крещённых в советское время совершали церковные обряды нелегально, без записи в церковных книгах. Будет ли доказательством приверженности православию копии свидетельств о крещении детей, внуков или копия свидетельства о венчании, своя или детей? Учитывая специфику Украины и то, что вряд ли будет приниматься во внимание заявление об «уважительном отношении к Православию» со стороны прихожан, так называемого Киевского патриархата Украинской Православной Церкви или греко-католиков, следовательно, во избежание недоразумений, в пункте «в» Закона надо обязательно говорить об уважительном отношении именно к «Каноническому Православию». В таком случае можно, конечно, обусловить признание приверженности Каноническому Православию наличием справки установленного образца из епархии. Но она, разумеется, будет это делать не бесплатно, кроме того, без волокиты не обойтись, следовательно, будет проще признавать себя атеистом с уважительным отношением к православию, для чего никаких документов не потребуется. При этом, надо также понимать, что привлечение Украинской Православной Церкви к выдаче «Карты русского» в любом формате, вне всякого сомнения, вызовет новое обострение в, и без того сложных отношениях между Православной Церковью и украинским государством, а это нежелательно.

Серьёзные вопросы возникнут и по поводу «участия в деятельности общественных организаций или в акциях по защите русского языка, образования и культуры, истории Российского государства, русского народа». Ведь в случае необходимости получения от общественной организации документального подтверждения (протокола решения собрания, президиума или совета организации) либо каких-либо рекомендаций, такие «липовые» организации «русских соотечественников» будут расти быстрее, чем грибы после дождя.

Исходя из печального факта отсутствия должного взаимопонимания между руководителями действующих на Украине русских и пророссийских организаций, то, во избежание конкурентной борьбы между ними за «место под солнцем», со всеми из неё вытекающими обстоятельствами, особенно традиционной в этих случаях «войны компроматов», которая может их не только скомпрометировать, но и полностью развалить, «Россотрудничеству», и чем раньше, тем лучше, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и определить перечень всеукраинских, областных, городских и районных организаций, с которыми оно будет вести работу в этом направлении. Причём всеукраинских с чётким указанием их реальных областных и городских структур, на которые действительно можно опираться при проведении данной работы, поскольку не секрет, что многие организации, даже в областных центрах, в лучшем случае, состоят из одного человека, а это прямой путь к заурядной продаже рекомендаций тем, кто больше заплатит. Польский опыт это уже показал. Поэтому, «Россотрудничеству» следовало бы незамедлительно начать работу по определению в каждой области конкретных общественных организаций и персон, известных своей многолетней реальной работой в организациях русских соотечественников, которые смогли бы объективно представлять его интересы \в областях, районах и крупных городах Украины. В тех регионах, где их до сих пор нет, не следует привлекать кого попало. Да, это создаст временные затруднения в получении карт для жителей определённых регионов, зато позволит сначала создать структуры общественных организаций русских соотечественников и уже на базе этих структур вести работу по выдаче карт. Во-первых, это будет стимулировать развитие русского движения в целом по всей Украине, во-вторых, это будет своеобразным поощрением тем, кто уже давно работает в этом направлении, и, в-третьих, это естественным образом будет регулировать наплыв желающих получить карту. Начать эту работу желательно сделать до принятия Закона, если есть заинтересованность соответствующих общественных и государственных структур РФ в его эффективной действии после принятия, поскольку реализация даже вышеперечисленного займёт не один месяц, а это далеко не все вопросы, подлежащие рассмотрению и решению.

Началом такой работы можно было бы считать авральную попытку создания Посольством РФ и Росзарубежцентром в преддверии Всемирной конференции русских соотечественников структуры под громким названием Координационный совет организаций русских соотечественников, если бы она не была, как, впрочем, и всё, что делается впопыхах, абсолютно лишённой логики и здравого смысла, поскольку совет, в его создаваемом виде, является сложной, громоздкой и заведомо недееспособной структурой. При этом, следует сказать, что на Украине в настоящее время уже действуют два Координационных совета и оба созданы при участии Росзарубежцентра. Кроме того, навязываемая Посольством и Росзарубежцентром структура окружных советов с жёсткой привязкой к консульским округам выглядит, скорее, как дискредитация всего русского движения на Украине в целом, поскольку их зависимость и прямая подчинённость посольству РФ настолько очевидна, что неизбежно станет предметом политических спекуляций, которых и без того хватает, даже в отсутствие каких-либо поводов. В условиях, когда ни посольство, ни посол неспособны эффективно защищать интересы своих соотечественников на Украине, такие действия, иначе, как провокационными, назвать очень сложно. Об этом же свидетельствует и ряд скандалов при проведении окружных конференций, в том числе, с попаданием в СМИ, что явно не добавило авторитета  ни посольству, ни организациям русских соотечественников. Единственная польза от этого мероприятия заключается в привлечении внимания к положению русской диаспоры на Украине и возможности озвучить критическую позицию по отношению к деятельности Посольства РФ и Представительства Росзарубежцентра на Украине со стороны большинства лидеров организаций русских соотечественников на Украине, которые больше не могут мириться с полной бездеятельностью тех, кто по должности обязан поддерживать их деятельность по укреплению связей с Россией.

Кроме того, наверное, есть смысл предусмотреть и специальный порядок предоставления «Карты русского» тем, кто в течение многих лет последовательно и упорно работал в сфере сохранения, развития и защиты русской культуры, духовности и языка на Украине для того, чтобы, возможно, предоставить таким людям карту в первоочередном порядке и по упрощённой схеме. Например, известным общественным деятелям, учёным, спортсменам, артистам, писателям, поэтам, что сможет в немалой степени не только способствовать популяризации карты, но и поднимать её социальный статус в украинском обществе. Следует особо отметить, что достаточно явное отсутствие внимания со стороны властной элиты России и её посольских работников, в свою очередь,  породило во многом весьма пренебрежительное отношение к участию в работе организаций русских соотечественников на Украине. Как следствие, среди членов существующих организаций, практически, отсутствуют знаковые фигуры  украинского общества, в том числе имеющие личную убеждённость в необходимости укрепления взаимоотношений между Украиной и РФ. Поэтому  к этому вопросу надо подходить очень осторожно, чтобы не вручить карту ковалям или гордонам, делающим бизнес на популярности российских знаменитостей и при этом заявляющим в интервью, что не любят Россию либо не видят ничего плохого в действиях по её дискредитации. Поэтому необходимо предусмотреть не только порядок выдачи карт в спорных случаях, но и порядок опротестования уже выданных.

Достаточно осторожно надо подходить к тем, кто будет мотивировать желание получить «Карту русского» наличие заслуг (наград) перед Российским государством у его родителей и прародителей, и особенно «русскими корнями». Не секрет, что весьма много русских по происхождению, имеющих близкие родственные связи в России и даже регулярно их посещающих, тем не менее, являются активными участниками националистических и им подобных организацией, пропагандирующих антирусские и антироссийские идеи либо, «по долгу службы», рьяно «украинизирующих» своих соотечественников, естественно, не афишируя эту деятельность перед своими родственными и дружескими связями в России. Не исключено, что во избежание неприятных вопросов по поводу отсутствия карты со стороны своих родственных и дружеских связей, они также попытаются её получить. Понятно, что совсем избежать таких случаев не удастся, но для их предотвращения надо конкретизировать не только мотивы, но и сам порядок лишения карты.

В этой связи, надо понимать, что формулировка «занимался деятельностью во вред русскому народу, национальным интересам России» скорее уместна при решении о получении гражданства РФ, а в данном случае необходимо дополнить формулировку «занимался деятельностью, способствующей нагнетанию русофобии, дискриминации русскоязычных, ущемлению их в правах, в том числе в праве на получение информации на русском языке, образования, применения в повседневной жизни и обращении в государственные инстанции, а также создающей препятствия в сохранении русской идентичности», поскольку должностное лицо, закрывающее русские школы либо ограничивающее сферу применения русского языка на Украине, формально национальным интересам России не угрожает.

Очень серьёзно нужно подойти и к изготовлению самих карт, которые незамедлительно станут объектом подделок. Предусмотреть не только достаточно высокую степень защиты, но возможность проверки их подлинности при прохождении пограничного контроля в вагонах поездов, салонах автобусов, которыми в основном будут передвигаться их владельцы.

Логично было бы дополнить Закон пунктом о выплатах к 9 мая ветеранам Великой Отечественной войны, поскольку большинство из них воевало на территории России, и блокадникам Ленинграда.

Следует также определить размер оплаты за выдачу карт, предусмотрев категории, которые могут их получить бесплатно, например, участники боевых действий, либо со скидками( студенческая и учащаяся молодёжь).

Поскольку на Украине активно реализуется программа по выдаче «Карты поляка» и не за горами другие национальные карты, следует предусмотреть, как причину отказа и лишения «Карты русского» наличие других национальных карт.

Необходимо учитывать, что эффективная реализация Закона позволит РФ в значительной мере стабилизировать отношения с Украиной, что будет, вне всякого сомнения, способствовать её международному имиджу в целом и даст правовые основания для защиты прав соотечественников в других государствах, особенно в некоторых бывших республиках СССР. Поскольку, уже в ближайшей «этнической» перспективе, после принятия Закона, Украину ожидает весьма интересная «перепись русских», которая даст очень чёткий и точный ответ, - сколько же русских на Украине, причём с конкретной привязкой к регионам, то это, в свою очередь, прояснит не только вопрос, - являются ли русские на Украине «национальным меншинством», но и, например, даст основания ВУЗам РФ открывать свои филиалы с обучением на русском языке. Вместе с тем надо понимать, что в случае провала реализации Закона, он может стать очередным дестабилизирующим фактором межгосударственных отношений и будет способствовать дискредитации русских и пророссийских организаций в Украине.

Конечно, это далеко не все проблемы, некоторые отражены весьма схематично, некоторые вообще не стоит пока озвучивать во избежание политических спекуляций, да и всего предусмотреть невозможно, но всё-таки желательно максимально приблизить требования и положения Закона к реальной жизни, чтобы избежать проволочек с его реализацией.

Конечно, обсуждение Закона «О «Карте русского» станет одной из центральных тем на предстоящей в Москве Всемирной конференции русских соотечественников, особую значимость которой придаст выступление Президента РФ Д. Медведева, чья позиция станет определяющим фактором в работе с соотечественниками за рубежом на ближайшие годы. Вполне естественно, что миллионы русских соотечественников за рубежом  надеются на реальное укрепление связей со своей исторической Родиной, чему в немалой степени будет способствовать принятие этого знакового для них закона.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ