Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Декабрь 2002 года. Интеграция

Вектор дружбы - приоритет молдавской действительности

По случаю 11-летней годовщины создания СНГ редакция обратилась к нескольким государственным и общественным деятелям с просьбой высказать свой взгляд на проблему дальнейшего развития Содружества. Василий Матвеевич ИОВВ, первый вице-премьер Республики Молдова, любезно согласился высказать свою позицию по этим вопросам.

Как ни парадоксально, развитие современной независимой Молдовы за последние одиннадцать лет сопровождалось порой неоправданно многими негативными тенденциями. Радость и надежда людей на лучшую жизнь в начальном периоде независимости угасала из года в год, и вскоре стало понятно, что отдельно жизнь не построишь, что десятилетние связи между народами бывшей огромной страны не отрубишь одним махом. В начале девяностых годов бывшие советские республики занимали более 90% внешнеторгового оборота Молдовы. Импорт из этих стран покрывал все национальные потребности нефтетоваров, угля и природного газа, 85% химической промышленности, 60% машиностроения и.т.д. В то же время молдавский экспорт осуществлялся на девяносто процентов в обратном направлении.

Но в скором времени эти отношения стали таять без того чтобы правители "реформаторы" заботились бы о приобретении новых. Помимо других ошибок руководства страной, это также могло стать одной из причин постоянного снижения экономических показателей страны и, в конечном счете - падения уровня жизни людей.

Не стоило труда убедиться, что провозглашение независимости еще не критерий успешного развития какого- нибудь государства. Тем более что Запад и не думал создать какую-нибудь нишу на европейском рынке для молдавских товарах.

Таким образом, вступление Молдовы в 1994 в Содружество Независимых Государств отразил объективную реальность и выразил стремление молдавского народа возобновить недавно потерянные связи в восточном направлении. Это был выбор дальнейшего развития с учетом новой политической модели государства, в соответствии с национальной и геополитической спецификой Молдовы.

За короткое время объемы и ритмы взаимосвязей со странами СНГ пошли в гору. В принципе, экономические агенты страны и не собирались терять выгодные связи в восточном направлении. Молдавский продукт полей не перестал являться в Москве, Минске и других столицах (и регионах) СНГ. Даже в особенно трудное время днестровского конфликта, когда Тираспольские незаконные формирования блокировали железную дорогу или перекрывали магистрали природного газа, откровенно преграждали пути молдавских продуктов на восток - наш производитель находил испытанную дорогу для реализации своего товара, на радость многим россиянам, белорусам, казахам, украинцам...

Все это так, но только после вступления Молдовы в СНГ взаимный товарооборот с партнерами по Содружеству получил программный возрастающий характер. Ныне Молдова участвует во всех Комиссиях и Советах Исполкома СНГ, за исключением военных, является также и членом Межпарламентской ассамблеи Содружества. Мы подписали и соблюдаем более двухсот документов многостороннего интеграционного характера. Подтверждением нашего стремления к дальнейшей интеграции со странами Содружества, стал недавний октябрьский саммит СНГ в Кишиневе.

Экономические связи с нашими восточными партнерами находятся в росте уже третий год подряд. Товарооборот со странами СНГ занимают больше половины коммерческих операций Молдовы. Ожидаем, что они будут развиваться в более высоких ритмах, если учесть, что только в этом году, на молдавских полях появились несколько сот, а то и тысяч, новых единиц сельхозтехники из Украины, Белоруссии и России. На их основе была создана дюжина машино- тракторных станций, что стало хорошим подспорьем для молдавских тружениках полей.

Конечно, такой сложный процесс как создание сообщества государств на экономической основе нелегкое дело. При вех приложенных усилий, трудностей общего развития остаются немало. Одним из главных недостатков я бы назвал то, что до сих пор в рамках Содружества нам не удалось построить эффективный таможенный союз. Да, мы имеем общую зону свободной торговли, но изъятия отдельных товаров из этой зоны, для молдавской торговле, может быть иногда очень существенной.

К примеру, Российская Федерация изъяла из режима свободной торговли несколько товаров, которые в общем объеме экспорта Республики Молдова на российский рынок занимают около 50%. (Идет речь о сахаре, табачных изделий, спирте и водке.) Остановлюсь только на примере с экспортом свекловичного сахара. Как известно, свекловичный сахар в Молдове является стратегическим товаром. То есть, успех или неуспех в этой отрасли может оставить существенный след в развитии благополучия страны. В былые годы наши хозяйства экспортировали в два-три раза больше товара, чем его потреблялось на внутреннем рынке. Основная часть экспорта шла в Россию. Но из-за дополнительных тарифов в этом направлении, молдавский сахар, с отличными вкусовыми и экологическими качествами, к сожалению ныне чаще продают в каких-нибудь арабских государствах, скажем, чем регионах нашего огромного партнера по Содружеству. Похожая ситуация по отдельным позициям и в отношениях с некоторыми другими партнерами по СНГ.

Ясно, нам предстоит еще много работы по решению проблем в этом направлении. Отрадно, что переговоры в данной области всегда проходят заинтересованно, с желанием идти навстречу друг другу. Таким образом, надеемся найти решение и этим вопросам. По сахару и остальным изъятым позициям, мы с Россией скоро подпишем соглашение, которое позволит-таки молдавским товарам найти свое место на рынке этой страны. Это и станет примером углубления интеграционных процессов на основе паритетного развития двухсторонних отношений.

Нет сомнения, что в постоянной ежедневной работе по сближению наших народов как раз кроится перспектива Содружества Независимых Государств. Нам кажется, также, что в этом благородном деле должны участвовать не только государственные органы. Неправительственные общественные организации обладают достаточной силой и компетенцией для посильного вклад в деле развития нашего Содружества. Поэтому, мы задумали создать в Кишиневе Центр развития СНГ, который силами общественности мог бы претворить в жизнь разные проекты интеграционного характера.

Нужно усилить и поощрять связи на культурном, научном, молодежном, да просто на обычном человеческом уровне. Ведь мы, народы составляющие СНГ - не только партнеры, мы в первую очередь - испытанные друзья. На дружественной ноте нам и следует создавать свое совместное будущее.

 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ