Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Стрингер,
2 февраля 2003

Канал Обь-ЦентрАзия. Поворотом рек московский мэр пытается усилить российское влияние в регионе?

Лужков сделал смелый шаг - предложил повернуть в Среднюю Азию сибирские реки. Разработкой проекта, согласно плану Лужкова, должны заняться Минприроды и правительство Москвы, а реализацией - специально созданный под проект Международный Евразийский Консорциум. В тот же день СМИ и т.н. аналитики впали в форменную истерику, трактуя идею московского мэра как "возврат к символам маразма советской власти".

Необходимо отметить, что весной прошлого года ФБР представило новоиспеченному президенту США Бушу весьма объемный доклад (что-то типа "Потенциальные источники угроз в мире на период до 2015 года"). Такая пустяковина, как талибы и "Аль-Каеда" в нем, естественно, не очень-то упоминались, зато объективные источники угроз (экологические, гуманитарные, популяционные) были расписаны аккуратно. И как раз для Средней Азии угроза недостатка водных ресурсов была отмечена как наиболее существенная и чреватая многими проблемами для региона (кстати, вооруженные межгосударственные конфликты в регионе из-за воды, правда, пока на уровне приграничных регионов уже начались).

Поэтому, предложенный Лужковым вариант вполне может рассматриваться как мощный инструмент восстановления российского влияния в регионе - продавать избыточную сибирскую воду можно так же как нефть или газ. К тому же, речь у Лужкова идет не о повороте рек, а об изъятии 4-6% стока реки Обь и о строительстве канала, который подавал бы эту воду в Среднюю Азию. Идея проекта не нова. Примеров создания крупных гидротехнических систем для транспортировки излишков воды из одного района в другой имеется немало. Из наиболее крупных можно назвать американский Калифорнийский канал. Правда, юридической формой реализации своей идеи Лужков видит создание Международного Евразийского Консорциума с долевым участием сторон, что по российским понятиям, вызывает всегда смутные сомнения.

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ