Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Принуждение через унижение

16.10.08

Владислав Лосев

Как известно, 13 октября министры иностранных дел стран Европейского союза на заседании в Люксембурге наконец-то оказали официальному Минску «невиданную милость». Своим решением приостановили аж на целых шесть месяцев действие запрета на въезд на территорию Евросоюза президента Белоруссии Александра Лукашенко и еще тридцати пяти белорусских чиновников.

Однако данное решение не распространилось на председателя Центризберкома РБ Лидию Ермошину, трех бывших и действующих высокопоставленных офицеров МВД – министра внутренних дел РБ Владимира Наумова, бывшего главу МВД РБ Юрия Сивакова и бывшего командира спецподразделения внутренних войск Дмитрия Павлюченко –, а также на бывшего госсекретаря Совета безопасности РБ Виктора Шеймана. Последних четырех господ Евросоюз с подачи лидеров белорусской оппозиции подозревает (?) в причастности к политическим исчезновениям в 1999-2000 годах.

Событие это не является какой-то неожиданностью, разговоры об этом шли уже давно. Собственно ради этого Лукашенко и затевал «беспримерно открытые выборы» в парламент. И все же уместен будет вопрос: а с чего это вдруг Евросоюз стал таким добрым?

Ведь реально белорусская власть с 2006 года (когда был окончательно сформирован «невыездной» список) относительно «прав человека и демократии» абсолютно не изменилась. Парламентские выборы провела как хотела, оппозиционеров в палату представителей не пустила, по поводу чего миссия ОБСЕ заявила, что избирательная кампания была непрозрачной и недемократичной. Всего-то что сделали власти на пути «демократизации», так это выпустили из мест заключения Александра Козулина и нескольких его сотоварищей по оппозиции.

А тут такая неслыханная щедрость. Министры иностранных дел Евросоюза отбрасывают всю свою «демократическую принципиальность» и приоткрывают (пусть и на время) для Лукашенко и его чиновников дверь в страны ЕС.

На первый взгляд последние решения Евросоюза в отношении Республики Беларусь лишены логики. Но если посмотреть чуть пристальней, то становится очевидно, что в действиях ЕС нет ничего случайного. Они полностью находятся в русле антироссийской политики США, которые всерьез обеспокоены растущей мощью и самостоятельностью России и никак не отказываются от намерения окружить Российскую Федерацию поясом из враждебных ей «буферных» государств.

«Ортодоксальные славянофилы, такие как Путин, мечтают о «славянском союзе» в составе России, Белоруссии и Украины. Они выступают за возрождение российского империализма, который стремится установить господство над соседями, утвердить свою сферу влияния в Восточной Европе и на Балканах, а также подорвать власть и влияние Америки за рубежом» («The Washington Times»,США; 13.10.08 , «Следующая война в Европе – между Россией и Украиной? Москва вступила на тропу войны»).

Американскому изданию вторит британская «The Guardian» (10.10.08,«Почему нам нужна Белоруссия»), которая пишет: «Пуская Александр Лукашенко – последний диктатор Европы, но геополитическая важность Белоруссии слишком велика для того, чтобы США ее игнорировали» и прямо называет Белоруссию буферной зоной между НАТО и Россией.

Вот и ответы на вопрос о причине столь быстрого «потепления» отношения Евросоюза к официальному Минску. Как пояснила в этой связи еврокомиссар по внешним связям и политике соседства ЕС Бенита Ферреро-Вальднер, Евросоюз должен частично отменить санкции в отношении Белоруссии, чтобы «поддержать движение этой страны к независимости и демократии».

При этом свою «доброту» еврочиновники обставили весьма конкретными антироссийскими условиями. Так, 9 октября на встрече с заместителем министра иностранных дел Белоруссии Валерием Воронецким депутат германского бундестага Маркус Меккель открыто пригрозил, что признание Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии неизбежно приведет к осложнению отношений республики с Евросоюзом и настоятельно посоветовал Минску «не торопиться с принятием решения».

По-видимому, с белорусской стороны последовали устраивающие Запад заверения, так как уже через несколько дней Евросоюзом было принято решение о приостановке действия известных визовых ограничений.

Однако ЕС оставил «за бортом» председателя Центризберкома РБ, тем самым, дав понять, что не намерен признавать легитимность прошедших парламентских выборов. Не исключено, что такая избирательность со стороны ЕС обусловлена в том числе и тем, что именно на новый состав парламента Лукашенко переложил ответственность за признание или не признание новых кавказских государств. То есть в случае чего Запад скажет, что Южную Осетию и Абхазию признал нелегитимный парламент!

В любом случае, полностью права Лидия Ермошина, заявившая, что действия Евросоюза носят для Белоруссии чрезвычайно унизительный характер. Ни о каком уважительном отношении к Минску со стороны Брюсселя речи не идет. По сути, вопрос стоит о «принуждении к демократии» через унижение и о практическом перехвате Евросоюзом значительной части государственного суверенитета Республики Беларусь.

Как справедливо отметил белорусский оппозиционный аналитик Александр Класковский, «план же европейцев таков: ангажировать здешнюю номенклатуру во всякие европейские дела и повязать личным интересом».

Так что все очень просто. Запад намерен самым банальным образом купить белорусскую верхушку (ставка как всегда делается на человеческие пороки) и таким заурядным способом достичь своих антироссийских геополитических целей. Ну а как же суверенитет и независимость «небольшой, но гордой» страны, о которых еще недавно так распалялся перед российскими журналистами Александр Лукашенко? Вот совсем скоро и станет понятно, чего стоили все эти разговоры.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ