Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кремль Оrg,
9 января 2003

Сближение двух стран есть нечто большее, чем грубая геополитика

Александр Собянин, руководитель аналитической группы "Памир-Урал"

Казахстан в своих реформах часто шел и идет впереди России, обкатывая, так сказать, в жизни, что дальше можно применять или не применять в более инерционной российской системе. В частности, чрезмерное по любым меркам влияние олигархов на высшую власть, включая представителей администрации президента Путина и служащих Правительства России, может быть ослаблено без финансовых потерь для государства по казахскому образцу, где Администрация президента Назарбаева имеет не в пример большее влияние на казахских олигархов. Данный момент неплохо освещен в работах других экспертов Кремль.Org, прежде всего из Института стран СНГ, поэтому не будем конкретизировать казахские механизмы в треугольнике "президент-"национальный" бизнес-иностранное влияние". На квази-реванш коммунистов Березовского в ходе выборов и подготовки к ним государство отреагирует новыми ответами.

Культурно-цивилизационный аспект состоит в том, что сближение двух стран есть нечто большее, чем грубая геополитика. Россия, как ведущая страна постсоветского пространства, переживает очередную Смуту в ожидании очередной опричнины/ большевизма для очередной мобилизации населения и экономики. Как правило, этническая раскладка групп вокруг стержневого русского этноса, после каждой русской Смуты меняется. Мы можем прогнозировать три момента: а) Кавказ во влиянии будет постепенно передавать эстафету Средней Азии, прежде всего казахам, киргизам и таджикам; б) казахи заменят татар на месте ведущего тюркского этноса в кадровой политике Российского государства; в) на главное место в качестве внешнеэкономического партнера будут выходить три страны - Иран, Китай, Индия, что определяет ведущую роль казахов и Казахстана, так как и начавшаяся евразийская интеграция (ЕврАзЭС), и сближение Индии и Пакистана в рамках еще не модного в России СВМДА – прежде всего казахская инициатива.

Т.е. интеграция двух стран органична, потому что будет сопровождаться интеграцией казахской элиты в "имперскую" элиту ЕврАзЭС. Сотрудничество постепенно будет замещаться на общее развитие.

Давайте не будем утомлять уважаемых экспертов анализом казахских прекрасно-замечательных-доброжелательных-хороших отношений, а просто перечислим те мероприятия и акции, которые в настоящее время готовятся различными российскими финансово-промышленными и политическими группами.

Реальные (потенциально возможные, и находящиеся уже в проработке) акции в 2003 году, вне иерархии важности:

1). Форум политиков и общественных деятелей "Россия- Казахстан: вместе в XXI век".

2). Выставка предприятий и приграничных регионов "Казахстан- Россия: приграничное сотрудничество".

3). Создание казахско-российского СП по освоению Удоканского месторождения меди, при ведущей роли российского участника (со стороны соседа, естественно, "Казахмыс").

4). Создание совместного с одной из крупнейших российских нефтяных компаний проекта по нефтепроводу в Иран для совместного выхода на внешние рынки.

5). Вхождение Казахстана в МТК "Север-Юг" и создание совместных судоходных компаний для работы на Каспии, в Балтийском, Черноморском и южноазиатских морях.

6). Создание крупного СП по автодорожному строительству, направлений строительства дорог несколько крупных и целый ряд более мелких по масштабам.

7). Создание совместного с белорусами и россиянами крупного автотранспортного предприятия для осуществления грузоперевозок направлением Центральная Евразия (Средняя Азия и Афганистан) - Европа, Средняя Азия - Поволжье, Урал, Южная Сибирь России.

8). Отказ от достаточно глупой конкуренции двух железнодорожных веток из Европы в Китай (пока казахи подтвердили в Пекине эйфорию конкуренции с Транссибом, но уверен, что это ненадолго).

9). Подключение казахов и россиян к китайско-узбекскому с участием киргизской стороны проекту железной дороги из Кашгара в Ферганскую долину.

10). Совместные предприятия в атомной индустрии (прежде всего с участием Ульбинского завода), в угольной и электропроизводящих отраслях.

11). Совместные газотранспортные проекты, включая проекты с ориентацией на третьи страны, будь то в качестве источника или пункта доставки газа.

12). Углубление сотрудничества в области образования, прежде всего в высшей школе, включая практически все возможные направления (обучение, совместные вузы, публичные мероприятия и т.д.).

13). Совместные усилия, после проявления заинтересованных в центральноевразийском регионе российских ФПГ, по продолжению и улучшению диалога Индии и Пакистана в рамках Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА). Сейчас это несколько преждевременно.

14). Расширение направлений сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), включая выход объединенных российско-казахских групп на рынки 12 регионов Западного Китая (пока что по инерции работа идет лишь по китайскому лекалу, более подробно освещенному на Кремль.Org в разделе по изменению китайской внешней политики).

Думаю, бессмысленно продолжать дальше, ибо и так видно, что к той степени экономической и политической близости, которую можно наблюдать между Россией и Казахстаном, не подошло еще ни одно государство СНГ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ