Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Парламенская газета,
11 февраля 2003

"Иероглифы" недобросовестной политики

Левон Оганесян

Итоги недавнего официального визита президента Армении Роберта Кочаряна в Москву политологами и аналитиками названы успешными. Таково мнение и подавляющего большинства населения республики. Однако нашлись политики, которые попытались бросить тень на московские договоренности.

Впрочем, удивляться этому не приходится. В Армении развернулась предвыборная борьба за пост президента, и все, что может повлиять на электорат, в том числе и армяно-российские межгосударственные связи, непременно используется в дискуссиях с оппонентами. К примеру, кандидат в президенты доктор политологии Арам Карапетян, который свою предвыборную кампанию строит на своей "близости к российской политической элите", утверждает, что визит Кочаряна в Москву якобы ничего не дал Армении. При этом вместо веских доказательств он продемонстрировал в телеэфире заказную статью из российской "желтой" прессы под названием "Гудбай, Армения". Статья эта, между прочим, как потом выяснилось, к визиту главы Армянского государства в Россию никакого отношения не имела и представляет собой изложение армянской внутренней и внешней политики в версии отечественной оппозиции. Но главное, видимо, для кандидата - бросить тень на любой позитив в армяно-российских отношениях.

В свою очередь, некоторые местные газеты, перегруженные предвыборным агитпропом, неожиданно проявили расторопность и решили удивить читателя неординарностью мышления. В частности, обращает на себя внимание публикация в русскоязычной газете "Голос Армении". В статье под заголовком "Дипломатические иероглифы требуют дешифровки" автор пытается проанализировать понятие "стратегический партнер" на примере армяно-российских отношений и "#не обнаруживает сколь-нибудь схожих параллелей с осями США - Израиль, США - Турция или Турция - Азербайджан". В результате журналист приходит к выводу, что у России "есть верные симптомы великоимперского подхода" к вопросу урегулирования карабахского конфликта, так как Президент РФ Владимир Путин придерживается позиции, призванной удовлетворить и армян, и азербайджанцев.

По большому счету смысл статьи понятен. Прослеживается мысль, что стратегическое партнерство обязывает к проармянской политике, невзирая на другие интересы России на Южном Кавказе. Идеи навеяны, по всей видимости, выступлениями Константина Затулина, находившегося недавно в Ереване в составе делегации Москвы, возглавляемой мэром Юрием Лужковым. Но почему-то позитивная деятельность москвичей, направленная на углубление экономических связей, оказалась вне поля зрения газетчика. А разве это не факт стратегического партнерства? Не есть ли это усиление Россией своего геополитического союзника? Разве не очевидно, что у России разное качество отношений с государствами региона?

Разумеется, у Кремля есть конкретные обязательства перед Арменией как членом военно-политического союза (ОДКБ). Но подобного рода взаимных обязательств у России нет в отношениях с Грузией и Азербайджаном. Вот уже много лет в Грузии не решаются базовые вопросы: не восстанавливается территориальная целостность, не корректируется однополюсный по своей сути антироссийский политический курс. Все это консервирует неприязнь между Грузией и Абхазией, Грузией и Осетией. Вместо попыток сглаживать конфликты из Тбилиси звучат необоснованные обвинения в адрес Москвы#

Вспомним, что карабахский конфликт в советское время вызывал раздражение Центра. С момента обретения Арменией независимости в армяно-российских отношениях не было какого-либо негативизма ни по одному вопросу. Эти отношения все время развивались по восходящей линии, а за последние годы многое сделано в сфере экономики, которая начала развиваться и Армения ликвидировала свои задолженности перед Россией.

Или вот еще одно веское подтверждение тому, что Россия озабочена проблемами Армении. На неофициальном саммите СНГ в Киеве Владимир Путин откровенно высказался о необходимости открыть сквозное железнодорожное сообщение через Абхазию до Армении. Никогда ранее транспортные интересы Армении не лоббировались на столь высоком уровне (во всяком случае публично). Разумеется, для Армении такое развитие событий - несомненное благо, потому как транспортные коммуникации, связывающие республику с внешним миром, либо перекрыты, либо неэффективны (в случае с Грузией - из-за высоких таможенных сборов, а в случае с Ираном - из-за отсутствия железнодорожного сообщения и нерешенности раздела Каспийского моря). Словом, на смену не оправдавшего себя идеологического объединения приходит экономическая доминанта. Об этом говорит и создание российско-украинского газового концерна, аналогичных объектов в Молдове и других странах СНГ. Армения в этой связи создала позитивный для России прецедент.

Вернувшись из Москвы, Роберт Кочарян заявил, что "повестка дня двусторонних армяно-российских отношений всегда будет насыщенной". Команда Лужкова, прибывшая в Ереван, на деле подтвердила президентский тезис. Торгово-экономическая сфера получила новый импульс: между двумя столицами, на долю которых приходится основная часть экономических связей, подписаны соглашения по программам сотрудничества на 2003-2004 годы. Выясняется, что российская столица нуждается в армянских стройматериалах, в коже для пошива обуви, рениевой руде, которая используется для производства лопаток турбин. Армения же - в запчастях к лифтовому хозяйству, уборочной технике и т. п.

Посол России в Армении Анатолий Дрюков по этому поводу заметил, что если не будет экономики, не будет и политики. Нам надо по-новому осознать современную ситуацию и пересмотреть свои эмоциональные подходы, трансформируя их в здоровый прагматизм. Сегодня нам уже не нужен политический популизм, подчеркнул дипломат. В сотрудничестве с Арменией заинтересованы многие российские гиганты промышленности. В качестве конкретного примера он назвал "Российский алюминий". Завод "Арменал" по праву считается лучшим армяно-российским проектом. Кстати, на днях Роберт Кочарян посетил это предприятие и был удовлетворен достигнутыми показателями.

Сразу после отъезда московской делегации в Ереване началось очередное, 5-е заседание армяно-российской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В повестке дня - утверждение программы мероприятий, обеспечивающих выполнение договора о долгосрочном экономическом сотрудничестве до 2010 года. Будет также решен вопрос о передаче Армянской АЭС в доверительное управление Российской Федерации. Сопредседатель армяно-российской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, глава оборонного ведомства республики Серж Саркисян в своем выступлении подчеркнул, что интеграция экономик двух стран необходима. Министр отметил также бесспорную важность стратегического партнерства. По его словам, об успешном экономическом сотрудничестве двух стран свидетельствуют свыше 500 действующих совместных предприятий. В экономику республики ожидаются российские инвестиции, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Такова правда об армяно-российском партнерстве и попытки исказить ее просто не уместны.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ