Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Хроника

30 января. По завершении кишиневского раунда переговоров (28-30 января) новый глава миссии ОБСЕ У.Хилл провел пресс-конференцию, на которой он  заявил, что  основным направлением  деятельности миссии остается  урегулирование молдавско-приднестровских отношений.

Одним из достижений ОБСЕ в деле решения этого вопроса У.Хилл назвал  появление в июле прошлого года Киевского проекта документа по приднестровскому урегулированию.  Он заявил, что представление проекта, поддержанного всеми тремя посредниками – это большой шаг и это способствовало тому, что стороны сосредоточили свои усилия на обсуждении единого документа, в котором решалось бы большинство вопросов приднестровского урегулирования. Предложенная в нем формула федеративного государства, по мнению У.Хилла, является наиболее оптимальной.

Перспективы  ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье до конца нынешнего года глава миссии оценил со сдержанным оптимизмом, однако он   недвусмысленно высказался за то, что Россия в обязательном порядке должна выполнить взятые на себя обязательства. Видимое усиление американского фактора в процессе приднестровского урегулирования У.Хилл объяснил тем, что Америка долго наблюдала за его развитием, но «на нынешнем этапе ее терпение исчерпывается».

30 января. Об отсутствии прогресса на переговорах по приднестровскому урегулированию президент Молдовы заявил на состоявшейся в Киеве встрече со специальным представителем Госдепартамента США по урегулированию конфликтов в новых независимых государствах на постсоветском пространстве Р.Периной. Бывший посол США в РМ Р.Перина подтвердил готовность своей страны  оказывать и дальше содействие в урегулировании приднестровской проблемы.

30 января. По мнению аналитика Института передовых стратегических и политических исследований США В.Сокора,  миссия ОБСЕ в Республике Молдова потерпела полный провал, свидетельством чему является уход с поста постоянного представителя этой организации в Кишиневе Д.Суорца, который покинул Молдавию в полной уверенности, что ОБСЕ не в состоянии урегулировать конфликт.

В.Сокор считает, что решение приднестровского вопроса невозможно в нынешних условиях, в частности,  по следующим причинам:  президент России В.Путин дал понять, что не выведет российский контингент из Приднестровья в установленные сроки; у Москвы есть  право вето в ОБСЕ, которое она может применить в случае принятия невыгодных для нее решений; пятисторонний формат переговоров по приднестровскому урегулированию исключает активное участие Запада в этом процессе;  администрация Дж.Буша в своих отношениях с Россией упустила приднестровский вопрос.

Политолог также утверждает, что возможная федерализация Республики Молдова приведет к исчезновению молдавского государства.  В лучшем случае, Кишинев окажется под контролем Москвы.  Но самое серьезное, по мнению аналитика, состоит в том, что возможности Запада вмешаться в приднестровскую проблему будут ограничены мерами, предпринимаемыми только посредством ОБСЕ. В конечном итоге, отмечает В.Сокор, Республика Молдова будет ориентирована исключительно на Восток.

31 января. Парламентская оппозиция объявила о решении бойкотировать пленарные заседания парламента, весенне-летняя сессия которого открывается 6 февраля. Парламентская группа Социал-демократического альянса (СДАМ), возглавляемая экс-премьером Д.Брагишем, заявила, что таким образом она намерена выразить свой протест против отказа коммунистического большинства дать ход инициативе о созыве национального референдума по вопросу пересмотра порядка избрания членов парламента. Брагиш уточнил, что члены представляемой им группы придут в зал заседаний, если депутаты-коммунисты пересмотрят Кодекс о выборах в соответствии с предложениями инициаторов референдума, а лица, уволенные с работы за поддержку проведения плебисцита, будут восстановлены в должностях.

Лидер Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Ю.Рошка сказал, что после консультаций с CДАМ решено "провести солидарный протест с целью привлечь внимание общественности и международных организаций на злоупотребления режима Воронина".

1 февраля. Президент РМ В.Воронин подписал указ, в соответствии с которым ведение переговорного процесса по приднестровскому урегулированию и реинтеграции Республики Молдова возлагается на министра по реинтеграции В.Шову, сообщила  пресс-служба главы государства. Этим же указом признаны утратившими силу указ о назначении В.Стурзы представителем президента РМ на переговорах по проблеме населенных пунктов левобережья Днестра от 17 января 2000 года; об образовании Государственной комиссии по реинтеграции РМ от 1 августа 2002 года; об образовании Комиссии по ведению переговорного процесса по проблеме приднестровского урегулирования от 9 августа 2002 года.

3 февраля. Переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в ближайшее время будут интенсифицированы. Об этом заявил бывший представитель президента Молдавии на переговорах по приднестровскому урегулированию В.Стурза. Необходимость этого Стурза обосновал ходом обсуждения проблемы Приднестровья на недавнем неформальном саммите глав государств СНГ в Киеве. По его словам, пока "встречи в пятистороннем формате с участием представителей Молдавии, Приднестровья и при посредничестве делегаций России, Украины и ОБСЕ будут проходить ежемесячно, в двухстороннем - каждую неделю".

4 февраля. В ходе встречи за "круглым столом" на тему "Роль средств массовой информации в процессе урегулирования приднестровского конфликта и реинтеграции страны", на которую были приглашены представители СМИ с обоих берегов Днестра, министр реинтеграции В.Шова призвал кишиневских и тираспольских журналистов отказаться от агрессивного освещения приднестровского урегулирования с тем, чтобы масс-медиа, по крайней мере, не препятствовали переговорному процессу. В.Шова, уполномоченный президентом РМ возглавить экспертную группу от Кишинева на переговорах по урегулированию, обещал максимальную транспарентность своих действий и выразил готовность поддержать любые инициативы о сотрудничестве между журналистами Приднестровья и Молдавии, направленные на преодоление пропагандистского противостояния и агрессивного стиля.

В этой связи представители СМИ высказали мнение, что язык конфронтации, используемый отдельными организациями масс-медиа, отражает, по сути, умонастроения за столом переговоров.  Если главные действующие лица в переговорном процессе, и, прежде всего, представители Кишинева, высказали бы предельно ясно свое видение формулы урегулирования, освещение переговорного процесса средствами массовой информации было бы более эффективным и менее эмоциональным, считают журналисты.       

4 февраля. Правительственная газета "Moldova suverana" опубликовала речь президента РМ  В.Воронина, произнесенную 31 января на встрече с  аккредитованными в Кишиневе иностранными дипломатами. В этом выступлении глава государства высказал свое  понимание европейской интеграции.

"Что мы понимаем под европейской интеграцией? Что-то эфемерное, конъюнктурное? Дань политической моде? Или осознанный шаг, который предполагает ответственную и серьезную работу? Я ставлю вопрос именно так  потому, что буквально на наших глазах усилиями отдельных наших политиков идея европейской интеграции сводится до уровня абсурдного популистского обещания, превращается в агрессивный политический лозунг, направленный на разрушение национальной стратегии. Во избежание любых ошибочных толкований скажу, что молдавское руководство воспринимает европейскую интеграцию как трехмерный процесс. Во-первых, это путь к реинтеграции самой Молдовы на основе самых современных юридических стандартов./.../Не следует забывать, что приднестровская проблема - это результат столкновения двух зол, одинаково опасных и одинаково чуждых европейским ценностям: шовинизма и национализма. /.../ Во-вторых, европейский путь для Молдовы означает путь модернизации экономики страны также на основе общепризнанных механизмов, функционирующих в Европе и мире. /.../ В-третьих, европейская интеграция для Молдовы означает становление и развитие наших политических институтов, /.../ реформирование публичной администрации с четким разграничением функций и полномочий, соответствующей демократическому государству с рыночной экономикой /.../", - говорится в выступлении президента. 

4 февраля. Официальные переговоры правительства с Парижским клубом кредиторов по реструктурированию внешнего государственного долга начнутся сразу же после заседания Совета директоров Международного валютного фонда (МВФ), на котором будет рассматриваться вопрос о продолжении внешнего финансирования и реструктуризации внешнего долга Республики Молдова.

Главный государственный советник по связям с международными финансовыми организациями А.Чеботарь уточнил, что заседание Совета директоров состоится после завершения Миссии МВФ, которая прибудет в Кишинев во второй половине февраля. Он сообщил также, что главные кредиторы РМ - Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация и Германия - заверили в своей поддержке ходатайства правительства относительно реэшелонирования долга.

Закон о государственном бюджете на 2003 год предусматривает выделение на обслуживание внешнего долга 83,5 млн. долларов США, что составляет 31 % бюджетных доходов.

По данным Национального банка, внешний государственный долг на конец 2002 г.  составил более 972 млн. долл., большая часть которого приходится на многосторонних кредиторов. Двусторонним кредиторам наша страна задолжала около 200 млн. долл., в том числе Российской Федерации – примерно 92 млн. и США - более 58 млн. долларов.

4 февраля. По инициативе парламентской фракции Социал-демократического альянса Молдовы (СДАМ), президент РМ В.Воронин провел сегодня рабочую встречу с ее депутатами. Члены фракции предложили обсудить проблемы, касающиеся выполнения рекомендаций ПАСЕ, экономического роста, борьбы с коррупцией, реинтеграции Молдовы. На встрече также было предложено рассмотреть аспекты, связанные с изменением избирательной системы.

Глава государства заявил на встрече, что Молдова выполнит рекомендации ПАСЕ, исходя из того, что они учитывают интересы нашей страны. Президент призвал оппозицию конструктивно содействовать этому процессу. В то же время, он отметил, что было бы уместно, если бы фракция СДАМ высказала свою позицию по ряду вопросов, касающихся будущего Республики Молдова.

На упрек лидера фракции СДАМ Д.Брагиша о неприятии фракцией ПКРМ инициативы по изменению избирательной системы путем проведения соответствующего референдума, президент РМ сказал, что это проблема чрезвычайно важная, и ее не нужно решать поспешно. Если изменение избирательной системы не является амбициями лидеров фракции, а основывается на реальном интересе государства, тогда необходимо рассмотреть эту проблему с учетом перспектив реинтеграции страны, - отметил глава государства.

Говоря об обязательности ежегодной перерегистрации партий, В.Воронин согласился с тем, что сроки и условия для перерегистрации не самые оптимальные.

5 февраля. Президиум Верховного Совета ПМР принял решение о не включении в  Государственную программу по приватизации на 2003-2004 г.г. объектов, имеющих стратегическое значение для республики. В частности, к ним отнесены объекты и имущество Минобороны, МГБ, МВД, а также Казначейство и государственные банки. В отрасли сельского хозяйства приватизации не подлежат научно-исследовательские институты, опытные станции и семеноводческие предприятия. Также запрещается продавать объекты специальной почтовой связи и историко-культурного наследия.

Окончательное решение по утверждению Государственной программы разгосударствления и приватизации примет сессия Верховного Совета на одном из ближайших пленарных заседаний.

6 февраля. Лидеры и представители руководства 16-ти оппозиционных партий Республики Молдова пикетировали здание парламента, отметив таким образом открытие весенне-летней сессии законодательного органа.

Участники акции заявили, что таким образом они протестуют против злоупотреблений со стороны власти и пытаются побудить коммунистическое большинство парламента выполнять свои обязательства перед международными организациями и прислушиваться к голосу оппозиции.

В числе формирований, принявших участие в пикетировании, значились обе оппозиционные парламентские партии - Социал-демократический альянс Молдовы (СДАМ) и Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), а также ряд непарламентских формирований, в частности, Либеральная партия, Демократическая партия, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Партия социалистов.

6 февраля. Представители Управления по делам миграций Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) будут работать наряду с пограничниками по всему периметру границы региона с Украиной и Молдовой, начиная с 15 февраля.

"С 20 января нынешнего года на границах с Украиной и Молдовой уже работают пять миграционных постов, которые ведут учет въезжающих иностранцев. В январе границу Приднестровья пересекли в общей сложности более 5 тыс. иностранных граждан, из которых зарегистрировалось не более тысячи", - сказал начальник управления Вьюшков.

По его мнению, регистрация иностранцев и заполнение ими миграционных карт на границе позволит наладить четкий контроль и учет их въезда и выезда. До недавнего времени иностранцы должны были регистрироваться в отделениях паспортно-визовой службы по месту прибытия, что не всегда выполнялось.

7-8 февраля. Состоялся рабочий визит в Москву президента РМ В.Воронина, в ходе которого обсуждались вопросы двусторонних отношений между Россией и Молдавией, а также проблема приднестровского урегулирования.

10 февраля. Президент РМ В.Воронин провел телефонный разговор с президентом Украины Л.Кучмой - нынешним председателем Совета глав государств СНГ, которому он  сообщил о новой инициативе по урегулированию приднестровского конфликта, базирующейся,  главным образом,  на киевском проекте ОБСЕ, поддержанном в прошлом году всеми посредниками. Глава украинского государства одобрил инициативу Молдавии, назвав ее смелой, продуманной и соответствующей духу понимания проблемы странами-гарантами.

Президенты обсудили двусторонние отношения, в частности, проблему приднестровского участка молдавско-украинской государственной границы. Л.Кучма заверил В.Воронина в полной поддержке в деле обеспечения безопасности этого пограничного участка, заявив также, что украинские таможенные службы признают только документы с печатями Таможенного департамента РМ. В этот день президент  встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Молдове П.Чалым для подробного рассмотрения новой инициативы по урегулированию приднестровского конфликта. Украинский дипломат положительно оценил новый подход и новые решения, содержащиеся в этой инициативе.

10 февраля. Компания "Молдова-Газ" оставит без изменений поставочные цены на природный газ для бытовых потребителей, сообщил премьер-министр В.Тарлев после проведенного заседания Правительственной комиссии по оздоровлению ситуации в энергетическом секторе страны. Правительство совместно с "Молдова-Газ" изыскали возможность сохранить цены на нынешнем уровне, заявил он.

10 февраля. Аналитик Института стратегических и политических исследований США, обозреватель радиостанции "Свободная Европа" В.Сокор  заявил, что новый руководитель Миссии ОБСЕ в Кишиневе У. Хилл пытается  защитить  идею  федерализации, которая якобы благоприятна для Республики Молдова, так как учитывает специфические для страны условия многонационального государства. Если федерализация будет осуществлена по этническому принципу, то на статус субъекта федерации могут претендовать, по мнению Сокора, и Гагаузская автономия, а также уезд Тараклия, где компактно проживают этнические болгары. Киевский проект преследует, скорее, "кантонизацию" Республики Молдова, считает Сокор и рекомендует ОБСЕ отказаться от попыток смягчить последствия федерализации.

10 февраля. Российская Федерация вводит систему миграционных карт при въезде/выезде из страны иностранных граждан и лиц без гражданства, передает МОЛДПРЕС со ссылкой на  сообщение Посольства РФ в РМ.  В нем говорится, что иностранные граждане (в том числе въезжающие в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и лица без гражданства) при въезде обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Миграционную карту с отметками органа пограничного контроля России о въезде в Российскую Федерацию необходимо представить при регистрации по месту проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства в территориальном органе Министерства внутренних дел России или гостинице. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

11 февраля. В Молдавии опубликовано заявление президента В.Воронина, в котором излагается новая позиция страны по проблеме приднестровского урегулирования. Президент считает, что единственным перспективным, ответственным и результативным решением проблемы явится разработка новой Конституции Республики Молдова, соавтором и участником которой он предлагает стать Приднестровью.

12 февраля. Президент Молдовы В.Воронин считает, что принятие новой Конституции позволит более эффективно решать приднестровскую проблему. На своей пресс-конференции президент заявил, что "вопрос принятия Конституции можно решить в течении года". Глава государства обозначил порядок разработки и принятия новой Конституции.

По его словам, разработана схема, согласно которой, в ближайшее время парламент Молдовы и ВС Приднестровья должны делегировать своих представителей в состав комиссии по разработке новой Конституции. В течении шести месяцев они разработают проект Конституции, после чего на протяжении двух-трех месяцев она будет проходить экспертизу международных организаций.

"После этого необходимо провести всенародный референдум по принятию Конституции и выборы нового парламента с участием населения Молдовы с двух берегов Днестра. Уже новый парламент вправе будет избрать президента, сформировать правительство и т.д.", - отметил Воронин.

Он подчеркнул, что эта процедура уже согласована с ОБСЕ, с Голландией, председательствующей в ОБСЕ, а также с США и посредниками в переговорном процессе - Россией и Украиной.

Отвечая на вопросы журналистов, президент сказал, что "реакция Приднестровья пока неизвестна".

По его мнению, необходимо будет проводить досрочные парламентские выборы, так как очередные должны состояться только в феврале-марте 2005 г.  Воронин воздержался говорить о том, какая в новой Конституции Молдовы должна быть форма правления, государственная символика, государственный язык и другие атрибуты. Он мотивировал это тем, что не хочет изначально "оказывать какое-то влияние на работу будущей конституционной комиссии". Воронин сказал, что Приднестровье, которое будет иметь особый статус в составе будущей федерации также должно самостоятельно определиться относительно всех этих положений.

Президент полагает, что выдвинутые им инициативы приведут к активизации политических сил в Молдове, в том числе и оппозиции. "Мы хотим иметь здоровую оппозицию, которая не будет конкурировать в деле развала страны, а будет бороться за ее процветание", - подчеркнул Воронин.

12 февраля. Молдову посетил помощник государственного секретаря США С.Рейдмейкер, который курирует вопросы контроля за вооружением. В ходе визита он встречался с министром иностранных дел Молдовы Н.Дудэу, командующим ограниченным контингентом российских войск в Приднестровье генерал-майором Б.Сергеевым. На пресс-конференции в посольстве США помощник госсекретаря сказал, что в Кишинев он прибыл из Грузии, где также знакомился с процессом вывоза российского вооружения. С.Рейдмейкер сообщил, что вскоре он будет обсуждать проблему вывоза вооружений из Молдовы и Грузии с российскими экспертами в Москве.

Касаясь проблем, тормозящих процесс вывоза техники и вооружений из Молдовы, Рейдмейкер остановился на позиции администрации Приднестровья, в частности, о финансовой стороне вопроса. Известно, что официальный Тирасполь требует компенсаций за технику. "США и страны ОБСЕ готовы оказать финансовую поддержку России в вывозе ее вооружений", - сказал он.  Рейдмейкер  выразил уверенность в том, что Россия и страны-члены ОБСЕ смогут убедить администрацию Приднестровья в том, что она должна сотрудничать в вопросах вывоза вооружений.

Помощник госсекретаря отметил, что до сих пор вопросы вывоза вооружений решались с помощью в основном "дипломатических усилий". Он дал понять, что по отношению к Тирасполю могут применяться и другие рычаги воздействия, к примеру, экономические.

Отвечая на вопрос о реакции США на инициативу президента В.Воронина о новой Конституции Молдовы посол США в Кишиневе П.Смит сказала, что "идея эта обсуждалась и в посольстве, и в Вашингтоне". Она отметила, что США поддерживают инициативу и расценивают ее как дополнение к проекту ОБСЕ, предложенному для окончательного урегулирования приднестровской проблемы в июле 2002 г. в Киеве. Дипломат считает, что если проект ОБСЕ принимается конфликтующими сторонами, то его реализация потребует принятия новой Конституции Молдовы. Посол сказала, что работа над новой Конституцией и проектом ОБСЕ должна вестись в двух направлениях, что только ускорит урегулирование приднестровской проблемы. П.Смит сказала, что ее страна сделает все возможное для того, чтобы поддержать эту инициативу и довести ее до успешного завершения.

14-15 февраля. В Тирасполе прошла международная научно-практическая конференция по теме «Воспитание в культурно-образовательном пространстве Приднестровья: реалии и перспективы». Ее организаторами выступают Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, Международная Славянская академия образования имени Я. А. Коменского и Южное отделение Российской академии образования.

Основной темой конференции станут нынешние проблемы (и перспективы) славянского образовательного пространства. По этой  тематике в программе первого дня конференции будут представлены три доклада: «Современные ценности и цели воспитания в славянском образовательном пространстве» (Бондаревская Е. В., доктор педагогических наук, академик Российской академии образования), «Тенденции и практика поликультурного воспитания в Приднестровье» (Гелло В.А., кандидат педагогических наук, первый заместитель министра просвещения ПМР), «Культурологические основы воспитания национального сознания у современной молодежи» (Кононенко П. П., доктор педагогических наук, профессор, академик АПН Украины).

В ходе культурной программы российские и  украинские участники конференции познакомятся с достопримечательностями приднестровской столицы – в частности, посетят Кафедральный Собор Рождества Христова.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ