Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Не проворонено ли в Кишиневе мирное Приднестровье?

Накануне.ру, 14.11.08

14 ноября в столице Молдавии Кишиневе проходит встреча глав правительств СНГ. Содружество на этот раз начнут спасать от экономического кризиса и вносить основные предложения по этому вопросу будет, скорее всего, российский премьер Владимир Путин, который не был в Кишиневе с 2002 года, когда еще был президентом. Тогда активно обсуждался и едва не был принят разработанный нынешним зампредседателя правительства РФ Дмитрием Козаком план по урегулированию приднестровского конфликта. Однако президент Владимир Воронин предпочел примкнуть к мнению Запада. Можно ли вновь к Кишиневу "приложить" компромиссный "план Козака" и не окажется ли для Тимошенко эта поездка роковой – читайте в материале Накануне.RU.

Конечно, нынешняя встреча будет посвящена, прежде всего, вопросам неотложных экономических проблем и поискам выхода из того кризиса, который охватывает сейчас глобальную экономику. Но не будут оставлены в стороне и другие важные для России вопросы – Путин наверняка обсудит с Ворониным вопросы по Приднестровью, а с Тимошенко – по газу и внутриполитические события на Украине, о чем уже, кстати, было объявлено. Россия пытается сохранить стабильность на постсоветском пространстве, чему примером могла служить декларация об урегулировании проблемы Нагорного Карабаха, подписанная странами в начале ноября, и вполне возможно, подобные дипломатические процессы коснутся и Кишинева с Тирасполем. Что касается Украины, то некоторые эксперты считают, что вскоре Тимошенко попытаются сместить с ее поста из-за отношений с Москвой.

Антикризисная интеграция СНГ

На встрече премьеров будет приниматься стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Согласно ей, члены Содружества должны за 12-летний срок завершить все то, о чем они говорили предшествующие 17 лет с момента создания СНГ. Документ предписывает создать зону свободной торговли, сформировать единое экономическое пространство и общие рынки для сельхозпродукции, связать свои страны сетью международных транспортных коридоров. Как считает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Крылов, государства СНГ попытаются каким-то образом минимизировать ущерб, который может нанести финансовый кризис, и вопрос Приднестровья не будет играть важную роль в рамках встреч. С ним соглашается директор департамента стран СНГ Центра политических технологий Сергей Михеев: "Самый главный вопрос – кризис, который только начинается во всем мире. Продлится он не менее года, а по некоторым оценкам, до трех лет. В этой ситуации совершенно логична координация усилий в экономическом пространстве. Кризис, на мой взгляд, демонстрирует необходимость интеграционных изменений экономического плана на постсоветском пространстве. Понятно, что его легче преодолевать сообща", – рассказал он Накануне.RU.

Поэтому он предполагает, что, скорее всего, о координации действий стран с Россией Путин и будет говорить. "Даже на саммите по поводу договора России и ЕС немного изменилось построение в связи с кризисом – стало ясно, что в условиях кризиса нужно снизить накал политических вопросов", – сказал он.

Эксперт отмечает, что немного подпортило картину саммиту приостановление членства в ЕврАзЭС Узбекистана. Также теперь СНГ собирается без Грузии, которая заявила о своем выходе, впрочем, это не играет сколько-нибудь значимой роли.

"На мой взгляд, шаг Узбекистана был совершенно немотивированным и неполезным для этой страны. Здесь проявился немного взбалмошный характер Каримова – маятник его мнения колеблется с очень большой амплитудой. Известно, что в 90-х годах Узбекистан практически прервал свое участие в проектах в рамках СНГ и переориентировался на США. Потом эта страна резко развернулась в сторону России и интеграционных процессов. Теперь, когда конъюнктура только-только изменилась, в США сменился президент, европейцы пообещали снять санкции, он тут же делает разворот на 180 градусов и выходит из ЕврАзЭС, хотя это можно было не делать", – отмечает Сергей Михеев.

Грузия, по его мнению, в выходе из СНГ преследовала единственную цель – лишение российских миротворцев статуса миротворцев СНГ. Впрочем, вышло так, что это лишь ускорило процесс признания республик РЮО и Абхазии. "От Грузии давно не было толку в СНГ, она не принимала участия ни в экономических, ни политических процессов. Выход Грузии из СНГ был политически мотивирован, очень серьезную роль в принятии окончательного решения по этому вопросу сыграл вопрос миротворцев. На тот момент российских военных надо было лишить статуса миротворцев СНГ, и только выйдя из СНГ, Грузия могла сказать: "Нам больше миротворцы СНГ не нужны, они находятся на нашей территории нелегально". Я уверен, что этот вопрос был решающим, а так Грузия еще бы очень долго тянула с выходом. По большому счету, таким решением они подтолкнули Россию к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, поскольку войска надо было там оставлять, а оставить их можно было, только признав независимость республик, и по просьбе законных правительств", – сказал политолог.

Кишинев по-козаковски

"План Козака" пытаются вновь "примерить" к Молдавии и Приднестровью. Можно говорить о том, что и внешнеполитическая направленность Кишинева сменилась, кроме того, Компартию президента Молдавии Владимира Воронина в марте ждут выборы, а тема Приднестровья становится ключевой в каждой избирательной кампании.

"У российской дипломатии довольно сложное положение, поскольку тот "план Козака", к которому мы сейчас практически вернулись и который предполагает для Приднестровья широкую форму автономии внутри Молдавии с предоставлением гарантии безопасности для Приднестровья, не очень приветствуется Евросоюзом и совсем не приветствуется США. Если только Россия будет гарантом этих соглашений, то, естественно, они могут быть сорваны, как и в прошлый раз. Во многом все будет зависеть от их (ЕС и США, – прим.) степени вовлеченности в решение конфликта. Но мы видим, что сейчас США явно не до Приднестровья и вряд ли они будут проявлять активность в этот переходный период для новой администрации. Едва ли можно ждать прорывов в этом вопросе. Проблема еще далека от решения", – рассказал Накануне.RU ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов.

Эксперт ЦПТ замечает: "Был "план Козака", он был достаточно разумным, но Воронин от него отказался под давлением Евросоюза. Потом они фактически сами признались, что все обещания европейцев, которые те давали, требуя отказаться от "плана Козака", были не выполнены. В результате никто Молдавию не осчастливил ни членством в Евросоюзе, ни какими-то экономическими преференциями. Запад много, чего обещает, но ничего даром не дает. Я думаю, что у Москвы есть предложения, которые фактически базируются на том же "плане "Козака", но с небольшими изменениями, вызванными новой конъюнктурой".

Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин заявил, что по "плану Козака" продолжается разговор, поскольку этот план компромиссный. "А компромиссы на каждом этапе могут быть разными в чью-то пользу, в большую или меньшую сторону. Конечно, в Молдавии будет происходить обсуждение приднестровского конфликта, тем более что Путин впервые за долгое время оказался там, после того, как "план Козака" был подписан но не был принят в окончательном виде. Однако разрешение приднестровского конфликта - дело не быстрое. Пока продолжение переговоров выгодно всем сторонам – и России, и Молдавии, и Приднестровью, но сейчас позиции сторон недостаточно близки", – рассказал он Накануне.RU.

После войны в Южной Осетии и признания республик РЮО и Абхазии Приднестровье так и не получило независимости, хотя повод для разговоров об этом появился значительный. Выражал надежду на признание и сам президент республики Игорь Смирнов. Очевидно, что российская дипломатия ищет другие подходы в решении проблемы. "Для России вопрос Приднестровья остается актуальным, поскольку Россия заинтересована в том, чтобы на постсоветском пространстве была стабильная ситуация. Если бы России удалось сыграть роль державы, которая могла урегулировать конфликт мирным путем, путем компромиссом сторон, это было бы, безусловно, выгодно, особенно в ситуации, когда ЕС и США заняли общую негативную позицию по признанию Абхазии и Южной Осетии", – считает Александр Крылов.

По словам Сергея Михеева, Москва готова задействовать процесс урегулирования конфликта, и как минимум Кремль будет склонять стороны к тому, чтобы они приняли обязательства не решать проблемы военным путем. Отметим, что подобное соглашение было достигнуто в Москве с главами Армении и Азербайджана по Карабаху 2 ноября.

В марте парламент Молдавии ожидают выборы и это, уверены эксперты, определенно скажется на характере обсуждения приднестровской проблемы. "Обсуждение, разумеется, зависит от выборов, поскольку сам фактор урегулирования приднестровской проблемы является одной из главных тем в любой избирательной кампании в Молдавии, как и в Грузии в свое время главной темой Саакашвили были обещания урегулирования югоосетинского и абхазского конфликтов", – отметил директор департамента стран СНГ ЦПТ. Он считает, что сейчас очевидно, что без участия России никакой план молдавских властей уже невозможен. И для действующей власти будет важно показать, что у Кишинева и Москвы есть взаимопонимание по урегулированию конфликта – это будет одним из предвыборных козырей.

А Александр Крылов полагает, что обсуждение проблемы накануне выборов является осложняющим фактором. "В это время действующие власти стараются не предпринимать решительных действий, чтобы не подвергнуться атаке со стороны оппозиции и не ослабить свои позиции на выборах. Хорошо бы, чтобы стороны удерживались от резких движений. Надо сказать, что российской дипломатии это удается. Со сменой руководства в Молдавии возникнут и новые перспективы урегулирования конфликта", – отметил эксперт ИМЭМО РАН.

Ющенко уберет Тимошенко за встречи с Путиным?

В Кишиневе, как ожидается, также состоится встреча премьеров России и Украины Владимира Путина и Юлии Тимошенко "тет-а-тет". В последний раз после такой встречи в Москве (она была посвящена газовому соглашению) Ющенко распорядился распустить парламент и ходили слухи о том, что он пытался эту встречу сорвать, задержав самолет украинского председателя кабмина. В этот раз Владимир Путин намерен обсудить с Юлией Тимошенко внутриполитическую ситуацию в Украине и вновь – вопрос сотрудничества в газовой области. "На мой взгляд, это будет важная встреча. Не думаю, что президент Ющенко будет обрадован узнать о ней. Другое дело, что он этому вряд ли сможет теперь воспрепятствовать. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим попытки Ющенко сместить Тимошенко, и этот будет делаться руками парламента через соблазнение "Партии регионов" вернуться в какой-то форме во власть. Это тот компромисс, на который Ющенко готов идти, потому что и Ющенко, и Янукович, если взять "треугольник Ющенко-Янукович-Тимошенко", рассматривают Тимошенко большим злом, чем друг друга", – считает руководитель Института стран СНГ, депутат ГД Константин Затулин.

Он полагает, что они оба в большой степени боятся и не доверяют Тимошенко. "Складывается противоестественный временный альянс, основанный на желании избавиться от Тимошенко. Ющенко попробует отправить Тимошенко в отставку через парламент, именно в этом логика снятия спикера Верховной Рады Арсения Яценюка – он, судя по всему, не готов был играть в эту игру, и президент заподозрил его в нелояльности. Трудно было ожидать от "Партии регионов", что она не выскажется против Яценюка, это нее кадр, но для того, чтобы отставка Яценюка стала возможной, нужно было, чтобы Ющенко это санкционировал, поскольку недостающие голоса "Партия регионов" могла собрать только за счет президентского ресурса, пусть и небольшого количественно", – отмечает он.

Дело в том, как полагает Константин Затулин, что Ющенко и Янукович пытаются не допустить, чтобы именно Тимошенко была ключевым игроком в соглашении с Россией по газу. "Вместе они нацелены на то, чтобы не допустить результатов от переговоров между Россией и Украиной, если их ведет Тимошенко, не давать ей шанса продемонстрировать, что она в состоянии договориться с Россией", – считает он.

В настоящее время встречу премьеров СНГ уже открыл президент Молдавии Владимир Воронин, который пожелал им удачной и плодотворной работы. "В Кишиневе всегда что-то происходит во время подобных встреч. Хочется, чтобы и сейчас произошло что-то полезное для наших народов", - сказал он. Добавим, что с 1 января 2009 года Молдавия принимает председательство в Содружестве, и Воронин рассчитывает, что председать его страна будет "успешно".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ