Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 Николай Злобин: «Азербайджан вполне вправе претендовать на равноправие среди так называемых «больших стран»

1 st News Azerbaijan, 07.10.08

Саадат Кадырова

Эксклюзивное интервью 1news.az с директором российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николаем Злобиным

После осетинского кризиса стало очевидно, насколько Азербайджан готов взять на себя ответственность за стабильность в регионе. Именно сбалансированная и очень последовательная политика руководства вывела страну за несколько дней в паритетные партнеры и зная, как это тяжело сделать, власть в Азербайджане уже не отдаст ни миллиметра шахматной доски. На мой взгляд, позиция официального Баку, прямо по Булгакову из «Мастера и Маргариты»: «Ничего не проси у сильных мира сего, сами придут, сами все дадут». Нельзя не согласиться, этот тезис работает на долгосрочном этапе.

- Николай Васильевич, в ходе «круглого стола», посвященного выборам в Азербайджане, вами был сделан комментарий, что Азербайджан становится более чем региональным игроком и не должен участвовать в решении вопросов, важных для США и России. Что вы имели в виду?

- Я имел в виду две вещи: то, что я сомневаюсь в существовании региона Южного Кавказа, как региона, потому что я не вижу там ничего регионообразующего, кроме географии. Экономические интересы, политические и геополитические интересы всех стран, которые там расположены, очень разные и их ничего не объединяет кроме того, что они соседи.

На мой взгляд, убивать много энергии, денег и политического капитала на создание региона Азербайджану нет никакого смысла, мне кажется, у него есть возможности выхода за пределы региона, за пределы Евразии, за переделы постсоветского пространства в качестве державы, имеющей некие экономические и политические рычаги, опыт решения определенных проблем.

В этой связи я уверен, что Азербайджан  в состоянии участвовать в выработке глобальной повестки дня не через Москву, Вашингтон или Брюссель, а напрямую с Москвой и Брюсселем на равных партнерских отношениях.

- А какие «вопросы повестки дня» вы имеете ввиду в первую очередь?

- В том числе вопросы безопасности, в энергетических  вопросах, я думаю, Азербайджан вполне вправе претендовать на равноправие среди так называемых «больших стран». Это, конечно, ответственность. Желания вступить в этот «клуб» мало, надо понимать, что на тебя сразу посыплется много шишек и придется вступать в противостояние со многими странами, поскольку начинаешь играть в игру «больших мальчиков».

- То есть, правильно я вас понимаю, вы считаете, что высокая степень дееспособности играть в игру «с  большими мальчиками» в Азербайджане уже сформировалась?

- Я думаю, что будет странно, если Азербайджан этого не сделает и ударится в решение региональных проблем и разборки на уровне…региона, скажем. Я понимаю, насколько важен Нагорный Карабах, но это не та проблема, которая выведет Азербайджан в группу лидеров мира.

- В своем выступлении вы активно высказывали позицию о целесообразности инвестирования в Нагорный Карабах со стороны Азербайджана, можете прокомментировать? Этот вопрос воспринимается неоднозначно, хотелось бы знать вашу точку зрения. Как думаете, могла Москва спровоцировать такой ход переговоров?

- Я думаю, могла. Потому что Москва пытается избежать любым способом военного решения этой проблемы, если бы не экономика, то эту проблему надо было бы решать только военным путем.

- А в чем интерес Азербайджана инвестировать в Нагорный Карабах?

- На мой взгляд, но я могу ошибаться, если Азербайджан не будет вкладываться в то, что он считает своим, это «свое» перестанет быть азербайджанским, это история, которую Грузия прошла с Абхазией и Южной Осетией. Когда ни в Абхазию, ни в Южную Осетию Грузия не вложила ни копейки и при этом называет своей территорией, а граждан своими гражданами, а тут пришла Россия и сказала: «Ребята, я вам даю пенсии, паспорта, школы и дороги»,… после этого возврат в Грузию оказался невозможным.

- Да, вы правы, но есть одно принципиальное «но»: в Южной Осетии и Абхазии живут осетины и абхазы соответственно, а не грузины, а в Нагорном Карабахе живут армяне.

- Я понимаю, но позиция Грузии была - это наши граждане…

- Но согласитесь, в данном вопросе этническая составляющая и гражданская составляющая - принципиально разные вещи?

- Надо пытаться решить проблемы людей. Людям, на мой взгляд, главное жить спокойно и безопасно.

- То есть, вы действительно считаете, что армянам Нагорного Карабаха все равно под чьим флагом жить,  лишь бы жизнь была достойная?

- Я думаю, что дело не в национальности, это не конфликт между двумя этническими группами, я думаю, что тот, кто сумеет дать людям больше, в итоге окажется победителем. Сегодня у Азербайджана есть такая возможность - выиграть экономическое соревнование в Нагорном Карабахе с Арменией и это будет гораздо дешевле, чем решать проблему военным путем.

- Ваша позиция довольно нестандартна. Давайте доведем ситуацию, теоретически до абсурда и представим, что если сейчас Азербайджан начнет вкладывать в развитие экономики Нагорного Карабаха, то армяне, проживающие там  (а все-таки там живут в основном армяне), через какой то период времени станут считать себя гражданами Азербайджана?

- Такое может случиться, как это случилось в Абхазии и в Южной Осетии, как это случилось в целом ряде стран, в том числе и в Европейском Союзе. Понимаете, и Армения, и Азербайджан должны думать о себе как об этноцентричных государствах. В конце концов, мы живем в 21-м веке. Я думаю, что Азербайджан вполне способен на это.

- В то,  что Азербайджан способен, я не сомневаюсь, но способна ли Армения?

- Если Армения войдет в экономический союз с Азербайджаном, то ей придется работать на этих условиях. Если совсем утрировать - Азербайджан скажет: «Я буду платить 1000 долларов», а Армения даст 75. Ну куда пойдут люди? Азербайджан более эффективная модель для решения их ежедневных проблем, кормить семьи, строить больницы. Проблема - чей флаг реет... ну вы понимаете…

- Мне кажется, все так,  в этом и состоит для армян большая проблема – чей флаг реет, потому как они прекрасно понимают, что как только будет решен конфликт, то Азербайджан станет вкладывать в развитие экономики региона…и только именно этот факт - чей флаг реет, заставляет их сидеть без дорог, больниц и за 75 долларов.

Отойдем немного от темы Карабаха, хотелось бы узнать, как вы оцениваете позицию Азербайджана в конфликте с Грузии и Южной Осетии?

- Слава Богу, что не вмешался - это не его война и не его конфликт.

- Что можете сказать по поводу изменений отношений Турции и Армении? Как считаете, это больше в интересах Турции или Армении?

- Я думаю, это всеобщий интерес. Чем быстрее Армения окажется включенной во всеобщий процесс, тем легче с ней будет говорить. Загнанная в угол страна ощетинивается и всегда с ней трудно иметь дело. Поэтому чем больше Армения будет интегрирована, темармяне будут меньше зациклены на своих узкопонимаемых проблемах.  Армении нужен выход на глобальный уровень и если Турция способна это предоставить, то я думаю, это в интересах Азербайджана.

- Вы действительно считаете, что с Арменией, включенной в игру с мировыми игроками,  легче будет договариваться?

- Абсолютно…будут другие интересы и другие возможности влияния на Армению.

- Например?

- Например, инвестиции, контракты с Евросоюзом, проблемы безопасности, выход к транспортным путям. На самом деле никого никогда не надо загонять в угол, тогда проявляются худшие качества политиков.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ