Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Белорусская политика в отношении Ирака

Александр Фадеев

С началом военной операции США и Соединенного Королевства против Ирака министерство иностранных дел Республики Беларусь выступило с заявлением, в котором выразило глубокую обеспокоенность в связи с этими событиями. Минск подчеркнул, что Белоруссия выступает за скорейшее прекращение военной фазы и решение иракского вопроса исключительно в рамках уставных полномочий Совета безопасности ООН. Представитель белорусского МИД проинформировал также и о том, что республика рассматривает возможность оказания гуманитарной помощи Ираку, исходя из «реальных возможностей страны». Потенциальное бегство Саддама Хусейна на белорусскую территорию, о котором сообщили корреспонденты некоторых зарубежных СМИ, не имеет ничего общего с реалиями, является, по мнению пресс-секретаря внешнеполитического ведомства РБ, примером недобросовестной журналистики.

Буквально накануне ударов по Ираку американо-британских ВМС и ВВС президент РБ Александр Лукашенко в интервью главным редакторам «Комсомольской правды» и «Советской Белоруссии» дал свою оценку действиям Вашингтона и Лондона. Нападение США и СК на Ирак, по его мнению, это – первый акт крупнейшей циничной агрессии со времен Второй мировой войны, это - война за нефть. Не стало неожиданностью и утверждение белорусского президента о том, что политическое руководство стран-агрессоров может быть свергнуто своими гражданами: Лукашенко всегда демонстрировал стремление принимать желаемое за действительное. Впрочем, иллюзии на этот счет в конечном итоге не имеют большого значения, поскольку ракетно-бомбовые удары и наступление американо-британских сил очень скоро достигли таких масштабов, которые не оставили места другим вариантам развития событий, кроме военного.

Белорусский лидер все последнее время демонстрировал особые отношения с режимом Саддама Хусейна, не упускал случая подчеркнуть «самые добрые отношения» с Багдадом. Нередко республиканским властям в акциях, направленным на доказательство дружбы с иракским лидером, изменяло элементарное чувство меры, они приобретали опереточные формы или черты гротеска.  Во многом такая позиция объясняется тем, что Ирак является в представлениях республиканской властной элиты той альтернативой зависимости от поставок российской нефти, к которой в реализации внешней политики она всегда стремилась. Помимо перспективного импорта иракской нефти, способных в будущем удовлетворить полностью потребности республики в ней, а это не менее 15 млн.т., новая экспортная концепция Белоруссии базируется, в частности, и на переориентации торговли белорусскими грузовыми(включая большегрузные) автомобилями с России на рынок Ирака. Ведь Ирак, например, не требует, в отличие от правительства М.Касьянова, поставок грузовиков только с «зелеными» двигателями, берет и не соответствующие стандартам ЕВРО.

Не секрет, что Белоруссия успела заключить с иракским правительством прямых (в обход, фактически, программы «Нефть на продовольствие») контрактов на сумму в 300 млн. долларов США, а внешнеторговый оборот РБ с Ираком в прошлом году по официальным оценкам достиг 32 млн. долларов. Белоруссия поставляла в Ирак тракторы и грузовые автомобили, сельхозоборудование, лекарства и медицинские приборы, оборудование для строительства стеклозаводов и другие товары. Глава белорусского государства гордо заявлял республиканской общественности, что иракский режим «у нас покупает все», да еще безвозмездно перечисляет огромные средства на президентские программы. Багдад, например, через свое посольство в Минске дал президенту РБ полмиллиона долларов на затеянное им строительство грандиозной Национальной библиотеки.

С другой стороны, белорусские власти оказались своеобразными заложниками собственной «многовекторной» внешней политики. Ведь, например, качественный уровень отношений с Эль-Кувейтом был до кризиса никак не ниже, чем с Багдадом, а кувейтские деньги сегодня вовсю работают в экономике республики. Все это привело к тому, что белорусский МИД вынужден был «вилять», в срочном порядке уверять Государство Кувейт, участвующее ныне в войне с заклятым врагом - иракским режимом, в искренности и дружелюбии Минска.

Очевидно что политика президентской администрации РБ по отношению к Ираку вызывает явное раздражение в Вашингтоне, может в дальнейшем привести к провоцированию жестких санкций против белорусского лидера и его окружения. К Соединенным Штатам, что не исключено, могут присоединиться и Франция, и Германия, для которых Белоруссия станет неким полем примирения с заокеанским партнером, разменной картой в реанимации отношений с ним после кризиса. Ведь они, также как и США, видят в Лукашенко диктатора, угрожающего «стабильности в европейском регионе», а фактор острого соперничества за большую нефть в этом случае будет просто отсутствовать.

Ясно и другое, - республиканское руководство в случае с Ираком пренебрегло консультациями с Кремлем, не сверяло свою позицию с политикой российского МИДа, беспричинно критиковало и игнорировало посольство России в РБ. Минск чрезмерно полагался, как представляется, на собственную непогрешимость и получение сверхвысоких политических и финансовых дивидендов от дружбы с Саддамом Хусейном, на авторитетность решений по иракской проблеме, хотя именно компетентность высших чиновников Белоруссии во внешней политике на ближневосточном направлении вызывает серьезное сомнение. Вся недавняя практика президентского управления дипломатической работой свидетельствует, что в Белоруссии устоялся политический режим, при котором больше опасаются предательства и нелояльности со стороны собственных диппредставителей за рубежом (аффект Маринича), чем их ошибок и неспособности к выполнению миссии.

Это обстоятельства, в частности, кроятся и в нежелании руководства РБ верить «отрицательной» информации, которая прогнозирует политические осложнения, наоборот, оно намеренно и демонстративно игнорирует очевидные факты. Властная элита Белоруссии с определенного времени потеряла чувство здорового скептицизма, которое является составной частью реальной внешней политики и государственной бдительности. Отсюда и близорукие заключения о намерениях и планах центров мировой силы, и заблуждения, связанные с чрезмерной верой в свои потенции, в гарантии международных институтов и права, невозможность исходить из тех факторов, которые непосильны для Белоруссии, но вполне, как еще раз подтвердил последний кризис, приемлемы для ее оппонентов на Западе.

Белоруссии, стремящейся занять особую нишу в международных отношениях, вести только ей присущую игру на мировой арене, никак невдомек, что узко национальная политика в деле урегулирования международных конфликтов не может вести к положительным результатам. В данном случае требуется настойчивая и кропотливая работа многих субъектов международного права, тесное взаимодействие по проблеме кризиса больших групп стран, координация их усилий, совместная выработка единой позиции в международных организациях, прежде всего Организации Объединенных Наций. Т.е. как раз то, что в период, предшествующей военному нападению США и СК на Ирак, пытались продемонстрировать Франция, Германия, Россия и некоторые другие страны. Европа в лице этих стран стала осознавать свою интегрированную ответственность в рамках ООН за поддержание и сохранение мира. Впервые мы стали очевидцами впечатляющих действий на международной арене в период острейшего кризиса еще только складывающейся оси Берлин-Париж-Москва. За союзом этих гигантов европейской политики, если он укрепится, будущее мира. Но нет никаких сомнений, что сегодня найдутся силы, которые постараются не допустить любой ценой консолидации Германии, Франции и России.

Да, США и Великобритания нарушили в отношении Ирака, также как и ранее в Югославии, основополагающий принцип ООН – прибегли к реализации противоречащего международным нормам субъективного права на войну. Но несколько лет назад подобное попрание США и их союзниками по НАТО норм ООН на Балканах не вызвало такого международного резонанса, такого общественного отпора, какие мы видим сегодня во многих странах. Россия, как известно, тогда не нашла ничего лучшего, как на заключительной стадии конфликта взять на себя сомнительные функции пособника стороне-агрессору. Мир сейчас явно изменился, политика осуществления глобального апартеида определенными сверхдержавами, стремящимися узаконить на практике неравенство и право сильного, наталкивается на серьезное противодействие. Вместе с тем, слабым странам, к которым относится и Белоруссия, явно преждевременно полагаться на международные договоренности и организации с их уставами и нормами: исполнение их, также как и в период Мюнхенского умиротворения, остается в контексте благих пожеланий самих держав, их некогда подписавших. Международная практика, к сожалению, показывает, что исключительно невоенными средствами, без опоры на военно-технический потенциал (собственный или союзный) сползание к конфликтам остановить пока не удавалось.

Борьба с «международным терроризмом» коалиции мировых держав, куда входит и Россия, не станет эффективной и справедливой, если ее главные участники постоянно и грубо сами будут попирать основополагающие нормы ООН и международного права, использовать для «восстановления мира и демократических свобод» несоразмерные военные средства. Более того, действия в разных точках нашей планеты групп государств (или отдельных сверхдержав), какими бы благими намерениями они не вызывались, не должны порождать у малых и слабых в экономическом, военно-техническом отношении стран политического унижения. США и их союзники по войне в Ираке имели реальный шанс в невоенном решении иракской проблемы опереться на накопленный опыт сотрудничества и взаимопонимания с режимом Саддама Хусейна таких стран, как Франция и Россия, но не использовали его, что уже привело к роковым последствиямю

Следует подчеркнуть и другое, в России и в Белоруссии осенью 2002 г. нашлось немало адептов новой стратегии национальной безопасности США Буша-младшего, в которой, прежде всего, провозглашалось намерение навсегда отказаться от принципа устрашения и стратегии превентивных войн. В Ираке правительство США действует вопреки не только принципам международного права, но и собственной концепции национальной безопасности, что, впрочем, не остановило ряд правых политиков в Москве и большую группу оппозиционеров в Минске, которые продолжают призывать слепо следовать в фарватере Вашингтона, не разрушать «добрых отношений и партнерства» с США из-за режима Саддама Хусейна. Оппозиционные лидеры Объединенной гражданской партии, Народной Грамады и «Малады фронта» поспешили выразить свою солидарность с США и Великобританией, с демократией, которая считает, что «есть вещи и более важные, чем мир».

По отношению к этим политическим функционерам и главам некоторых стран СНГ, поспешившим выразить одобрение неспровоцированному военному вторжению сил США и Великобритании в Ирак, заявление Александра Лукашенко о поддержке народа Ирака в его противостоянии агрессорам, которое он сделал, выступая 21 марта по случаю 60-летия со дня трагедии в Хатыни, воспринимается только положительно. Президент Белоруссии был достаточно эмоционален и сказал, в частности, что «сегодня мы не можем оставить иракский народ в беде. Иракские дети, женщины и старики, пострадавшие от американской агрессии, должны ощутить нашу заботу и нашу помощь».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ