Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Органы Содружества Независимых Государств: система и функции

Татьяна Титова

Нынешний облик Содружества Независимых Государств во многом определяет диалектика центробежных и центростремительных тенденций на постсоветском пространстве. Для него во многом характерен свободный выбор государствами форм и масштабов участия в многостороннем взаимодействии. На сегодняшний день это проявляется в отраслевом сотрудничестве, реализации проектов в торгово-экономической области, антитеррористической и антикриминальной работе, в контактах по военной линии (например, в рамках Объединенной системы ПВО), а также в достаточно интенсивно функционирующей системе консультаций на различных уровнях. При этом изначально осторожное отношение государств - участников к приданию органам Содружества наднациональных функций привело к тому, что не были созданы даже такие механизмы исполнения принятых решений, которые вполне возможны на межгосударственной основе и не требуют выхода на наднациональный уровень. В результате сегодня Содружество представляет собой объединение со свободным и на деле малообязывающим характером связей, где отсутствует система ответственности за выполнение принятых обязательств (См. Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу»).

Наиболее рельефно эти проблемы обозначились на заседании Совета глав государств СНГ в октябре 1997 г. Тогда, как считают многие аналитики, на карту было поставлено само существование Содружества. Главной причиной общей неудовлетворенности стало хроническое невыполнение   договоренностей, неповоротливость и неэффективность механизма управления Содружеством. В его структуре действовало более 60 уставных и других рабочих органов. С самого начала их формирования превалировал формальный институциональный подход, в то время как координации и взаимодействию уделялось недостаточно внимания.

29 апреля 1998 г. в Москве на заседании Совета глав государств СНГ было одобрено Решение о проведении Специального межгосударственного форума для обсуждения вопросов о совершенствовании деятельности СНГ и его реформировании. Форум по реформированию СНГ разделился на две комиссии, одна из которых заседала в Москве, вторая - в Минске. В задачи московской комиссии входило решение вопросов об экономических отношениях стран СНГ. Белорусское отделение форума занималось выработкой предложений по реформированию органов Содружества.

Предполагалось более четко разграничить полномочия Совета глав государств и Совета глав правительства. До сих пор все решения обязательно проходили через Совет глав правительств, а Совет глав государств их визировал. Теперь предлагалось полностью возложить принятие решений на Совет глав государств, Совет глав правительств должен будет заниматься оперативным управлением Содружества.

Казахстан выступил с предложением объединить Исполнительный секретариат СНГ с Межгосударственным экономическим Комитетом (МЭК) с тем, чтобы уменьшить число уставных органов Содружества. Россия и большинство других стран СНГ это предложение не поддержали. Напротив, в рамках Содружества предполагалось создать еще один уставный орган - Совет постоянных и полномочных представителей стран СНГ.

2 апреля 1999 г. в Москве собрался Совет глав государств Содружества. Было утверждено разграничение полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств, принято новое Положение о Совете министров иностранных дел и создан Экономический совет СНГ, которые стали основными исполнительными органами, обеспечивающими сотрудничество во внешнеполитической и экономической деятельности государств - участников. Было также закреплено соблюдение сроков председательства в органах Содружества на основе принципа ротации. Новой организационной формой работы стал Совет постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, состоящая из полномочных представителей государств Содружества.

Исполнительный Секретариат, аппарат Межгосударственного экономического Комитета реорганизованы в Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. Сокращена штатная численность органов СНГ, упразднены рабочие аппараты девяти органов отраслевого сотрудничества. В результате инвентаризации договорно-правовой базы Содружества на треть сокращено количество составлявших ее документов. В октябре 1999 г. Советом глав правительств был утвержден Механизм реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия по оптимизации структуры и функций органов СНГ, их система на сегодняшний день остается довольно аморфной и громоздкой. За более чем десятилетний период существования Содружества она периодически претерпевала реорганизации. При этом часть органов, предусмотренных Уставом, на сегодняшний день отсутствует (Комиссия по правам человека, Координационно- консультативный Комитет), хотя соответствующие изменения в основной документ, устанавливающий правовые основы деятельности Содружества Независимых Государств, так и не были внесены. С другой стороны, за это время было создано множество рабочих органов с не вполне ясными функциями и полномочиями.

Целью данной публикации является описание существующей на сегодняшний день системы органов  Содружества Независимых Государств.

Уставные органы СНГ

Высшим органом СНГ в соответствии со ст. 21 Устава является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

внесения поправок в Устав СНГ;

создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

делегирования полномочий нижестоящим органам;

утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества от 22 января 1993 г., документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств, принятыми Решением Совета глав государств СНГ  от 7 октября 2002 г..

Решением Совета глав государств от 25 января 2000 г. Председателем Совета глав государств Содружества Независимых Государств был утвержден Президент Российской Федерации В.Путин. Представители России председательствуют и в других уставных органах Содружества - Совете министров иностранных дел, Совете министров обороны, Совете командующих Пограничными войсками.

На неформальной встрече президентов государств СНГ (29 января 2003 г., Киев)  государства – участники договорились о том, что председательство в Совете глав государств Содружества с января 2003 г. осуществляется Украиной в лице Президента Украины Л Кучмы.

Совет глав правительств в соответствии со ст. 22 Устава Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;

реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;

принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;

развития систем транспорта, связи, энергетических систем;

сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;

разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;

создания органов Содружества в рамках его компетенции;

назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;

финансового обеспечения деятельности органов Содружества.

Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. Председателем Совета глав правительств является Премьер-министр  Казахстана И. Тасмагамбетов.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 г. поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями. Это согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ.

Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. К участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты.

Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Совета глав государств и Совета глав правительств созываются совещания руководителей соответствующих государственных органов.

Совет министров иностранных дел СНГ (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 г. для осуществления координации внешнеполитической деятельности.

Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес (ст.27 Устава).

В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 г. была принята новая редакция Положения о СМИДе, где последний определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.

Основными задачами СМИД являются:

организация выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

содействие развитию сотрудничества государств-участников Содружества во внешнеполитической сфере, включая взаимодействие их дипломатических служб;

содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств-участников Содружества;

поиски путей мирного урегулирования споров и конфликтов и создания обстановки мира, согласия и стабильности в Содружестве;

содействие укреплению дружбы, добрососедства и взаимовыгодного международного сотрудничества.

СМИД осуществляет следующие функции:

рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений;

дает свое заключение о проектах повесток дня заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества;

проводит консультации в области внешней политики государств-участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес;

содействует обмену опытом и информацией о внешнеполитических вопросах;

рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств-участников Содружества Независимых Государств в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив;

осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств-участников Содружества, для работы с архивами, подготовки и повышения квалификации дипломатических кадров;

рассматривает и решает другие вопросы по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и ряд других документов.

СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также Положением о Совете министров иностранных дел СНГ.

СМИД как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных решений.

Председатель Совета министров иностранных дел – Министр иностранных дел РФ И.Иванов.

Совет министров обороны (СМО) в соответствии со ст.30 Устава Содружества является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Совет министров обороны государств-участников СНГ Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г.. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.

Штаб по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны. Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Совет Министров Обороны:

рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства государств- участников Содружества и при необходимости вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств СНГ;

осуществляет координацию военного сотрудничества государств-членов Содружества;

разрабатывает предложения по координации усилий государств-участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на их территориях и внешних границах; по сближению нормативно-правовых актов государств-участников Содружества в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

осуществляет организацию деятельности групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) в соответствии со ст.31 Устава является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них. СКПВ создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств- участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Координационная служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.

Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Совет командующих Пограничными войсками:

согласовывает усилия государств-участников СНГ по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений Устава СНГ, касающихся пограничных вопросов;

координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них;

развивает дружественные связи между Пограничными войсками государств- участников Содружества;

содействует развитию и укреплению Пограничных войск государств- участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества (ст.32 Устава). К ведению Экономического Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический Суд СНГ образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств СНГ о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.. Основным документом, определяющим его статус, является Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде.

Участниками названного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Нормативную базу организации и деятельности Суда составляют: Устав СНГ; Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.; Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. и Положение об Экономическом Суде СНГ; Соглашение глав государств-участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.; иные акты Содружества; общепризнанные принципы международного права; Регламент Экономического Суда СНГ, утвержденный постановлением Пленума Экономического Суда 10 июля 1997 г. № 2.

Статьей 2 Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Суда, в количестве двух человек. Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда.

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Эта норма Положения об Экономическом Суде СНГ в связи с возникшими в государствах разночтениями явилась предметом официального судебного толкования. Давая толкование, Экономический Суд в своем решении определил, какие спорные вопросы и между какими государствами-участниками Содружества могут быть разрешены Экономическим Судом, в какие межгосударственные судебные органы государства-участники СНГ могут обратиться.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Сторонами (участниками) спора могут быть государства-участники в лице их полномочных органов и институты Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда, а также иные государства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающие условия Регламента Экономического Суда СНГ, если такое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений между самими спорящими сторонами.

Экономический Суд осуществляет также толкование:

применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Фактически деятельность Суда началась в 1994 г. Большую часть рассмотренных дел составляют дела о толковании актов Содружества, принятых по экономическим вопросам, признанию и обеспечению социально-экономических прав граждан, проживающих на территории государств Содружества. В 1997 -1998 гг. Экономическим Судом рассмотрен ряд дел, связанных с неоднозначной трактовкой органами государств-участников определяющих положений соглашений о Таможенном союзе и зоне свободной торговли, базирующихся на Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. Экономическим Судом по ряду дел также было дано толкование применения положений договоров и соглашений, касающихся вопросов признания прав собственности на имущество бывшего Союза ССР, правового режима инвестиций субъектов хозяйствования одних государств Содружества на территории других.

Вынесенные Экономическим Судом решения способствуют единообразному и эффективному применению актов Содружества в различных сферах сотрудничества, оказывают позитивное влияние на формирование его правовой базы, процесс разработки межгосударственных соглашений и договоров, обеспечения их соответствия условиям, нормам и принципам международного права. Решения Экономического Суда о толковании позволили уточнить статус ряда органов Содружества, обеспечить применение международно-правовых гарантий в той или иной сфере их деятельности.

Практика деятельности Экономического Суда показывает, что у этого органа имеются большие потенциальные возможности для решения коллизионных вопросов, связанных с деятельностью СНГ. Однако этому препятствует его узкоспециальная юрисдикция, ограниченность круга субъектов, правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма обеспечения исполнения выносимых им решений.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) в соответствии со ст. 36 Устава СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. МПА  была образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея учреждалась как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

В 1993 - 1995 гг. членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 г.  к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.

26 мая 1995 г. главы государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 г. В 1997 г. к ней присоединилась Республика Молдова. В соответствии с Конвенцией Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов СНГ.

Основной целью организации и деятельности Межпарламентской Ассамблеи является сближение и гармонизация законодательных актов государств СНГ. Задачи эти реализуются путем принятия МПА модельных законодательных актов и рекомендаций. Межпарламентская Ассамблея также уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Она принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации парламентами государств - участников СНГ договоров и соглашений, заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств СНГ, -  иных международных договоров, участие в которых государств-участников является желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества.

Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Парламентам для использования в национальном законотворческом процессе направляются модельные акты и рекомендации МПА, касающиеся социальных прав и гарантий граждан, защиты прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защиты гражданских лиц, прав военнопленных и др. Парламентами - участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли.

Важнейшее место в работе МПА занимает миротворческая деятельность, заключающаяся в организации миротворческих акций в «горячих точках» на территории стран Содружества, а также разработке правовых основ для их последовательного осуществления. За годы своей деятельности Ассамблея оказывала содействие Совету глав государств - членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении региональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, а также на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Важнейшим результатом работы МПА явилось подписание в мае 1994 г. Бишкекского протокола - единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе.

Еще одно направление деятельности МПА - налаживание контактов с другими международными парламентскими организациями. С рядом организаций взаимоотношения строятся на договорной основе. Так, в июне 1997 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ. В июне 1998 г. подписаны Совместное заявление Совета МПА и Бюро Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Меморандум о сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с Секретариатом Совета МПА. В декабре 1998 г. - Протокол о сотрудничестве между МПА и Парламентской Ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС). В январе 1999 г. в Гватемале подписано Соглашение о сотрудничестве по обмену информацией между Советом МПА и Центрально-американским парламентом (ЦАП). В июне 1999 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась торжественная церемония подписания Меморандума о намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных областях.

Организация деятельности Межпарламентской Ассамблеи возложена на Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год и состоит из руководителей парламентских делегаций.

Подготовку мероприятий, проводимых МПА и ее Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА. В соответствии с договором между Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и Советом МПА Секретариат осуществляет также информационное, правовое, материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Межпарламентского Комитета и его органов.

Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления и контрольно-бюджетная.

Межпарламентская Ассамблея выступила инициатором проведения ежегодного Петербургского экономического форума, целью которого является поиск новых путей обеспечения устойчивого развития стран СНГ, углубления их экономической интеграции, анализ возможностей международного инвестиционного сотрудничества.

(Продолжение материала в следующем номере бюллетеня)

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ