Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Помочь резервами

31.10.08. RBC Daily

Виктор Ядуха, Людмила Новикова

Просят Россию и Китай страны ШОС

Страны Центральной Азии рассчитывают, что Россия и Китай как лидеры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и чемпионы по объемам ЗВР помогут им избежать дефолтов. Взамен Москве и Пекину предложены приоритетные права на использование ресурсов и геополитического положения азиатских соседей. Таким образом, Россия и Китай смогут использовать кризис для укрепления своих позиций в регионе.

Вчера в Астане собрались главы правительств стран — участниц ШОС — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Если на августовском саммите ШОС ее представителей волновали проблемы безопасности, то на этот раз главной темой встречи премьеров стал мировой экономический кризис. Владимир Путин как премьер-министр председательствующей в ШОС России призвал партнеров помогать друг другу в финансировании общих проектов и принять участие в процессе неминуемой трансформации мировой финансовой системы. В частности, обсуждалась идея отказа от доллара и переход к взаиморасчетам в собственных валютах, которую поддержали представители Казахстана и Китая. Впрочем, гораздо чаще в Астане говорили об элементарном выживании.

Дыхание кризиса Центральная Азия ощутила на себе сполна. ЗВР Казахстана (27,5 млрд долл.) уже на треть потрачены и продолжают таять, поскольку кризис в банковской системе и на рынке недвижимости здесь начался годом раньше. Экономика Узбекистана падает из-за удешевления сырья. Таджикистан и Киргизия балансируют на грани страновых дефолтов и зимних продовольственных бунтов. Серьезные проблемы и у ряда стран — наблюдателей ШОС. Так, в Монголии есть ресурсы, но не развита инфраструктура, под которую нужны деньги. Предоставить их внутри ШОС могут лишь мировые лидеры по объему ЗВР Россия и Китай.

«Проблемы в мировой экономике требуют от ШОС незамедлительных решений», — подытожил общие чаяния премьер-министр Таджикистана Акил Акилов. Премьер-министр Монголии Санжагийн Баяр предлагает создать в рамках организации чрезвычайный антикризисный фонд. Есть также идея создать Фонд развития ШОС для финансирования инфраструктурных и инновационных проектов. Очевидно, что львиную долю инвестиций возьмут на себя Россия и Китай.

Китай своим положением активно пользуется. Так, Эксимбанк Китая в следующем году намерен выделить кредит в 50 млн долл. на модернизацию узбекского угольного разреза «Ангренский», от которой после фиаско «цветной революции» в Андижане отказался консорциум германских TyssenKrupp и MAN. В Астане премьер Китая Вэнь Цзябао призвал «ускоренными темпами» финансировать пилотные проекты в энергетике, транспорте и телекоммуникациях и предложил разработать программу развития автодорожных сетей ШОС. Отметим, что Пекин также финансирует строительство газопровода из Туркмении и нефтепроводов из Казахстана и России в Китай.

Премьер Казахстана Карим Масимов вчера призвал создать единый энергорынок ШОС на основе существующей системы трубопроводов между Россией, странами Центральной Азии и Китаем, а также транспортный коридор Западный Китай — Западная Европа через нашу страну. Напомним, в ранее подписанной г-ном Масимовым «Стратегии транспортного развития Казахстана до 2030 года» рассматривались конкурирующие проекты коридора.

Несмотря на явную конкуренцию за доступ к ресурсам Центральной Азии, у Москвы и Пекина есть общие интересы в регионе. Западные проекты транскаспийских газо- и нефтепроводов раздражают обе столицы. Россию не устраивает наличие в Киргизии авиабазы США, а Китай — возможное появление базы ВВС Индии в Таджикистане. Однако при этом Россия ориентируется на двухсторонние проекты, Китай же склоняется к многосторонним, напоминает заведующий отделом Казахстана и Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Как показала история с проектами «Русала» в Таджикистане, для Москвы важны госгарантии инвестиций, Китай же рассматривает их как помощь. И пока неясно, чья стратегия окажется эффективнее.

Copyright ©1996-2022 Институт стран СНГ