Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Слово Кыргызстана,
14 февраля 2003

«Ключевую воду не замутишь» (узбекская поговорка)

К. Рыскулов

16 февраля 2003 года исполняется 10 лет со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном. Как обычно, юбилейная дата дает основание оглянуться назад, осмотреть пройденный путь, оценить сделанное и наметить задачи на будущее.

За 10 лет существования Кыргызстана и Узбекистана в качестве независимых государств руководство двух соседних стран проделало существенную работу, добившись заметных результатов в области политического взаимодействия. Межгосударственное сотрудничество между Кыргызстаном и Узбекистаном развивалось по всему спектру двусторонних отношений.

Мощный импульс развитию кыргызско-узбекских отношений придали состоявшиеся в январе 1994 года и в сентябре 2000 года визиты в Кыргызскую Республику Президента Узбекистана И. Каримова, а также визиты Президента Кыргызской Республики А. Акаева в Узбекистан в декабре 1996 г. и в ноябре 1998 года.

На регулярной основе осуществлялись встречи на уровне правительственных делегаций. Важной вехой в развитии кыргызско-узбекских отношений стало подписание 24 декабря 1996 года между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан Договора о вечной дружбе. В настоящее время международно-правовая база кыргызско-узбекских отношений составляет более 80 двусторонних соглашений. В целях активизации экономических отношений стороны создали совместную межправительственную кыргызско-узбекскую комиссию по рассмотрению двусторонних вопросов.

Вместе с тем в последние годы в кыргызско-узбекских отношениях стали проявляться и постепенно нарастать негативные тенденции. И в первую очередь они связаны с инцидентами на границе, которые отравляют повседневную жизнь жителей как приграничных районов юга Кыргызстана, так и сопредельных с ними районов Узбекистана. Так, в августе 1999 года самолеты с опознавательными знаками военно-воздушных сил Узбекистана совершили ряд налетов в районе села Кара-Тейит Чон-Алайского района Ошской области. При этом узбекские летчики умудрились подвергнуть ракетно-бомбовым ударам с.Кара-Тейит. В результате такой "помощи" в борьбе с международными террористами погибли 7 человек, а 13 получили ранения различной степени тяжести. Кроме того, в с.Кара-Тейит были разрушены 10 домов и около 30 домов повреждены, погибло определенное количество крупного рогатого скота и лошадей. Согласно данным государственных органов Кыргызстана, общий материальный ущерб по с.Кара-Тейит составил 10 млн. сомов.

Тогда же узбекская сторона заминировала некоторые территории Кыргызской Республики и ущелья вокруг анклавов Сох и Шахимардан, что создало серьезную опасность для местных жителей и животноводов. В результате этой акции узбекской стороны произошел ряд инцидентов, в том числе с летальным исходом, а также погибло много домашнего скота местных жителей Кыргызстана. Незаконная установка мин стала только началом серии недружественных действий узбекской стороны. С завидным постоянством должностные лица пограничных, таможенных и иных органов Республики Узбекистан стали осуществлять агрессивные действия по отношению к гражданам Кыргызстана. В октябре 2001 года представители таможенной службы Узбекистана без согласования с кыргызской стороной на дороге Кызыл-Кия-Кадамджай установили на кыргызской территории пост. Была предпринята попытка установления поста пограничного контроля и при въезде в Кадамджай.

В марте 2002 года наряд в составе трех военнослужащих Узбекистана перешел границу Кыргызской Республики в районе населенного пункта Дукур и применил противоправные методы в отношении гражданина Кыргызстана и его сына. В ответ на угрозы с применением оружия гражданин Кыргызской Республики был вынужден действовать адекватно. Ему удалось отобрать у узбекского наряда два автомата и один магазин с боевыми патронами. Местная прокуратура Кыргызстана по данному факту возбудила уголовное дело за незаконное пересечение границы Кыргызской Республики.

С конца октября 2002 года узбекской стороной был закрыт пост "Айбек" на границе Лейлекского района Баткенской области. В результате автосообщение по маршруту Исфана-Бишкек-Исфана стало осуществляться через объездную дорогу протяженностью более 130 км, проходящую по территории Сырдарьинской области Узбекстана. При этом граждане Кыргызстана отмечают факты вымогательства и поборов со стороны отдельных сотрудников таможни и правоохранительных органов Узбекистана.

Но особую обеспокоенность вызывают факты применения узбекскими военнослужащими огнестрельного оружия в отношении граждан нашей республики. Так, в июне 2000 года военнослужащий Узбекистана предпринял попытку остановить на территории Кыргызстана сотрудника поселкового отделения милиции с.Таян Баткенского РОВД, проезжавшего на автомобиле по отрезку дороги между кыргызским селом Чарбак и узбекским Хужер. Военнослужащий, не представившись и произведя три автоматных выстрела, потребовал подчиниться его указаниям. В ответ на обоснованное разъяснение о незаконности его действий на территории Кыргызской Республики узбекский военнослужащий вызвал подкрепление. И только усилиями прибывшего на место представителя погранзаставы "Айгуль-Таш" Минобороны Кыргызской Республики и работников кыргызской милиции узбекские военнослужащие были выдворены с территории с.Чарбак.

В октябре 2001 года на территорию Кыргызстана на участке Чарбак Ноокенского района Джалал-Абадской области также незаконно проникли военнослужащие пограничных войск Узбекистана и стали требовать деньги у двух кыргызстанцев. Получив отказ, они открыли огонь из автоматов, ранив в ногу одного из них.

В январе 2002 г. в близи с. Кыргыз-Кыштак Кадамджайского района Баткенской области военнослужащие Курган-Тюбинского погранотряда Республики Узбекистан остановили нашего гражданина и потребовали паспорт, а затем стали насильно уводить его на территорию Узбекистана. В ответ на возмущения местных жителей, подоспевших к месту инцидента, сержант Т. Усманов по команде сержанта К. Кенжаева открыл огонь по жителям. В результате скончался на месте от ранения в область груди один гражданин Кыргызстана, а другой получил огнестрельное ранение в область правого бедра. В апреле 2002 года на участке границы между с.Ак-Мечит Кара-Даринской сельской управы Сузакского района Джалал-Абадской области и с.Хоторма Курган-Тюбинского района Андижанской области военнослужащие пограничных войск Узбекистана открыли огонь из автоматического оружия по гражданину Кыргызстана. С огнестрельным ранением он был госпитализирован в Сузакскую центральную больницу.

Как это ни печально, но следует признать, что недружественные и агрессивные действия узбекских должностных лиц на кыргызско-узбекской границе в отношении граждан Кыргызской Республики приобрели систематический характер и оказывают самое негативное влияние на состояние кыргызско-узбекских отношений.

По всем вышеизложенным фактам кыргызская сторона постоянно официально обращалась к узбекской стороне за разъяснениями и с требованием принять необходимые меры. Официальные власти Кыргызстана неоднократно заявляли, что эти инциденты противоречат духу Договора о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 24 декабря 1996 года, и что вся ответственность от возможных последствий ляжет на узбекскую сторону. Однако с большими задержками и далеко не на все обращения из Ташкента поступали ответы общего характера. Наконец, в конце 2002 года узбекская сторона, надо полагать, после усиленной "работы" по поиску контраргументов, связанных с "противоправными действиями" кыргызских пограничников и таможенников, заявила, что кыргызская сторона не уведомлялась о них, учитывая традиционные дружеские и деловые контакты между представителями правоохранительных органов приграничных районов Кыргызстана и Узбекистана, и что их нужно урегулировать на локальном уровне. Как говорится, дальше некуда. Следуя логике узбекской стороны, все гадости, устраиваемые на "локальном уровне" узбекскими пограничниками и таможенниками, нам просто следует занести в категорию "традиционно дружеских".

Конечно, можно допустить, что отдельные инциденты явились следствием недисциплинированности отдельных узбекских должностных лиц. В семье, как говорится, не без урода. Вместе с тем не могут не вызывать обеспокоенности их последовательность и позиция должностных лиц Узбекистана.

В июле 2002 года при пересечении пограничного поста "Туль" Кыргызской Республики заместитель акима Сохского района Узбекистана Ахмаджанов необоснованно начал высказывать возмущение в отношении действий кыргызских пограничников. Поводом для возмущения послужила рядовая проверка его документов. Зарвавшийся узбекский чиновник заявил, что он даст указания пограничным войскам Узбекистана, расположенным в Сохском районе, ни много ни мало, осуществлять пропуск граждан, транспортных средств и грузов Кыргызстана в визовом порядке. Как говорится, и смех, и слезы. Дожили, теперь уже заместитель районного акима намерен решать вопрос о введении виз для проезда из одного села в другое и отдавать приказы пограничным войскам своего уезда.

Не может не вызывать озабоченности и появление на страницах газеты "Народное слово", учредителями которой являются Кенгаш олий мажлис и Кабинет министров Республики Узбекистан, критических статей в отношении позиции официального Бишкека. Например, 8 ноября 2002 года на страницах этой правительственной газеты была опубликована статья некоего Малика Камилова "Соседей не выбирают", в которой содержится критика в адрес кыргызской стороны по вопросам проводимой работы по делимитации узбекско-кыргызской границы.

10 декабря 2002 года "Народное слово" опубликовало другую статью М. Камилова под заголовком "Кто тормозит процесс делимитации узбекско-кыргызской границы", в которой автор пошел еще дальше и счел возможным дать одностороннюю и негативную оценку внутриполитическим процессам в Кыргызстане. Думается, что нет необходимости подробно останавливаться на ней, поскольку в газете "Слово Кыргызстана" от 3 января 2003 года была опубликована ответная статья кандидата исторических наук Н. Керимбековой под названием "Фактам вопреки".

Следует отметить, что многие пограничные проблемы с Узбекистаном стали возникать в результате неурегулированной деятельности пунктов пропуска на кыргызско-узбекской границе. Существующая практика, по всей видимости, вполне устраивает узбекскую сторону, которая с юридической точки зрения может в одностороннем порядке регулировать работу пунктов пропуска на кыргызско-узбекской границе.

Приведем последний факт. В ночь на 9 января 2003 года часть моста через реку Шаринхан-Сай была демонтирована узбекской стороной. Пешеходное движение с обеих сторон через пункт пропуска "Кара-Суу - пешеходный" через этот мост полностью приостановлено. Более того, узбекская часть моста была перекрыта железобетонными плитами.

По имеющейся информации, через мост ежедневно проходили 20-30 тыс. человек, в основном граждане Узбекистана. Понятно, что руководство Узбекистана таким образом пытается решить свои внутренние экономические проблемы, но меры должны приниматься цивилизованным путем, на основе консультаций и соблюдения международного принципа сотрудничества. Ведь такое одностороннее регулирование узбекской стороной режима работы контрольно-пропускных пунктов на кыргызско-узбекской границе, действующих на взаимной основе, создает трудности не только для граждан Узбекистана, но и Кыргызстана, вызывает справедливое недовольство жителей приграничных районов двух стран, способствует обострению обстановки.

Подобного рода факты также не единичны. В сентябре 1999 года узбекской стороной был начат демонтаж моста через канал, который проходит по территории Курган-Тепинского района Андижанской области Узбекистана, связывающей с.Барак управы Ак-Таш с Кара-Сууйским районом Кыргызстана. Усилиями местных властей Кыргызской Республики разборка моста была приостановлена. Тем не менее узбекская сторона прорыла за мостом на своей территории канаву, перекрыв тем самым проезд автотранспорта. Вследствие односторонних действий узбекской стороны с.Барак фактически оказалось отрезанным от территории Кыргызской Республики и его население лишилось возможности вывозить на реализацию выращенную сельхозпродукцию.

Кыргызская сторона неоднократно официально обращалась с предложением к Узбекистану завершить процесс подготовки и вынести на подписание проект межправительственного соглашения о пунктах пропуска между Кыргызстаном и Узбекистаном. Однако узбекская сторона увязывает этот вопрос с завершением процесса делимитации государственной границы. Между тем любой юрист-международник скажет, что процесс делимитации не имеет временных рамок и может затянуться на годы. Тогда спрашивается, зачем Узбекистан подписывал соглашение с Кыргызстаном, установившее визовый режим, если не предполагал подписать соглашение о пунктах пропуска, которые формируют систему паспортно-визового контроля. И почему эти пункты пропуска нельзя установить как временные? Может, потому, что существующая граница не устраивает официальный Ташкент?

Обращает внимание и тот факт, что в настоящее время Узбекистан имеет проблемы практически по всему периметру своей границы. Узбекистан практически закрыл свою границу с Таджикистаном. В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о жителях Таджикистана, подрывающихся на узбекских минах "дружбы".

Не все благополучно обстоит и на узбекско-туркменской границе. Поступают тревожные сообщения об эскалации напряженности в отношениях между Узбекистаном и Туркменистаном, перекрытии с обеих сторон пограничных переходов воинскими частями, обострении ситуации вокруг Каршинского канала и Туямуюнского водохранилища, концентрации на границе узбекских и туркменских войск.

Звучат выстрелы и на узбекско-казахстанской границе. 27 декабря 2002 года Узбекистан в одностороннем порядке принял решение о закрытии границы с Казахстаном.

Вышеупомянутый Малик Камилов пишет: "Народная мудрость гласит: спокойствие соседа - твое спокойствие; можно прожить без друзей, но нельзя прожить без соседей. Добрососедство - основа мира и спокойствия. Причем равно как между людьми, так и между государствами". Готов подписаться под каждым этим словом с одним только добавлением: добрососедство - это улица с двусторонним движением.

Кыргызстан намерен и впредь неуклонно соблюдать дух и букву Договора о вечной дружбе между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 24 декабря 1996 года, статья 1 которого, в частности, гласит: "Кыргызская Республики и Республика Узбекистан, будучи братскими и дружественными государствами, строят свои отношения на основе сотрудничества и взаимного доверия.

Высокие договаривающиеся Стороны подтверждают свою решимость активно развивать отношения на основе уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ обоих государств, принципов невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды".

Однако сдержанная и взвешенная позиция Кыргызстана, его конструктивный подход и дружественный настрой не находят должной реакции у узбекской стороны. Пока мы можем видеть, что слова о дружбе и братстве официального Ташкента на местах превращаются в прямо противоположное: колючую проволоку, мины и стрельбу на границе, хамство, грубость и мздоимство узбекских пограничников и таможенников.

Кыргызы и узбеки на протяжении долгого времени жили, живут и будут жить бок о бок, а жители приграничных районов двух стран общаться, торговать друг с другом, сопереживать друг другу, вместе радоваться успехам, делить сообща большие и маленькие горести. Как показывает мировая практика, все попытки воздвигнуть искусственные барьеры между народами обречены на провал. Поэтому, думается, что в памяти наших граждан останутся не сегодняшние безответственные узбекские пограничники, таможенники и чиновники, а такие узбекистанцы, как житель Ташкента, доктор филологических наук, профессор Атакузи Азизов, который в детстве учился и впоследствии работал вместе с выдающимся государственным деятелем Кыргызстана Исхаком Раззаковым. В знак светлой память Исхака Раззаковича, проявляя дань уважения городу, где он родился, уважаемый Атакузи Азизов подарил в ноябре 2002 года г. Исфане часть своей обширной библиотеки.

Как добрые и старые соседи, кыргызстанцы искренне хотят, чтобы братский народ Узбекистана действительно создал процветающую страну, великую своими мирными успехами и достижениями, живущую в мире и согласии со всеми своими соседями, идущую в XXI веке вперед вместе с друзьями и соседями по возрождающемуся Великому Шелковому пути во имя лучшего будущего всех народов Центральной Азии.

В своем поздравлении Президенту Узбекистана И. Каримову по случаю его 65-летия, состоявшегося 30 января 2003 года, Президент А. Акаев, в частности, отметил талант, трудолюбие и стойкость, присущие узбекскому народу, реализацию им собственной модели развития во имя процветания и благополучия братского народа Узбекистана.

Будем же надеяться, что в последующие десятилетия со дня установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном традиционные дружба и братство народов двух наших стран получат свое достойное развитие в межгосударственных отношениях с тем, чтобы ничто не омрачало жизнь рядовых кыргызов и узбеков, всех кыргызстанцев и узбекистанцев, напряженно работающих во имя своего благополучия и счастливого будущего детей.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ