Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Замечания по проекту перечня

направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003 году (представленному к заседанию  14.02.03)

В проекте «Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003 году» (далее – Перечень), подготовленного к заседанию 14.02.03,   изменения первоначального проекта, свелись к небольшому перераспределению средств между пунктами внутри разделов. Эти поправки не коснулись существа дела.  Перечень на 2003 год является фактически калькой с планов на 2002 год, когда работа ПКДСР носила «пожарный» характер. За пределами работы в 2003 году, как и в 2002 году, остались многие важнейшие направления, предусмотренные «Основными направлениями поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом» (далее - ОНПС): организация мониторинга положения соотечественников в зарубежных государствах,  поддержка правозащитной и информационной деятельности соотечественников и их организаций,  содействие процессу самоорганизации соотечественников, содействие экономически активным соотечественникам и их организациям.

Дополнения в Перечень, представленные  Институтом стран СНГ, полностью отклонены. Причиной отклонения большинства из них стала ссылка на то, что «финансирование научных исследований предусматриваются по иным, чем поддержка соотечественников разделам федерального бюджета». Но все предложенные Институтом направления работы предусмотрены ОНПС и решают исключительно прикладные задачи, касающиеся положения зарубежных соотечественников. Кроме того, согласно Порядку использования средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии (утв. Постановлением Правительства РФ №785 от 16.10.2000), «проведение в Российской Федерации мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры …» является одним из приоритетных направлений.

Справка об учете замечаний и предложений к Перечню, представленная на заседание ПКДСР 14.02.03, не отражает существа  предложений Института стран СНГ. Из-за ошибок и пропусков, допущенных при составлении справки  в описании предложений Института, создается искаженное представление об их сути. В связи с этим предлагаем следующее разъяснение.

Решением Правительственной комиссии от 25.12.02 поставлена задача по организации мониторинга положения соотечественников в зарубежных государствах. Тем не менее, в проекте Перечня такой раздел отсутствует. Институт стран СНГ предлагает его включить, чтобы в текущем году обеспечить возможность финансирования мероприятий данного направления.

Поскольку в планах поддержки соотечественников организация мониторинга положения соотечественников в зарубежных государствах является новацией, для примерной оценки расходов на выполнение мероприятий этого раздела  использована аналогия по финансированию НИОКР для разработок нового продукта, принятого в науке и промышленности (10-15% от общих затрат). С учетом полной суммы расходов в 210 млн. руб. предложено выделить на   новый раздел 21 млн. руб.

В раздел «Организация мониторинга положения соотечественников в зарубежных государствах» Институтом стран СНГ предложены следующие направления:

Проведение научных и научно-практических конференции, семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов (с финансированием 5 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлениям расходования средств.

Обоснование для включения в Перечень. Проведение научных и научно-практических конференций по проблемам российской диаспоры необходимо для формирования объективного представления о диаспоре, без чего невозможен анализ положения соотечественников за рубежом (п.6 Приложения 1 ОНПС). Данные мероприятия должны служить также поддержке ученых из среды соотечественников, активизации деятельности общественных структур соотечественников (п.1 Приложения 3 ОНПС).

Проведение социологических, демографических исследований состояния  российской диаспоры (финансирование через систему грантов) (с финансированием 5 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлениям расходования средств.

Обоснование для включения в Перечень. Проведение социологических, демографических исследований является составной частью мониторинга состояния диаспоры. Включение организаций соотечественников в этот процесс не только как объекта, но и как субъекта опросов, будет служить укреплению организационных структур диаспоры, станет легальным механизмом оснащения общественных объединений оргтехникой (по опыту других стран). Финансирование данных мероприятий могло бы идти, например, в рамках п.3 Приложения 3 ОНПС – «Налаживание и поддержание контактов с заинтересованными общественными и религиозными организациями соотечественников, физическими лицами, разработка проектов по поддержке соотечественников и взаимодействию с ними».

Создание и поддержание системы мониторинга положения соотечественников в странах их проживания (финансирование через систему грантов) (с финансированием 7 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлениям расходования средств.

Обоснование для включения в Перечень: Создание сети и системы мониторинга положения соотечественников в странах их проживания является мерой по формированию эффективной защиты прав и свобод соотечественников (п.4. Приложения 1 ОНПС), служит информационной поддержкой по вопросам создания механизмов правовой защиты (п.7 Приложения 1 ОНПС), обеспечивает создание информационной базы о положении соотечественников за рубежом (п.8 Приложения 1 ОНПС). Кроме того, подключение общественных объединений соотечественников к созданию и функционированию сети содействовало бы росту и организационной сплоченности диаспоры, повышению ее социальной и политической активности.

Пример такого развития диаспоры дают наши соотечественники в Латвии, где мощное правозащитное движение выросло на самодеятельных началах, без помощи со стороны России. Но условия в других странах требуют организационной и материальной поддержки правозащитной деятельности соотечественников. Существует международный опыт легальной поддержки правозащитного движения. Этот опыт надо использовать для поддержки, а где-то - и создания правозащитных структур (осуществляющих одновременно и мониторинг положения диаспоры) в постсоветских государствах.

Издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом (с финансированием 4 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлениям расходования средств.

Обоснование для включения в Перечень: Издание «Белой книги» является конкретным предложением для реализации меры, записанной в п.8 Приложения 1 ОНПС «Предоставление средствам массовой информации официальных материалов о положении соотечественников за рубежом…», а также важно для реализации п.6 и п.7 Приложения 1 ОНПС (подготовка ежегодного доклада и информационная поддержка соотечественников по вопросам создания механизмов правовой помощи и защиты).

Раздел Перечня «Оказание информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам» предложено дополнить следующими направлениями:

Налаживание экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с хозяйствующими субъектами Российской Федерации (с финансированием 5 млн.руб) - отклонено, как научно-исследовательское направление (?) не подлежащее финансированию по программе поддержки соотечественников.

Обоснование для включения в Перечень: Данное предложение прямо цитирует – п.1. Приложения 2 ОНПС. Данное направление работы весьма актуально для становления экономически состоятельных субъектов в среде соотечественников. Опыт Москвы, начавший работу с бизнесменами-соотечественниками в 2002 году, показывает, что есть большая потребность в базе данных для помощи в подготовке ТЭО, лизинге оборудования и транспортных средств, товарных кредитах, поддержке совместных предприятий с российским участием. В ПКДСР в настоящее время нет заявок от соотечественников на поддержку экономических проектов, что объясняется отсутствием в недалеком прошлом  каких-либо перспектив для подобных предложений. Включение данного раздела в Перечень на 2003 год необходимо для стимулирования деловой активности соотечественников.

Оказание организациям соотечественников содействия в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию (издание бюллетеня в сети Интернет) (с финансированием 3 млн.руб) - Отклонено на основании  того, что эту информацию целесообразно доводить через представителей ФМС МВД  России в Зарубежных странах.

Обоснование для включения в Перечень: Данное предложение прямо цитирует п.3 Приложения 2 ОНПС. Запросы информации о российском рынке труда со стороны соотечественников идут постоянно, есть они и в заявке от соотечественников на 2003 год. Деятельность представителей ФМС МВД России не исключает создания современных, оперативных механизмов, в том числе и через Интернет. Включение данного предложения в Перечень на 2003 год позволило бы сдвинуть с мертвой точки проблему, назревшую десятилетие назад. Исполнителей проектов по информационной базе необходимо определять на конкурсной основе.

Разработка и осуществление проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы мира и подготовкой специализированных программ для соотечественников (с финансированием 4 млн.руб) – Отклонено на основании того, что коммерческие проекты не финансируются из федерального бюджета.

 Обоснование для включения в Перечень: Предложение прямо цитирует п. 19 Приложения  2 ОНПС, т.е. является мерой по поддержке соотечественников предусмотренной в государственной программе.  Включение данного направления в Перечень 2003 года продиктовано необходимостью, подкрепленной заявками (например,  №№ 164, 165 в списке предложений соотечественников), создания специальных программ на радио и ТВ по проблемам соотечественников, которые могла бы инициировать ПКДСР. В настоящее время ощущается острый дефицит информации по данной проблематики в СМИ, прежде всего – в электронных.

Содействие процессу самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций, целевых семинаров и т.п. для активизации деятельности общественных структур соотечественников  (с финансированием 4 млн.руб) - Предложение отклонено, как уже включенное в раздел Перечня «Содействие в проведении мероприятий с участием общественных организаций соотечественников».

Обоснование для включения в Перечень: Данное предложение прямо цитирует п.1 Приложения 3 ОППС «Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников». Включенные в проект Перечня мероприятия, отвечающие п.17 Приложения 2 ОНПС (проведение в странах проживания мероприятий, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей, памятным датам российской истории, юбилейным датам Великой Отечественной войны), не исчерпывают всей работы по консолидации соотечественников, не дают возможности профинансировать  другие организационные меры, предусмотренные в  Приложении 3 ОНПС.

Учет данного предложения в Перечне позволит оказать содействие  в проведении конференций, целевых семинаров решающих непосредственные организационные задачи общественных объединений соотечественников. Также появится возможность поддержать мероприятия, как в странах проживания, так и в России, которые будут  служить установлению связей между соотечественниками из разных стран, обмену опытом между ними. На мероприятия подобного характера имеется от соотечественников около 40 заявок, переданных в ПКДСР.

К.Ф.Затулин ,
директор Института диаспоры и интеграции
(Института стран СНГ),
член Правительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ