Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ватан,
7 февраля 2003

Время уходит! Заявление Общественно-Политического Движения "ВАТАН"

События последних дней в Туркменистане показательны. Страна стремительно закрывается от остального мира.

Попав под информационный шквал, Ниязов понял, что ошибся. В определенном смысле можно сказать, что у него не осталось иллюзий в отношении международного сообщества. Пытаясь представить миру темную историю с покушением на себя в качестве проявления терроризма и, устроив затем, цивилизованные в его понимании, процессы над обвиняемыми, он попал в яму, которую выкопал для других. Яма эта предназначалась именно для иностранных наблюдателей. В силу то ли своего своего искаженного понимания своего имиджа в мире, то ли извращенного представления о ценностях, которые исповедуют большинство стран, он, видимо, был уверен, что сможет "продать" этот людоедский спектакль, показать, что в Туркменистане работает своя особая модель "демократии", а заодно задушить поднимающееся оппозиционное движение.

Но мир ужаснулся увиденному. Смешанное чувство брезгливости и содрогания от чудовищности происходящего вызывали широко транслировавшиеся телевизионные репортажи с признаниями "врагов народа", заседания марионеточного Халк Маслахаты. Истошные, истеричные призывы к убийству своих сограждан, невероятное сладострастие в выражении раболепства перед тираном создавали ощущение запредельности происходящего. Мир давно, очень давно не встречался с такими открытыми призывами к истреблению людей. Параллели с гитлеровским нацизмом и сталинскими временами были столь отчетливы, что преобладавшее ранее иронично-снисходительное отношение к Ниязову мгновенно поменялось на чувство отвращения и протеста. У международного сообщества тоже не осталось иллюзий в отношении ниязовского режима.

То, что увидели все в конце прошлого года в Туркменистане, является только одной из страниц того террора, который развязал Ниязов против народа Туркменистана. Людей безосновательно задерживают, пытают, убивают уже 10 лет. Тысячи наших сограждан были замучены и убиты на следствии, в тюрьмах не узнав за что. Десятки тысяч навсегда потеряли здоровье, лишились семей, привычного уклада жизни.

Это геноцид. Сейчас Ниязов изо всех сил пытается законсервировать ситуацию, отрезая в максимально возможной степени все контакты с внешним миром. Между тем, конвейер репрессий по уничтожению людей не останавливается ни на один день. Они только ужесточатся, если двери в страну будут закрыты. Они уже почти закрыты. Этого допустить нельзя.

Общественно-Политическое Движение "ВАТАН" некоторое время назад направило в Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Конгресс США, правозащитные организации проект Заявления, которое мы предлагаем для принятия со стороны ОБСЕ. В тексте этого документа выражено наше убеждение о том, как цивилизованный мир должен ответить на вызов, который бросил ему Ниязов. Время уговоров прошло, они бесполезны, каждый новый день сейчас – это потерянный день для нашего народа, новые человеческие трагедии.

Ниже следует текст документа.

Заявление Общественно-Политического Движения "ВАТАН" 6 февраля 2003 г.

События, происходящие за последнее время в Туркменистане, свидетельствуют о том, что республику охватил глубокий, системный кризис. Анализ истории последнего десятилетия показывает, что после распада СССР в Туркменистане год за годом утверждался режим личной власти Ниязова, перешедший в середине 90-х годов в ничем не прикрытую диктатуру.

Отсутствие демократических институтов правления, политического плюрализма, свободы средств массовой информации, систематические нарушения прав человека, концентрация всех политических и социально-экономических рычагов в руках одного человека стали повседневной "нормой" жизни туркменского общества. В этом же ряду следует указать навязанный своему народу так называемый институт пожизненного президентства, что является аномалией для нормального государственного устройства в начале 21 века. Туркменбаши создал для себя рай на земле, в то время как народ влачит жалкое существование в бедности и бесправии. Таким образом, произошла полная узурпация всей полноты политической, экономической и судебной власти в руках единственного человека, неподконтрольного абсолютно никому.

И как результат, уничтожается экономика, культура, образование, здравоохранение, среди молодежи от 12 до 35 лет широко распространена наркомания, безработица достигает в целом по Туркменистану до 40 %.

Антидемократический режим Ниязова зиждется на применении грубой силы ко всем лицам, кто в той или иной степени не согласен с проводимой им политикой. Ниязовская деспотия держится на репрессивных органах, которые по существу превращены в карательный синдикат по удержанию и укреплению созданной им диктатуры.

Следует также подчеркнуть, что захватив всю полноту власти в своей стране и управляя собственным народом методами средневековой инквизиции, Ниязов выступил в качестве стратегического партнера талибского режима в Афганистане. Идеологическая совместимость лидеров двух стран, методы правления, а также патологическая ненависть к институтам демократии привели к нескрываемой личной дружбе Туркменбаши и муллы Омара. Вопреки международному осуждению талибского режима, по личному указанию Ниязова в течение ряда лет банде головорезов у власти в Афганистане оказывалась материально-техническая помощь в объемах, исчисляемая сотнями миллионов долларов.

Кроме того, вызывает беспокойство стремление Ниязова дестабилизировать и без того хрупкую обстановку в регионе, поскольку его методом разрешения внешнеполитических проблем зачастую становится эскалация конфликтов с сопредельными государствами (Узбекистан, Азербайджан) вплоть до выдвижения войск к их границам, что значительно усиливает опасность вооруженного конфликта в этом и без того взрывоопасном регионе, где после распада СССР осталось большое количество оружия, в том числе ракет среднего радиуса действия.

Несмотря на жесточайшие репрессии к своим оппонентам, в республике периодически происходят вспышки народного гнева в виде в массовых выступлений различных слоев населения с требованием отставки президента. В частности, выступления социально-политического характера только за последний год имели место в городах Ашгабаде, Туркменбаши, Ташаузе, Мары и Чарджоу, которые были жестоко подавлены.

Что же касается разрекламированного на весь мир покушения на Ниязова, то в данном случае возникает больше вопросов, чем ответов. В частности, как могли бывшие руководящие работники республики посылать террористов с устарелым стрелковым оружием уничтожать президента, когда заведомо знали, что Ниязов повсюду передвигается только на особо прочном бронированном автомобиле. Как могло случиться, что почему-то нападавшие перестреляли друг друга. Весьма странно выглядит объяснение Ниязова о том, что он не знал о факте вооруженного нападения на него, пока не доехал до своего дворца. Удивительно и то обстоятельство, что в считанные минуты после покушения он поименно назвал организаторов этого акта, хотя следствие по делу к тому времени даже еще не началось.

Складывается устойчивое впечатление, что это событие необходимо было Ниязову для расправы с набирающей силу оппозицией. Принятые вскоре драконовские меры возмездия к своим оппонентам являются тому убедительным подтверждением.

В ряду вседозволенности ниязовского режима особо следует подчеркнуть факт вопиющего беззакония, связанного с так называемым судом над оппозицией в Туркменистане в конце декабря 2002 года. Тот факт, что проведение предварительного расследования и вынесение приговора о высшей мере наказания – пожизненного срока лишения свободы в отношении "международных террористов" заняло лишь четыре дня, является бесспорным доказательством отсуствия правовой основы судебного решения и грубого нарушения процессуальных прав осужденных на свою защиту. Подобные судебные вердикты ничтожны по своей сути с момента их принятия и подлежат безусловной отмене. Более того, в рамках того же четырехдневного срока, вопреки практике и нормам международного права, на спешно созванном Народном Совете Туркменистана было принято специальное решение, придающее право применять к обвиняемым обратную силу закона. Поэтому мировое сообщество должно потребовать от Туркменистана отменить неправовое решение и провести новое всестороннее и объективное расследование и судебное разбирательство, основанные на безусловном соблюдении прав обвиняемых на свою защиту.

Исходя из изложенного, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе заявляет о следующем:

1. Обратиться к странам – членам ОБСЕ с призывом осудить диктаторский режим Ниязова и неправовые методы борьбы с туркменской оппозицией. Поддержать прогрессивные силы Туркменистана в их стремлении правовыми методами добиваться утверждения в республике законности, демократии, свободы слова и соблюдения прав человека.

2. На основании ст. 3 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая запрещает возвращение лиц в страну или территорию, где они могут быть подвергнуты пыткам, и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обратиться к странам – членам ОБСЕ с призывом не депортировать членов туркменской оппозиции в Туркменистан.

3. Предложить руководству Туркменистана допустить независимую международную комиссию из числа авторитетных юристов к изучению материалов следствия и суда над оппозицией на предмет законности вынесенных судебных решений. В случае отказа призвать государства – членов ОБСЕ к бойкоту контактов со всеми структурам государственной власти Туркменистана и в отказе диктатору Ниязову и высокопоставленным государственным чиновникам на въезд в эти страны.

4. Потребовать от Правительства Туркменистана представить в 3-месячный срок программу немедленных мер по разрешению функционирования политических партий, допущения свободы деятельности средств массовой информации, прекращения нарушений прав человека, проведения реформы судебной системы, ликвидации институт пожизненного президентства.

В случае непринятия данных рекомендаций ОБСЕ и дальнейшего продолжения нынешних методов правления режима Ниязова, ведущих Туркменистан и его народ к политической, экономической и социальной катастрофе, принять решение об обращении в Совет Безопасности ООН для осуществления гуманитарной интервенции в Туркменистане.

Copyright ©1996-2021 Институт стран СНГ