Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Этнические меньшинстваГрузии или Грузия на грани раскола

11.11.08

Руслан Харабуа

Последние события в Грузии, по мнению наблюдателей, экспертов и аналитиков, поставили страну на грань очередного кризиса. Признание Россией Абхазии и Южной Осетии вызвало неоднозначную реакцию представителей национальных меньшинств Грузии, в частности армянской и азербайджанской общины. Возможно, что члены этих общин, были бы, совершенно не против скорого создания, на территориях их компактного проживания, автономных образований. В свою очередь, грузинские власти, отнюдь не намерены вести дискуссий на подобные темы.

На территориях Южной Грузии, где расположены армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети и район заселённый азербайджанцами – Квемо Картли, с трудом, но всё же, пока ещё, удаётся сохранять мирную обстановку. Однако, учитывая, складывающуюся ситуацию, на данном этапе, в районах компактного проживания армян и азербайджанцев, прогнозировать длительность сохранения стабильного состояния крайне сложно.

Многочисленная армянская и азербайджанская общины, проживающие в Грузии, испытывают различного рода давление со стороны официальных властей страны. Естественно, весть о том, что Абхазия и Южная Осетия получили долгожданное признание, не могло не взволновать нацменьшинства. Представители нацменьшинств внимательно следят за их действиями и обращают внимание на все вопросы, связанные с жизнью народов этих стран. Так, например, руководитель общественного объединения "Центр Кавказских исследований" (ЦКИ) Кямран Рамазанлы, касаясь проблем, существующих в образовательной сфере у азербайджанского населения Грузии, признал несправедливым тот факт, что 80-тысячное абхазское население имеет право учиться на родном языке, а почти 400-тысячное азербайджанское население - нет.

Кстати, относительно численности азербайджанцев в Грузии, в мае 2006 года, вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса, сопредседателя общества "Борчалы" С.Аллахвердиев озвучивал совершенно иные цифры. По его словам, в Грузии проживают более 600 тысяч азербайджанцев. "Официальный Тбилиси целенаправленно занижает численность азербайджанского населения, тем самым преследуя свои определенные цели."- заявил вице-президент.

С полной уверенностью можно заявить, что те же проблемы, и у армянского населения страны, численность которого составляет около двухсот тысяч человек.

Практически во всех областях общественной жизни, в районах компактного прожива-ния армян и азербайджанцев, нет таких сфер, где бы ни было, серьёзных проблем, касаю-щихся жизни этого населения. Ситуация складывающаяся в районах Самцхе-Джавахети (Джавахк) и Квемо-Картли (Борчалы), если не критическая то по крайней мере близка к ней. Существенные противоречия, между официальными властями с одной стороны и представителями армянской и азербайджанской этнической групп с другой, всё более очевидны.

Официальные власти Грузии, устанавливая полуавторитарный режим в стране, утверждают, фактически, авторитарный режим, в районах компактного проживания армян и азербайджанцев. Вместе с тем, как утверждает, экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, в открытом письме Михаилу Саакашвили, в стране уже установлен авторитарный ре-жим, а сам президент обвиняется в авторитаризме.

В регионах Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли, где компактно проживают армянская и азербайджанская общины, усиливается напряженность отношений, неоднократно были зафиксированы факты жестокого обращения полиции и убийства на национальной почве. Об этом свидетельствует Международная Кризисная Группа: "напряженность в Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли очевидна: за последние два года проводились митинги, есть сведения о насилии полицейских, имели место убийства".

Усиливается риск того, что эта напряженность отношений перерастет в еще одну угро-зу территориальной целостности Грузии.

Нынешняя ситуация возникла не сегодня. В этой связи заслуживает внимания факт присоединения нынешних, Самцхе-Джавахети и Квемо Картли.

Странно, как-то слышать, практически от всех лидеров постсоветской Грузии, слова хулы, в адрес коммунистического режима бывшего некогда единого государства. Грузинские власти с неимоверным упорством повторяют, что этот период является временем ок-купации. В то время как, благодаря многим решениям руководителей большевиков Грузия прирастала территориями. Так произошло и с Джавахком и Борчалы, после установления советских порядков в 1921 году, против единодушной воли населения, окончательно присоединяются к Советской Грузии.

Джавахк (Самцхе-Джавахети) и Борчалы, которая на данном этапе образует большую часть Квемо Картли, в состав которой входит административный Цалкский район с преимущественно армянским населением, некогда, по мнению армянских историков, являлись частью Армении. В свою очередь, азербайджанские представители отмечают иное, по их мнению, "Борчалы — регион исторического проживания наших предков. Азербайджанцы Грузии — это коренное население, проживающее на землях своих предков".

Между тем, в результате насильственных, неправомерных действий грузинских меньшевиков, эти территории стали частью Грузии. Хотя ранее, еще в дореволюционный период грузинские партии и движения, впрочем, как и армянские, придерживались того, чтобы административное деление в Закавказье было проведено в соответствии с национальным обликом этих территорий. Однако, приход к власти в Грузии националистически настроенных меньшевиков, кардинальным образом изменил ситуацию в регионе в целом. Не вдаваясь в исторические перипетии того времени, следует напомнить, что руководство грузинских меньшевиков по собственному усмотрению обозначило армяно-грузинскую границу, включив в состав Грузии Армянский Борчалу, нынешнюю Квемо Картли и территорию нынешнего Джавахка. В итоге, началась грузино-армянская война. Не останавливаясь на подробностях вооруженного конфликта, необходимо подчеркнуть, что и тогда грузинское руководство, весьма активно пользовалось поддержкой извне. В этой связи следует отметить, что параллельно с ведением военных действий с Арменией, руководство меньшевистской Грузии, опять же не без помощи своих западных союзников, проводило карательные операции, во главе с генералом Мазниашвили в Абхазии, которую грузинские националисты пытались прибрать к своим рукам. Что интересно, вопросы принадлежности армянских территорий, впрочем, как и Абхазии решались без учета мнений и без участия или согласия как армян так абхазцев. В свою очередь, пришедшее к власти большевистское руководство оставило всё без каких-либо существенных изменений.

Нынешнее положение населения Джавахетии и Борчалы далеко от идеального. Периодически в регионах компактного проживания возникают конфликты на национальной почве. На армян Самцхе-Джавахетии, впрочем, как и на азербайджанцев Квемо Картли, оказывается давление со стороны центра на избранные народом органы местного самоуправления, осуществляется политика давления посредством межнациональной напряженности, не прекращается заселение представителей других национальностей в армяно-населенных областях, что становится причиной межнациональной напряженности. Однако попытки проводить активную переселенческую политику в регион Джавахка, наталкиваются на серьёзные проблемы и связаны они, как ни банально это звучит, с природными условиями Джавахка. Суровая географическая и климатическая среда стала естественным препятствием для осуществления планов переселения некоторой части грузинского населения в густонаселённый армянами район, хотя такие попытки предпринимаются, в частности Грузия начала масштабные программы по переселению сванов и мегрелов в регион.

Неоднократно, армянское население Самцхе-Джавахети, обращалось к руководству страны с просьбой придания региону статуса автономии, но периодически получает отказы на свои заявления. Прошло более трёх лет, как были предприняты их первые попытки, связанные с вопросом федеративного устройства Грузии. Форум местных политических и общественных организаций обратился к Тбилиси с предложением рассмотреть вопрос "о федеративном устройстве страны" и о предоставлении Джавахетскому региону "статуса автономного края в составе Грузии". Участники форума полагали, что грузинские власти уделяют недостаточное внимание решению местных проблем, в том числе ликвидации безработицы. После происшедших событий в Грузии общественные организации Джавахка, 19 августа, выступили с заявлением, в котором отмечается, что формирование федеративного государства – единственный возможный вариант развития Грузии. В заявлении отмечается "Самцхе-Джавахку и территориям, населенным армянами, необходимо придать статус суверенных субъектов Федеративной Грузии с широкими полномочиями самоуправления, включая сохранение общественного порядка, культуры, социально-политической экономики, охраны окружающей среды, наделить полномочиями местного самоуправления. Необходимо гарантировать Конституцией, что армянскому языку на территории Самцхе-Джавахка будет присвоен статус государственного языка, а также сделать обязательным присутствие представителей Самцхе-Джавахка в законодательных, исполнительных и судебных структурах Грузии".

Инициативные группы из Армении, бывающие в Джавахке, высказывая свои впечатления о состоянии армянского населения и регионе в целом, отмечают, что их поездки оказывают на них "удручающее впечатление". Так, 24 сентября члены инициативной группы «Серунд» («Поколение») побывали в Джавахке с трехдневным визитом и ознакомились с местной культурной, религиозной и образовательной жизнью. По словам участника группы Айка Чобаняна: "нет ни одной области жизнедеятельности джавахкских армян, где бы не было проблем. Вследствие антиармянской политики, проводимой руководством Грузии, а также при бездействии руководства Армении в оказании культурного и финансово-го содействия, армянское население Джавахка стремительно теряет свою национальную идентичность, и мы думаем, что если не будут предприняты серьезные шаги со стороны как руководства Армении, так и общественности в целом, то через 5 лет Джавахк постигнет та же судьба, какая постигла Нахичевань".

Практически, решение любого вопроса в районе Самцхе-Джавахети, сталкивается с сопротивлением местных жителей. Не стал исключением вопрос прокладки железнодорожной ветки в рамках проекта Баку - Тбилиси – Карс, который должен пройти по территории Джавхка. До сих пор остается не решённым вопрос строительства пенитенциарного учреждения в регионе Самцхе-Джавахети. Данный факт вызвал негативную реакцию в политических и общественных кругах Армении, в частности, член фракции Республиканской партии Армении Ширак Торосян заявил, что этим решением власти Грузии предприняли очередной шаг по искоренению армянского населения из армянонаселенного региона Джавахети. По мнению Торосяна, в дальнейшем регион Джавахети будет превращен в места ссылки для лиц, которым по истечении срока заключения будет запрещено возвращаться в места постоянного проживания. Ситуация в Джавахке существенно обострилась после очередной провокации, 18 июля 2008 года, когда прогремел взрыв возле дома главы полиции Ахалкалаки. Жертвами провокации становятся два полицейских армянской национальности, член Демократического альянса "Единый Джавахк" Гурген Ширинян, который по сообщениям грузинских источников, якобы исчез, чуть позже, ночью 20 июля сотрудники грузинской полиции и лица в штатском ворвались в дом руководителя Демократического альянса "Единый Джавахк" Ваагна Чахаляна, арестовали его и его семью и увели их в неизвестном направлении.

Все эти события происходили на фоне открытия турецкого участка железнодорожной ветки Карс-Тбилиси - Баку. Деятели молодежной организации "Единый Джавахк" не раз выражали недовольство местного армянского населения как общей политикой официального Тбилиси, так и строительством этой железнодорожной ветки через территорию населенного преимущественно армянами Джавахка.

Среди множества проблем у армян Джавахка, наверное, следовало бы, выделить вопросы, касающиеся образовательной сферы. Как заявил один из участников инициативной группы «Серунд» («Поколение»), Айк Мурадян, они посетили около 15-16 школ Джавахка, и все они нуждаются в обновлении и предоставлении армянским школам Джавахка учебников по истории армянского народа, литературы на родном языке, в коих наблюдается полнейший дефицит. В то же время, Мурадян рассказал, как эту проблему решили грузинские власти. Он отметил, что в учебнике "Книга о нашей родине" - об истории Грузии, по которому получают знания армянские школьники Джавахка, гость на одной из карт учебника заметил, что "вся территория Армении в XII-XIII вв.- это, по сути, грузинские княжества. Ани, озеро Севан, Сюник, Карабах находились под властью Грузии (согласно историку, на всех картах весь север Армянского нагорья находился в составе Грузии, а на юге, кроме Ирана и Кападдокии, Армянского нагорья не существует во всех учебниках)". В этой связи следует отметить, что грузинские историки, не стесняясь, многие свои научные выводы, представляют именно в таком ключе. "Если рассматривать грузинскую историю, то, по их мнению, Грузия, оказывается, чуть ли не колыбель цивилизаций".

Между тем члены инициативной группы выражают недовольство официальной позицией армянских властей. Высказывания официальных органов Армении о том, что Джавахк считается одной из армянских общин, вызывает озабоченность у членов «Серунд». Как заявляет руководитель группы историк Артак Мовсисян: "Джавахк не община, Джавахк на протяжении веков был регионом, населенным армянами, регион, который имеет жизненное значение для нашего народа, безопасности нашего государства и его государственности".

Если позиция официальных властей Армении состоит в стремлении обыграть ситуацию в мягкой форме, представители законодательного органа не стесняются в выражениях в отношении Грузии. Как заявил депутат парламента Армении, председатель земляческого союза "Джавахк" Ширак Торосян, Грузия является "мини-империей", которая пытается разрешить вопрос своей территориальной целостности применением силы. В то же время, комментируя позицию властей Армении в создавшейся вокруг в Южной Осетии ситуации, Торосян заметил, что они приняли правильную позицию. "Россия наш стратегический партнер, которого не можем "обидеть", а Грузия - соседствующая с нами страна", - пояснил он, отметив, что такая позиция Армении удовлетворила как Россию, так и Грузию. По его мнению, грузино-югоосетинская война должна послужить уроком для Тбилиси. " Конфликты подобного рода необходимо разрешать иным путем",- подчеркнул он.

Депутат также не исключил, что если власти Грузии не разрешат проблемы с нацменьшинствами страны, то и населенный преимущественно армянами Джавахк может оказаться в схожей с югоосетинской ситуации. Однако, по мнению Торосяна, напряженная ситуация в Джавахке не перерастет в войну, так как это "не на руку" ни Грузии, ни Армении. Вместе с тем, председатель земляческого союза отметил, что Армения может использовать в своих целях фактор Джавахка. "Пока Армения находится в блокаде, что приводит ее в прямую коммуникационную зависимость от Грузии, она может использовать фактор Джавахка".

Ситуация, в которой оказались грузинские азербайджанцы не менее драматична. Ареал их проживания – юг от Тбилиси, район Квемо-Картли (Борчалы). Приход к власти в Гру-зии Михаила Саакашвили незамедлительно сказался на местном населении, преимущественно состоящим из этнических азербайджанцев, впрочем, положение азербайджанцев в Грузии, более длительный период, нежели нахождение у власти нынешнего президента, практически остаётся без изменений. Не теряют свою актуальность вопросы, связанные с земельными проблемами, с получением образования на родном языке, кадровые вопросы – представительство в органах власти. В то же время, происходят незначительные "изме-нения в лучшую сторону, но в целом ситуация остается сложной ".

Сложность их положения заключается в создании экономически невыгодных условий. Парламент Грузии, ещё ранее, в 1996 году, при активном участии будущих "лидеров бархатной революции", законодательно закрепил положение, в соответствии с которым азербайджанцы, проживающие в приграничных районах Грузии оказались лишёнными пахотных земель. Раздел земли по национальному признаку, проводившийся все эти годы, негативно отразился на настроении азербайджанцев района. Благодаря подобным действиям, значительно усилились миграционные процессы. Тысячи азербайджанцев были вынуждены оставить свои земли в Грузии. Как заявил эксперт Аналитического центра "Кавказ" Эдуард Абрамян, "подобную позицию Грузии можно характеризовать как "культурную депортацию". По словам президента Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии Дашгына Гюльмамедова "решение земельных проблем наталкивается на большие препятствия. Я не сказал бы, что это вина Саакашвили. Просто вокруг него и в местных властях остаются шовинистически настроенные чиновники, которые делают всё, чтобы земельные проблемы азербайджанцев Грузии не решались. Есть факты, свидетельствующие о том, что в ряде случаев земельные участки в Борчалы продаются лицам грузинской национальности из других регионов Грузии". Серьёзные проблемы, требующие разрешения возникают практически по всем вопросам. Например, в Марнеульском районе Грузии, более года неразрешена проблема, связанная с оросительной водой. Представители азербайджанской общественности, проживающие в районе, неоднократно пытались решить вопрос с поливной водой и системой мелиорации. Однако правительственные структуры, в том числе губернатор Квемо-Картли всячески затягивают решение этой этого вопроса.

Очередной нерешённой задачей является вопрос, связанный с предполагаемой окончательной грузинизацией всех школ национальных меньшинств, в том числе и азербайджанских школ. С 2006 планировалось полностью ликвидировать азербайджанские в Тбилиси, Квемо-Картли (Борчалы) и Самцхе-Джавахети(Джавахк). По словам президента Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) Дашгына Гюльмамедов, эти планы Министерства образования Грузии, естественно, были встречены в штыки местным населением. «Тогда претворение такого агрессивного плана было приостановлено. Мне очень жаль, что министерство образования Грузии не отказалось до конца от своих намерений преобразовать азербайджанские школы в грузинские. Оно никак не может смириться с тем, что в Грузии действуют азербайджаноязычные школы. Как следствие, по сей день продолжается процесс замены директоров азербайджанской национальности. Правда, теперь националисты из минобразования опасаются делать это в массовом порядке, как прежде». Те же действия осуществляются и в отношении армян Тбилиси и Самцхе-Джавахети.

Весьма ограниченным остается участие национальных меньшинств во всех областях общественной жизни страны, особенно недостаточно они представлены в руководящих органах. Одним из вопросов, волнующий представителей армянской и азербайджанской общин Грузии, является осуществление кадровой политики официальным Тбилиси. Грузинское руководство не совсем охотно, будет точнее, если сказать, совсем неохотно, предоставляет армянам и азербайджанцам право занимать ту или иную ключевую должность в регионах компактного проживания этих народов, а говорить, предположим, о Централь-ном аппарате Кабинета Министров Грузии, или центральных госструктурах совсем не приходиться. По словам председателя общественного объединения по защите прав человека Tolerans Аслана Исмайлов "степень участия и представленности меньшинств в политической жизни страны, являющихся ключевым условием для более эффективной интеграции, тревожно низка. Из-за отсутствия диалога с Тбилиси в общинах усиливается ощущение дискриминации и отчужденности". В свою очередь, представители Международной Кризисной Группы, в своём докладе отмечают, что Грузия "не добилась ощутимого прогресса в процессе интегрирования в общество этих двух нацменьшинств, составляющих 12 процентов населения страны. Армяне и азербайджанцы плохо представлены в общественной жизни страны, в особенности, в правительстве. Отсутствие диалога между ними и Тбилиси все больше усугубляет ощущение дискриминации и атмосферу отчуждения. Экономические проблемы, включая высокий уровень безработицы и разлагающиеся инфраструктуры, только усугубляют эту ситуацию".

С одной стороны, грузинские лидеры, возможно, были бы рады интегрированию армян и азербайджанцев страны во внутренние процессы, с другой стороны, для них самый лучший вид интеграции состоял бы в ассимилировании этого населения. Но если судить по происходящим процессам в регионах Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети, можно прийти к неутешительному выводу – планомерное выдавливание армян и азербайджанцев из Грузии является основной задачей практически всех политических сил Грузии. Очевидно, что схожесть существующих проблем у представителей этнических меньшинств, создаваемых властью Грузии, демонстрирует их стойкое желание проводить в их отношении далеко не бесспорную политику.

В то же время, было бы не справедливо, говорить о том, что все проблемы, создавае-мые властями страны в отношении этнических меньшинств, являются единственными. Неоднозначные отношения складываются внутри самих общин, что существенно дезорганизует их действия. По признанию представителей армянской и азербайджанской об-щин, отсутствие единства в рядах этнических меньшинств не способствует более тесному их сплочению. Как заявил председатель Фонда гражданской интеграции Заура Халилова, основная проблема азербайджанцев Грузии заключается в них самих. По его словам, возникло много организации, действующих разрозненно, предпринимались попытки, однако они все оканчивались провалом. В свою очередь, депутат Милли меджлиса Гюльтекин Гаджиева в нерешенности ряда проблем депутат видит вину и самих борчалинцев - представителей местной азербайджанской интеллигенции. Г.Гаджиева призвала азербайджанцев Грузии организоваться, объединиться и сообща отстаивать свои права.

Позицию представителя азербайджанцев, как ни странно разделяет и армянский представитель. Координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян, который "представляет сеть единомышленников, действующих на территории армянского региона Самцхе-Джавахети и за ее пределами, которую условно можно назвать "Группой BAGIN" считает, что так и не создана единая политическая организация, которая объединила бы армянское население всего района. Как заявил координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян: "За все эти годы, многие организации, которые создавались, существовали и распадались, имели сугубо местечковое значение, привязанное к тому или иному району".

Вместе с тем, представители этих народов полагают, что отсутствию единства в рядах организации этнических меньшинств Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети, способствуют действия властей Грузии, которые пользуются поддержкой официальных Еревана и Баку. Как заявил Заур Халилов: "попытки объединить все азербайджанские организации, как-то скоординировать их работу, приурочивались к каким-то политическим обстоятельствам, как правило – выборам. И это было не желание азербайджанцев Грузии, а скорее политический заказ, спускаемый из Тбилиси и Баку. Обычно, после выборов, сыграв свою роль, эти объединения теряли свою значимость и постепенно забывались". В свою очередь, Арам Аргутян считает, что именно власти Армении "при согласованных действиях" с властями Грузии свели влияние, более или менее, координировавшего деятельность общественных движении Джавахка, Демократического Альянса "Единый Джавахк", к нулю.

Между тем, официальные власти Армении и Азербайджана не стремятся особо активно вовлекаться во внутренние процессы Грузии и дистанцируются от существующих вопросов, требующих разрешения. Несомненно, лидеры обеих республик осознают, что вмешательство во внутренние дела Грузии не лучшим образом повлияет на взаимоотношения между ними.

Несмотря на непростые условия жизни, официальные власти Еревана и Баку выражают свою заинтересованность в том, чтобы и азербайджанцы и армяне не покидали Грузию. Об этом говорила и министр образования Азербайджана Мисира Марданова, которая заявила, что Азербайджан заинтересован в том, чтобы азербайджанцы Грузии не покидали эту страну, того же мнения придерживаются и власти Армении. Подобные заявления во-лей неволей наталкивают на мысль, что рано или поздно Грузии придется признать эти регионы в качестве автономии.

Армянские власти усердно пытаются не обращать внимание на проводимую Грузией политику в отношении армянского населения. По словам экс-советника министра иностранных дел Армении, руководителя стратегического центра "Арарат" Армена Айвазяна власти Армении, не хотят видеть эту проблему и ее серьезность, "поскольку, если увидят, то будут вынуждены каким-либо образом реагировать на нее. Но им выгоднее придерживаться "страусиной политики", - отметил он. Официальный Ереван, оказался способен только призывать армянское население Джавахетии изучать грузинский язык. Между тем, "изучение грузинского языка, не является панацей от существующих реальных проблем, первичная проблема – продолжительная антиармянская политика проводимая властями Грузии".

Мнение о том, что официальные власти Армении не так внимательны к существующим проблемам населения Джавхка, подтверждается ещё одним представителем армянского общества. Как заявил директор института Истории Национальной Академии наук Ашот Мелконян, в ходе круглого стола тему "Антиармянская современная политика Грузии", со стороны властей Армении наблюдается пассивное отношение к своему наследию на тер-ритории Грузии. "Наши государственные мужи должны понять, что своей пассивностью они проигрывают, тем более, в ракурсе развивающихся грузино-турецко-азербайджанских отношений", - подчеркнул Мелконян. По его словам, власти Армении проявляют безучастие к судьбе Джавахка на фоне заселения его турками - месхетинцами. Подобную позицию он объясняет тем, что власти Армении не желают ухудшения отношений со страной, которая является единственным выходом для Армении во внешний мир.

Особую позицию в этом вопросе занимает координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян, который "представляет сеть единомышленников, действующих на территории армянского региона Самцхе-Джавахети и за ее пределами, которую условно можно назвать "Группой BAGIN". По его мнению, призыв о создании автономии поддерживается подавляющим большинством армянского населения региона Самцхе-Джавахк-Цалка, однако, несмотря на существующие, проблемы и сложности, так и не создана единая политическая организация, которая объединила бы армянское население все-го района. Как заявил координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян: "За все эти годы, многие организации, которые создавались, существовали и распадались, имели сугубо местечковое значение, привязанное к тому или иному району". Он считает, что именно власти Армении "при согласованных действиях" с властями Грузии свели влияние Демократического Альянса "Единый Джавахк", к нулю.

В свою очередь, по мнению армянского политолога Левона Мелик-Шахназаряна, Еревану следует использовать вопрос безопасности армянского населения Джавахка как рычаг давления на Тбилиси. Вместе с тем он признаёт, что Грузия не только держит в напряженном состоянии экономику Армении, создавая множество преград для осуществляемого через ее территорию товарообмена армянской стороны с внешним миром, но и устанавливает противоречащие международным стандартам высокие пошлины. Параллельно этому, по словам политолога, Тбилиси участвует во всех проектах, которые обходят Армению. Он отметил, что возможности военного конфликта между Арменией и Грузией нет, однако если такое произойдет, то ситуация будет не в пользу Тбилиси.

Что касается властей Азербайджана, здесь, наблюдается некоторая смена курса. Не будем забывать, что Грузия и Азербайджан являются членами ГУАМ, соответственно во внешней политике они следуют в одном направлении. Вместе с тем, благодаря августовским событиям в Грузии, позиции Азербайджана претерпели некоторые изменения, в свою очередь, официальная Анкара не осталась равнодушной в стороне. Турция, позиционирующая себя, как один из основных региональных игроков, занимает особую позицию и проявляет всё большую активность в урегулировании ситуации на Кавказе. Между тем, в силу энергичной, деятельной внешней политике, Турция, на данном этапе, приобретает статус непостоянного члена СБ ООН, а в перспективе она намерена требовать себе место среди постоянных членов СБ.

Если верить информационным агентствам Азербайджана, которые со ссылкой на источник в МИД страны сообщили о том, что Баку приступает к массовому предоставлению азербайджанского гражданства жителям грузинской области Квемо-Картли (Борчалы), выстраивается вполне определенная картина. По словам источника, по окончании паспор-изации Азербайджан намерен потребовать от Тбилиси предоставить области статус автономии, а в случае отказа ввести туда войска. О «гарантиях безопасности тюркского элемента в Грузии» говорил и анонимный источник в МИД Турции, которого процитировала на прошлой неделе стамбульская Milliyet. Создание «разноуровневой федерации» является единственной гарантией сохранения территориальной целостности Грузии, считает турецкий дипломат.

Идея о федерализации Грузии возникла не на пустом месте. Не исключено, что инициатива Турции "Платформа мира и стабильности на Кавказе" включает в себя такие компоненты, как придание статуса автономии, и в первую очередь, Квемо-Картли, и Самцхе-Джавахети. Как сообщает компетентный источник в регионе, по данным информационного агентства "Регнум", согласно Платформе, автономный статус Аджарии, которая традиционно близка Турции, должен будет стать не номинальным, а реальным. В свою очередь, подобное решение, "поддержанное в рамках треугольника Турция - Грузия - Азербайджан, может стать прологом к формированию какой-то конфигурации автономного статуса для азербайджанской национальной общины в Грузии и прецедентом к обеспечению национально-культурной автономии месхетинских турок, которые вернутся в Грузию". Иными словами, речь идет о фактическом признании Грузии "несостоявшимся" государством, не способным обеспечить свой суверенитет, а так же права и безопасность граждан, и потому нуждающимся во внешнем контроле и управлении.

В этой связи, следует обратить внимание на заявление, депутата Государственной Думы от "Справедливой России" Семена Багдасарова, который на заседании парламента 29 октября, в день, когда законодательный орган России единогласно ратифицировал договоры о дружбе и сотрудничестве и взаимопомощи с Южной Осетией и Абхазией, порекомендовал исполнительной власти не останавливаться на достигнутом и приложить усилия для "конфедерализации" оставшейся части Грузии. "Нам нужно конфедерализировать Грузию. Не в юридическом плане, это не наша прерогатива, а в психологическом. Грузия — это мини-империя, где компактно живут различные нацменьшинства, а также своеобразные субэтносы грузинского народа, зачастую резко отличающиеся друг от друга. Мы должны вести пропаганду среди населения Грузии и идти на контакт с региональными лидерами и нацменьшинствами. Грузия должна стать такой страной, как Ливан, где формально унитарное государство, а реально конфедеративное государство, в котором стабильность базируется на устных договоренностях между различными общинами".

Что касается информации о предоставлении азербайджанцам Грузии гражданства Азербайджана, официальный Баку, в лице главы пресс-службы Министерства иностранных дел Азербайджана Хазар Ибрагима, отказался комментировать такого рода сообщения, заявив, что "подобные глупости мы не комментируем". Не стал он комментировать и другое "еще более глупое" сообщение, якобы азербайджанская армия может войти в Борчалы для защиты своих соотечественников и предотвращения создания Россией второй военной базы в Армении. На вопрос, может ли возможная федерализация Грузии стать гарантией защиты прав этнических азербайджанцев в Борчалы, глава пресс-службы МИД ответил, что любые шаги и реформы правительства Грузии являются внутренним делом этой страны, в которые Азербайджан не может вмешиваться. В свою очередь, азербайджанские эксперты также стали опровергать данную информацию. Касаясь, сообщений о, якобы, имеющем место массовом принятия азербайджанцами Грузии гражданства АР и возможном вступлении ВС Азербайджана в регион Борчалы (Квемо-Картли), азербай-джанский эксперт Чингиз Велиев назвал их чудовищно нелепыми. Вместе с тем, Велиев вспомнил о кредите, предоставленном Грузии Азербайджаном, заявив, что у него большие сомнения в том, что азербайджанский льготный кредит Грузии будет когда-то погашен.

Того же мнения придерживается другой эксперт Тогрул Софиев, который отметил, что следует не тиражировать небылицы, лучше поговорить о непростых реалиях региона. Вместе с тем он не стал комментировать сообщения о, якобы, имеющем место массовом принятия азербайджанцами Грузии гражданства Азербайджана и возможном занятии ВС Азербайджана региона Борчалы (Квемо-Картли), заявив: "О чём они бредят? В Баку много лет не знают, что еще сделать, чтобы азербайджанцы Борчалы теснее интегрировались в общественно-политическую жизнь Грузии и не "голосовали ногами" в поисках лучшей доли в Азербайджане или России. Или надо же додуматься вместо мирного освобождения от оккупации своей страны до военного захвата территории другой!". В то же время, он также высказал сомнения в возврате долга Грузией Азербайджану, в размере 200 млн. долларов.

Скорее всего, позиция Турции, претерпит изменения и в вопросе строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

В ходе координационного совета по реализации проекта, состоявшегося 16 сентября сего года в Баку, турецкая сторона высказала сомнения в целесообразности осуществления проекта в связи с последствиями событий, произошедших в регионе в августе 2008 года. В частности, как оказалось, грузинская сторона в текущих условиях не в состоянии выполнить своих обязательств, взятых по азербайджанскому кредиту размером в $200 млн., выделенных на льготных условиях специально в рамках проекта. В то же время, были проведены интенсивные переговоры представителей Анкары с армянскими коллегами по восстановлению движения по армянской железной дороге по маршруту Карс-Гюмри (Арме-ния), что соответственно позволяет предположить, что Турция действительно намерена осуществить некие шаги в направлении федерализации Грузии.

В то же время, отвечая на вопрос, о возможной угрозе осуществлению железнодорожного проекта Баку - Тбилиси – Карс вследствие сузившейся после августовских событий платежеспособности правительства, глава пресс-службы МИД Азербайджана подчеркнул, что строительные работы проводятся успешно и в соответствии с графиком.

Однако существующие некие разногласия, между Анкарой и Баку, не дают повода, предполагать о серьёзных расхождениях в позициях. Не исключено, что стороны предпринимают некие действия, направленные на осуществление плана, связанные с усилением положения Турции на Кавказе.

Армяне и азербайджанцы Грузии не единственная головная боль руководства страны. Предполагаемая репатриация турков-месхетинцев, для грузинского руководства, также является миной замедленного действия. Как известно с 1 января 2008 года в Грузии всту-пил в силу закон "О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузии в 40-х гг. ХХ века советскими властями". В соответствии с этим законом желающие вернуться должны до 1 января 2009 г. представить документы в посольства Грузии в странах своего нынешнего проживания – с этого дня начнется рассмотрение заявлений.

Прежде чем, был принят данный закон, международному сообществу, в лице различ-ных международных организации, пришлось основательно потрудиться над тем, чтобы грузинские политики согласились бы, с необходимостью возврата турок-месхетинцев в места постоянного проживания. Следует напомнить, что руководители грузинского государства, позиционируют себя как сторонники демократических ценностей. Принимая данный закон, они в большей степени стремились, продемонстрировать перед западными партнерами, свою приверженность идеалам Запада. Между тем, закон менее всего отвечает интересам репатриантов. Даже, представители грузинской власти, в частности заместитель министра по реинтеграции Эленэ Тевдорадзе отмечает, что: "закон по репатриации удобен скорее для государства, чем для самих депортированных". В то же время, грузинские политики признают, что Грузия взяла на себя обязательства по возвращению турок-месхетинцев. Как заявил госминистр Грузии по диаспоре Юлон Гагошидзе, "наше государство обязалось вернуть их на родину… Мы должны отрегулировать и отшлифовать все подходы, что является задачей ближайшего будущего". Однако, подобные заявления, отнюдь не являются гарантией того, что репатрианты всё же сумеют вернуться на свою прежнюю родину.

Что касается самого нормативного акта, большинство экспертов сходится во мнении, что закон о репатриации содержит целый ряд недостатков. Несовершенство, принятого грузинским парламентом закона, отмечают практически все представители экспертного сообщества Грузии. По словам президент Союза репатриантов Грузии Марата Барата-швили: "Правительство объявило о вступлении закона в силу, но только и всего. Закон принят только на бумаге, реально он не работает, от него нет никакой практической пользы". Более того, он не рекомендовал репатриантам возвращаться в рамках принятого закона. "Проще вернуться на Родину самостоятельно, за свой счет, благо грузинское законодательство это позволяет. Закон не предусматривает финансового участия государства в процессе репатриации, да в бюджет страны и не заложены средства на репатриацию. По-тому, повторяю, лучше возвращаться в частном порядке" - заявил Бараташвили. Кроме того, он признал, что давление на власти могут оказать только представители международного сообщества. В свою очередь, эксперт из Кавказского института, Эмиль Адельханов, отметил: "Я бы не сказал, что закон не работает: по-моему, он как раз достиг своей цели – максимально отбить охоту возвращаться". По словам руководителя регионального представительства Европейского центра по делам этнических меньшинств (ECMI) на Кавказе Тома Триера: "перед теми, кто решит подать заявку и получить статус репатрианта, встанет множество преград".

Однако не все представители грузинского сообщества высказывают схожие мысли. Некоторые, критикуя закон, в очередной раз, подтверждают о существований грузинских националистических настроений. Так председатель Народного фронта Грузии Нодар Натадзе не сомневается в том, что "принятый закон не удовлетворяет минимальным юридическим нормам", в то же время, он уверен, что право на возвращение нужно давать не всем желающим.

Между тем, грузинское руководство, "озаботившись" проблемой репатриации, параллельно пытается создать проблемы для армянского населения. Принятый грузинскими властями закон о репатриации турок-месхетинцев, предполагает их переселение в район Самцхе-Джавахетии. Вероятнее всего, грузинские власти, принимая такое решение, ставили перед собой задачу в соответствии с которой, армянское население Джавахка должно раствориться в среде турок-месхетинцев. В то же время, руководство Грузии, осознаёт, что репатриация турок-месхетинцев в густо заселённые, мусульманским населением, в частности, азербайджанцами районы Борчалы, может привести к более плачевному результату по сравнению с нынешней ситуацией.

Очевидно, что руководители Грузии обеспокоены претворением в жизнь этого закона. Соответственно, будут приниматься различного рода действия, направленные на возврат в Грузию, минимального числа репатриантов. Как заявила армянский этнограф Грануш Харатян относительно переселения в регион Джавахка турок-месхетинцев, "грузины сделают все, чтобы турки-месхетинцы не переехали туда жить. И сейчас уже делают это. Но, к сожалению, все это они во многом делают устами армян. Провоцируют армян, чтобы те подняли шум, и преподносят международному сообществу проблему как результат агрессивной позиции армян. В действительности же, если армяне ничего не будут говорить и не будут вмешиваться в этот процесс, то сами грузины не допустят прихода турок-месхетинцев, тем более, что лидеры турок-месхетинцев очень часто повторяют, что это территория турок, что это родина турок-месхетинцев. Я на 99% убеждена, что грузинам намного выгоднее проживание армян на этой территории, нежели открытие еще одного дополнительного очага, ведь они очень хорошо понимают, что в будущем это может стать вопросом, который приведет к проблемам с Турцией, тем более, что у них все еще есть азербайджанонаселенная территория – Марнеули".

Вероятнее всего, вопрос репатриации турок-месхетинцев, вряд ли будет реализован, в законе многие вопросы остаются непонятными.

В случае сохранения Грузии в том виде, в котором она существует ныне, страна еще продолжительное время будет оставаться, основной причиной нестабильности в регионе. Ждать каких-либо радикальных перемен в стране, где националистически образ мышления долгие годы формировался, а впоследствии стал превалирующим идеологическим фактором, вряд ли возможно.

Очевидно, что власти Грузии, не без молчаливого согласия на то, западных сообщников, проводят ненасильственную этническую чистку армянского и азербайджанского населения. Главная цель грузинского руководства – вытеснение и грузинизация этнических меньшинств и создание моноэтнического государства. В свою очередь, Самцхе-Джавахети и Квемо Картли, с преимущественно негрузинским населением, является основным препятствием для достижения поставленной задачи.

Нельзя не согласиться с утверждением, что политика Грузии, направленная, на осуществление этнической чистки, имеет системное значение и содержание в аспекте международных отношений на современном этапе. Вместе с тем, национал-шовинистические настроения властей Грузии, это сущность, присущая лидерам этой страны долгие годы. Мысль о создании грузинского моноэтнического государства существует довольно продолжительное время. Это не конец 80-х, период правления Звиада Гамсахурдия, когда лозунг "Грузия для грузин" был наиболее привлекательным, это не время правления "белого лиса", Эдуарда Шеварнадзе, не нынешний период Михаила Саакашвили, подобная идея, стала вырисовываться гораздо раньше. Очевидно, принцип первого президента Грузии, выражающий основное желание грузинских лидеров приобрел новое дыхание. Актуальность его настолько высока, что официальная грузинская пропаганда, без тени смущения, призывает к выдавливанию из страны всех негрузин или к проведению ассимиляционной политики.

Конец 19 века, во многом способствовал образованию таких настроений в грузинском обществе. Ряд значительных изменений, произошедших в этот период времени на Кавказе, в дальнейшем, оказали существенное влияние на умонастроения передовой грузинской общественности. Волна насильственных переселений абхазского населения, планомерное внедрение грузинскими общественными деятелями в головы собственного народа мысли о том, что следует незамедлительно воспользоваться сложившейся удобной ситуацией и занять пустующие абхазские земли, захват меньшевиками Грузии территории не имею-щих отношение к ней, последующий период становления Советской власти и сталинский период, приведший к значительным территориальным изменениям в положительную сто-рону для Грузии – всё это способствовало формированию идей, связанных с созданием грузинского моноэтнического государства.

Сознательно, создаваемые официальным Тбилиси, регионам с армянским и азербай-джанским населением, серьёзные проблемы, демонстрируют, что грузинское руководство явно обеспокоено самим фактом существования в Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли большого количества армян и азербайджанцев. Грузинские политики ощущают, что процесс объективного становления и самостоятельного решения дел внутреннего управления этих регионов, не за горами. Власти страны, параллельно с попыткой проведения "политики кнута и пряника", стремятся осуществить другой, столь распространённый принцип - "разделяй и властвуй". Руководству Грузии, пока, удаётся осуществлять оба принципа. Например, если ещё в 2006 года депутат грузинского парламента азербайджанец Алибала Аскеров, руководитель партии "Гейрат", выступая в Азербайджане, заявлял, что виновниками сложного социально-экономического положения азербайджанцев являются Саакашвили и другие "лидеры бархатной революции", то на данном этапе, по заявлению азербайджанских представителей, "аскеровская партия "Гейрат" пошла на позорный сговор с грузинскими чиновниками, вместо того, чтобы отстаивать наши права и своды. Аскеров не стесняется этого, агитируя азербайджанцев в Грузии поддерживать нынешний режим, кормя нас обещаниями о красивой жизни".

И всё же, официальные власти Грузии не достаточно успешно сочетают эти принципы, на данном этапе, они достигают поставленной цели, всё больше, путем административных мер, давления, игнорирования и других методов, направленных на притеснение и превращение армян и азербайджанцев и другие этнические меньшинства Грузии в людей второго сорта.

Реалии современной Грузии, далеки от тех предполагаемых позитивных изменений, на которые, власти страны рассчитывали в период их триумфального восшествия на "трон". На данном историческом отрезке, грузинская государственность подвергается не шуточному испытанию. Возможно, что нас ждут серьёзные перемены, связанные с очередным разделом территории Грузии, внутри самой страны.

Возможно, гарантией безопасности Кавказа, станет федерализация Грузии, с учетом создания автономных образований в Самцхе-Джавахети и Квемо Картли. А возвращение утраченных позиции Аджарской Автономной республики, должно происходить с учетом Карсского договора, по которому Россия и Турция являются гарантами стабильности в этом мусульманском регионе. Кроме того, следует помнить, что на западе Грузии, преобладает мегрельское население, которое, хоть и относится к картвелоязычным, тем не менее, говорит на другом языке, который в принципе, никогда не поймёт картвел (грузин) из других регионов Грузии. Ещё более отличаются от картвелов сваны, которые, также составляют часть, непонятно по каким критериям, картвелоязычного народа, в то время как, их язык более напоминает язык горцев Кавказа. Между тем, ожидаемое и предполагаемое возвращение на свои земли турок-месхетинцев, также потребует создания еще одной автономий.

В этой ситуации, официальный Тбилиси, окажется в сложнейшей ситуации, когда власти Грузии будут вынуждены думать не о возвращении Абхазии и Южной Осетии, а предпринимать колоссальные усилия для сохранения Грузии в рамках унитарного государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ