Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Армения маневрирует"

 Kreml.org, 21.10.08

Михаил Александров, зав. отдела Кавказа Института стран СНГ

Хотелось бы услышать Ваш комментарий по поводу визита Дмитрия Медведева в Ереван. Чего ожидают в большей степени от этого визита?

Визит Медведева в Ереван происходит в судьбоносное время - как раз после событий в Абхазии и Южной Осетии и признания независимости этих республик Россией. Все это создало определенную напряженность в регионе и, в частности, в Армении. Надо сказать, что Армения оказалась в достаточно затруднительном положении, потому что основные коммуникации туда идут через Грузию. Страна блокирована с двух сторон Азербайджаном и Турцией, которые ввели блокаду из-за войны в Нагорном Карабахе за отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана. Коммуникации через Иран довольно затруднительны: это далеко, и там плохая дорога. Хотя сейчас Армения работает над расширением этих коммуникаций, но это вопрос будущего. Из-за того, что нарушились российско-грузинские отношения, поставки через территорию Грузии сейчас затруднительны в значительной степени, поэтому транзит в Армению в основном теперь идет через Украину. И, естественно, Армения сейчас в сложной ситуации: она не может полностью испортить отношения с Грузией, тогда она фактически окажется в полной изоляции, и там наступит экономический коллапс. С другой стороны, Армения вынуждена следовать в фарватере союзнической политики в рамках ОДКБ, и это заставляет ее очень сложно маневрировать между Россией и Грузией. В Москве не все с пониманием отреагировали на позицию Армении в момент кризиса, когда она заняла фактически нейтральную позицию.

Ждали поддержки российских действий в Южной Осетии?

Да, многие этого ждали, а было политическое маневрирование. Армения была вынуждена занять нейтральную позицию. Поэтому этот визит действительно необходим, чтобы прояснить позиции сторон, поставить все точки над ' i ' и выявить стратегические направления в развитии армяно-российских отношений. Тем более в последнее время у России усилились контакты с Турцией, поскольку Турция начала играть более независимую роль в регионе, несколько дистанцировалась от США и Евросоюза, предложила свою концепцию платформы безопасности. Такая позиция Турции Россию устраивает, и это очень беспокоит Армению, потому что армяне боятся, что возникнет переориентация российской внешней политики в пользу Турции, и Армения окажется тогда вообще беззащитной. Я думаю, все эти озабоченности будут обсуждаться на встрече Медведева с Саркисяном, и верю, что стороны придут к взаимопониманию и определят стратегические направления сотрудничества на ближайшую перспективу.

Какие действия со стороны России возможны, чтобы облегчить контакты с Арменией?

Россия уже предприняла определенные меры. Например, проведена первая нитка газопровода из Ирана в Армению, и Россия основной акционер в этом проекте. То есть Армения уже получила независимый от Грузии источник снабжения газом, хотя его пока недостаточно, нужна другая линия газопровода, которая находится еще в стадии строительства, но Россия работает над этим. Второй момент, - это российские отношения с Турцией, которые Армения рассматривает с определенной озабоченностью, но, в принципе, Россия сейчас подталкивает Турцию к открытию границы с Арменией и, в частности, к возобновлению железнодорожного сообщения по маршруту Гюмри - Карс, которое был давно закрыто. Поскольку Россия получила концессию на железную дорогу Армении, теперь российская железная дорога прямо заинтересована в том, чтобы существовало железнодорожное сообщение между Арменией и Турцией. И если этого удастся добиться, то, естественно, экономическое положение Армении улучшится. Но последняя боится того, что в обмен на открытие границы Турция потребует уступок, например, по Нагорному Карабаху, и этот деликатный вопрос тоже придется обсуждать двум президентам

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ